Консенсус
Консенсус
принятие конечного решения на основе общего согласия участников или сторон; всеобщее согласие.
Источник: Краткий словарь по социологии
КОНСЕНСУС
1. Общее согласие по спорным вопросам. 2. Метод принятия решений посредством сотрудничества, достижения принципиального единства мнений.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Консенсус
согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.
Консенсус
один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон [9.– С.580].
Источник: Социология. Словарь.
Консенсус (consensus)
Согласие между членами группы, сообщества или общества относительно основных социальных ценностей. Некоторые социологи придают особую значимость консенсусу как основе социальной стабильности. Они полагают, что всем обществам, остающимся стабильными на протяжении значительных промежутков времени, свойственна “система общих ценностей”, объединяющая согласованные убеждения, свойственные большинству населения.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
КОНСЕНСУС
от лат. consensus - согласие) - англ. consensus; нем. Konsensus. 1. Согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентации относительно значимых ценностей, целей, норм, правил поведения, ролей, отношений власти и т. д. между индивидами, соц. группами и общностями, являющееся важным фактором функционирования и поддержания стабильности общества. 2. Соглашение по спорным вопросам, достигнутое участниками переговоров как средство разрешения конфликтов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
КОНСЕНСУС
consensus) — существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базисным ценностям. Хотя некоторые социологи, особенно Толкотт Парсонс, подчеркивают наличие таких общедоступных ценностей в качестве основы любого сохраняющегося социального порядка, другие указывают на то, что социальные системы могут часто сохраняться за счет взаимных интересов или силы. См. также Легитимный авторитет; Нормативный функционализм; Социальная и системная интеграция; Политический консенсус; Тезис о господстве идеологии.
Источник: Большой толковый социологический словарь
КОНСЕНСУС
CONSENSUS) Вопрос о том, каким образом устанавливается и поддерживается социальный порядок в каком-либо обществе или какой-либо социальной группе, всегда имел первостепенное значение в социальной философии и социологии. В социологии вслед за Т. Парсонсом (Parsons, 1937) эта проблема обозначается как «гоббсова проблема порядка» (по имени философа Т. Гоббса). Вообще говоря, социологов можно разделить на тех, кто основой социального порядка считает принуждение, и тех, кто утверждает, что основу всякого общества составляет некоторая степень общего консенсуса в отношении ценностей и норм. Конечно, на практике большинство социологических теорий социального порядка рассматривают основания социального порядка как с точки зрения нормативного консенсуса, так и с точки зрения физического принуждения. Однако в парсоновской социологии порядок объясняется главным образом с точки зрения «высших ценностей», которые интернализуются и становятся общими для всех в результате общего опыта социализации в семье. Природа и степень консенсуса в отношении социальных ценностей в человеческом обществе стали предметом продолжительной полемики в рамках современной социологической теории. Например, многие эмпирические исследования убеждений городского рабочего класса говорят о том, что господствующие социальные ценности не принимаются полностью или последовательно значительной частью населения. Более того, даже когда общие ценности принимаются, это принятие может быть лишь прагматическим и частичным. В рамках некоторых направлений марксистской социологии также разрабатывались идеи, сходные с идеей ценностного консенсуса, которые подчеркивали значение господствующей идеологии и гегемонии. Однако представители других форм марксизма критиковали идею консенсуса, подчеркивая значение класса и классового конфликта, а не единства. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Конфликта теория; Парсонс; Прагматическое принятие; Ценность. Лит.: Giddens (1997)
Источник: Социологический словарь
КОНСЕНСУС
(лат. consensus — согласие) — способ разрешения конфликтов при принятии решений, если отсутствуют принципиальные возражения у большинства заинтересованных лиц; принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него не выступает никто, либо при исключении мнения немногих несогласных участников. В широком смысле слова — общее согласие при отсутствии возражений по существенным вопросам. Термин “К.” обозначает как процесс принятия решения, так и само решение, принятое таким способом. Таким образом, решение-консенсус неотрывно связано с самим процессом. Метод К., не похожий на другие методы принятия решений (например, голосование, основанное на мнении большинства), используется во многих социальных сферах.
Сторонники принятия решений методом К. выделяют следующие недостатки метода голосования: голосование направлено скорее на соперничество, чем на сотрудничество, принятие решения основано на дихотомии выигравшие/проигравшие, без учета возможности компромисса или другого решения. К тому же критерий большинства часто представляется неполномочным и отчужденным, вынуждающим меньшинство подчиниться. Сторонники К. утверждают, что такая “тирания большинства” нарушает сплоченность сообщества, способствует расколу и снижает его эффективность. И, наконец, приверженцы К. утверждают, что решение, основанное на мнении большинства, уменьшают причастность каждого участника группы к принятому решению. Оказавшиеся в меньшинстве в меньшей степени ощущают свои обязательства в соответствии с решением, принятым большинством, и даже голосовавшие вместе с большинством могут ощущать меньшую ответственность за ультимативное решение. По мнению сторонников К., результатом такой “редуцированной причастности” становится меньшая готовность защищать решение и действовать в соответствии с ним.
Для любого сообщества К. может быть определен как вариант решения, наиболее приемлемый для всех, решение, максимально удовлетворяющее максимальное число предпочтений.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учеб. пособие. М.: ИЦ “Академия”, 2013.
Сторонники принятия решений методом К. выделяют следующие недостатки метода голосования: голосование направлено скорее на соперничество, чем на сотрудничество, принятие решения основано на дихотомии выигравшие/проигравшие, без учета возможности компромисса или другого решения. К тому же критерий большинства часто представляется неполномочным и отчужденным, вынуждающим меньшинство подчиниться. Сторонники К. утверждают, что такая “тирания большинства” нарушает сплоченность сообщества, способствует расколу и снижает его эффективность. И, наконец, приверженцы К. утверждают, что решение, основанное на мнении большинства, уменьшают причастность каждого участника группы к принятому решению. Оказавшиеся в меньшинстве в меньшей степени ощущают свои обязательства в соответствии с решением, принятым большинством, и даже голосовавшие вместе с большинством могут ощущать меньшую ответственность за ультимативное решение. По мнению сторонников К., результатом такой “редуцированной причастности” становится меньшая готовность защищать решение и действовать в соответствии с ним.
Для любого сообщества К. может быть определен как вариант решения, наиболее приемлемый для всех, решение, максимально удовлетворяющее максимальное число предпочтений.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учеб. пособие. М.: ИЦ “Академия”, 2013.
КОНСЕНСУС
(от лат. consensus — согласие, единодушие, соучастие, согласованность) — наличие между двумя или более индивидами единства взглядов и сходных ориентации в к.-л. отношении. В социол. смысле К-— это согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. Та или иная степень согласия в мнениях и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации. На связь между проблематикой коллективной жизни людей и К. указывал Конт. Так или иначе эту связь фиксировали, начиная с Локка [1], едва ли не все социальные мыслители, принимавшие идею обществ, договора. Однако вплоть до начала 19 в. социол. механизм К. не был предметом специального анализа, т. к. в поле зрения социальных мыслителей находились скорее когнитивные и психологические факторы образования К., резюмируемые в просветительском тезисе: «Мнения правят миром». Одной из первых попыток такого анализа оказалась гегелевская постановка вопроса о механизме обеспечения взаимного «признания» людьми друг друга, к-рый и явл. наиболее общим условием возможности существования об-ва. Этот подход, учитывающий вероятность принудительного К., решительно противостоял взглядам франц. просветителей, согласно к-рым К. представляет собой рационально осознанную солидарность, понимаемую как органическое свойство «нормальной» социальной жизни людей. Эти взгляды разделялись франц. социологами, в том числе Дюркгеймом и его последователями. М. Вебер, следуя гегелевской традиции, стремился понять К. не как атрибут «нормального» («идеального») состояния об-ва, но как его неотъемлемую характеристику, коль скоро оно существует и не распадается, а следовательно, обладает элементарным «порядком». Он решительно противопоставлял К. солидарности, поскольку поведение, основанное на К., не исключает борьбу интересов, конфликт разнонаправленных тенденций и т. д. В соответствии с этим Вебер стремился придать более четкий социол. смысл понятию «К.», отделяя его от соседствующих с ним понятий. По Веберу, К.— это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия достигнут согласия.
При таком понимании К. как поведение, основанное на «согласии», отличается от поведения, основанного на «договоре», ибо К., по Веберу, должен иметь место до «договора»: сначала К., а потом «договор», но не наоборот. Полемизируя со сторонниками психологического толкования К., Вебер утверждал, что «эмпирически значимый» К. может быть вызван самыми разнообразными мотивами, целями и внутр. состояниями участников взаимодействия, отмечая при этом, что особую значимость имеют не психические переживания индивидов, а их сознательная ориентация на К. и действие, основанное на нем. Эта т. зр. противостояла психологическому толкованию К. в духе Тарда и Лебона. В амер. социологии проблематика К. анализировалась Кули и Мидом. После второй мировой войны нек-рые амер. социологи, напр. Л. Вирт, рассматривали исследование К. как «главную задачу» социологии, одним из аспектов к-рой явл. изучение влияния групповой жизни на поведение людей. Такая оценка значимости К. стимулировала дальнейшие исследования в США, гл. обр. в обл. эмпирически ориентированной социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком и др.).
В этот период понятие К. конкретизируется и детализируется, выделяются его новые аспекты. Шилз рассматривает проблематику К. в макросоциол. контексте взаимоотношения центра и периферии социальных систем [3], связывая ее с вопросом уважения к центру системы, включающей личность, роли, ин-ты, верования и нормы. Он считает, что К. как «состояние аффективной солидарности» по вопросам общего порядка (распределение авторитета, дохода, престижа) может быть достигнут и между «секторами социальной системы», находящимися в «диссенсусе» (отсутствии согласия) друг с другом по частным вопросам. При этом общий К., для к-рого согласие по всем, даже существенным, вопросам не явл. обязательным, будет сохраняться до тех пор, пока разногласия частного порядка не разрастутся до степени, разрушающей «аффективный элемент» солидарности. Отмечая значение К. как необходимого компонента «макросоциального порядка», способствующего установлению сотрудничества людей в решении общих задач системы, Шилз в то же время учитывает, что это не единственный фактор обеспечения «порядка» и его важность вовсе не предполагает «полного» К. Ассимиляции граждан в единый К., распространяющийся на все об-во, препятствуют внутренне «относительно солидарные» субсистемы классов, этнических групп, религ. общностей и т. д. Ее исключают противоречия, существующие между людьми, принадлежащими к центральной институциональной и культурной системе, и представителями «периферий» (согласно Шилзу, каждое об-во состоит из центра и периферии). «Полный» К. оказывается практически невозможным для всех «больших об-в» (включая массовое) в силу органической «недостаточности» коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. Тем не менее обычно все об-ва располагают «достаточным» К. в течение длительного периода, характеризующегося отсутствием гражданских войн и революций, к-рые свидетельствуют о радик. нарушении К. В периоды нормального развития об-ва на его макроуровне мн. процессы совершаются вне К., что не исключает его сохранение по отношению к явлениям, протекающим на микроуровне малых групп.
В 60— 70-е гг. проблематика К. разрабатывается, с одной стороны, в рамках неомарксистской социальной философии, занимая значит, место в теоретических построениях Хабермаса, а с др.— в русле феноменологически ориентированной социологии, отправляющейся от идей нем. социального философа Шюца, связавшего веберовскую концепцию К. с концепцией интерсубъективности нем. философа Э. Гуссерля. Ю. Н. Давыдов
При таком понимании К. как поведение, основанное на «согласии», отличается от поведения, основанного на «договоре», ибо К., по Веберу, должен иметь место до «договора»: сначала К., а потом «договор», но не наоборот. Полемизируя со сторонниками психологического толкования К., Вебер утверждал, что «эмпирически значимый» К. может быть вызван самыми разнообразными мотивами, целями и внутр. состояниями участников взаимодействия, отмечая при этом, что особую значимость имеют не психические переживания индивидов, а их сознательная ориентация на К. и действие, основанное на нем. Эта т. зр. противостояла психологическому толкованию К. в духе Тарда и Лебона. В амер. социологии проблематика К. анализировалась Кули и Мидом. После второй мировой войны нек-рые амер. социологи, напр. Л. Вирт, рассматривали исследование К. как «главную задачу» социологии, одним из аспектов к-рой явл. изучение влияния групповой жизни на поведение людей. Такая оценка значимости К. стимулировала дальнейшие исследования в США, гл. обр. в обл. эмпирически ориентированной социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком и др.).
В этот период понятие К. конкретизируется и детализируется, выделяются его новые аспекты. Шилз рассматривает проблематику К. в макросоциол. контексте взаимоотношения центра и периферии социальных систем [3], связывая ее с вопросом уважения к центру системы, включающей личность, роли, ин-ты, верования и нормы. Он считает, что К. как «состояние аффективной солидарности» по вопросам общего порядка (распределение авторитета, дохода, престижа) может быть достигнут и между «секторами социальной системы», находящимися в «диссенсусе» (отсутствии согласия) друг с другом по частным вопросам. При этом общий К., для к-рого согласие по всем, даже существенным, вопросам не явл. обязательным, будет сохраняться до тех пор, пока разногласия частного порядка не разрастутся до степени, разрушающей «аффективный элемент» солидарности. Отмечая значение К. как необходимого компонента «макросоциального порядка», способствующего установлению сотрудничества людей в решении общих задач системы, Шилз в то же время учитывает, что это не единственный фактор обеспечения «порядка» и его важность вовсе не предполагает «полного» К. Ассимиляции граждан в единый К., распространяющийся на все об-во, препятствуют внутренне «относительно солидарные» субсистемы классов, этнических групп, религ. общностей и т. д. Ее исключают противоречия, существующие между людьми, принадлежащими к центральной институциональной и культурной системе, и представителями «периферий» (согласно Шилзу, каждое об-во состоит из центра и периферии). «Полный» К. оказывается практически невозможным для всех «больших об-в» (включая массовое) в силу органической «недостаточности» коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. Тем не менее обычно все об-ва располагают «достаточным» К. в течение длительного периода, характеризующегося отсутствием гражданских войн и революций, к-рые свидетельствуют о радик. нарушении К. В периоды нормального развития об-ва на его макроуровне мн. процессы совершаются вне К., что не исключает его сохранение по отношению к явлениям, протекающим на микроуровне малых групп.
В 60— 70-е гг. проблематика К. разрабатывается, с одной стороны, в рамках неомарксистской социальной философии, занимая значит, место в теоретических построениях Хабермаса, а с др.— в русле феноменологически ориентированной социологии, отправляющейся от идей нем. социального философа Шюца, связавшего веберовскую концепцию К. с концепцией интерсубъективности нем. философа Э. Гуссерля. Ю. Н. Давыдов