КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Контент-анализ
метод количественного изучения содержания социальной информации.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Контент-анализ
количественный анализ) — это метод, рассчитанный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников.

Источник: Краткий словарь по социологии

Контент-анализ
это перевод в количественные показатели массовый текст (или записанный на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Контент-анализ
исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах действительности (в частности, источника текста сообщения).

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
специальный метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных в анализируемых документах.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Контент–анализ
метод количественного анализа содержания письменных документов, теле–, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т. п.).

Источник: Глоссарий по социологии

Контент анализ
метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

Контент-анализ
от англ. content–содержание и др.-гр. analysis–разложение, расчленение)–метод количественного исследования содержания документа, обычно выражающийся в выявлении и подсчете устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (терминов, наименований, имен).

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Контент-анализ
метод получения социологической и психологической информации, основанный на анализе количественных характеристик текста (например, частоты употребления определенных терминов и их сочетаний). Так, используя этот метод, можно выявить тенденции изменения неявно выраженных установок, оценок, мотивов поведения отдельной личности и группы [106].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
англ. content analysis; нем. Content-Analyse. 1. Метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления имеющихся тенденций развития соц. факторов. 2. Формализованный метод исследования содержания соц. информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т. д.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и т. д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в сюжете). Применим также к анализу работы медийных агентств (объем передаваемой ими информации, избирательность информации и пр.). В рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами – в центре внимания лишь частота их появления

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

контент-анализ
content analysis англ. content ‘содержание’. - Метод исследования межкультурной коммуникации, согласно которому содержание любого существующего культурного продукта может быть исследовано на предмет ценностей, отношения (аттитюда), мотивов и других атрибутов культуры. Следует выбирать материал, полно отражающий культуру (популярный фильм, например), материалы, устанавливающие культурные нормы (школьные буквари и учебники), другие разнообразные материалы (письменные материалы — детские рассказы, статьи из газет, журналов — мифы, речи, фильмы, произведения искусства и т.д.). Контент-анализ может предоставить полезную информацию о динамике культуры (например, влияние современных изменений на коллективистскую культуру) и т.д.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Контент-анализ
перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой [34.– С.216]. –методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации [26.– С.237]. –исследовательский метод количественного анализа содержания письменных документов, теле- и радиопередач и других видов документов и информации [21.– С.459]. –метод количественного анализа содержания документов в целях обнаружения социальных тенденций, отраженных в них; особенность метода состоит в возможности изучения документов в их социальном контексте [9.– С.580]. –техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.) [23.– С.360].

Источник: Социология. Словарь.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
content analysis) — методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Она использовалась, например, в исследовании политического баланса и влияний в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами. Противники контент-анализа оспаривают предположение о возможности количественного изучения значений и доказывают, что они выражаются как отсутствием, так и присутствием, а также не столько частотой, сколько контекстом. Тем не менее в более сложных формах контент-анализы способны учесть эту критику и могут вносить большой вклад в социологический анализ (см. также Группа средств коммуникации Глазго).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Контент-анализ
Метод объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Используется, например, в исследовании политического баланса и влияний в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами. Противники метода оспаривают предположение о возможности количественного изучения значений и доказывают, что они выражаются как отсутствием, так и присутствием, а также не столько частотой, сколько контекстом. В деятельности средств массовой коммуникации контентанализ может помочь выявлению тенденций в развитии событий, скрытых факторов социального развития и распространения общественных идей, настроений в прессе. Этот метод позволяет обнаружить пробелы в преподавании предметов, основываясь на содержании учебников. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
CONTENT ANALYSIS) Анализ содержания коммуникации, предполагающий такую его классификацию, которая позволяет выявить свойственную этому содержанию структуру. Этот термин применяется обычно скорее в отношении анализа документов или визуального материала, нежели данных интервью, однако подобная техника может использоваться и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении опросов. Исследователи разрабатывают ряд категорий, высвечивающих исследуемую проблематику, а затем классифицируют содержание в соответствии с этими предопределенными категориями. При этом категории должны быть определены как можно четче, чтобы свести к минимуму смещение, возникающее в результате субъективных суждений различных исследователей. Такая техника позволяет получить количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Однако контент-анализ иногда критикуется за то, что он основывается на субъективных суждениях, что ведет к получению допускающих количественную обработку, но не валидных данных. См. также: Кодирование.

Источник: Социологический словарь

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Один из наиболее распространенных научных методов изучения текстовой информации, заключающийся в переводе в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Разработкой и применением метода К. – а. в США в 1930-х гг. занимались такие социологи, как Х. Лассуэлл и Б. Берельсон. Суть метода в наличии зависимости между частотой употребления смысловых единиц текста, их относительной значимостью и представляемой автором текста картиной мира (скрытыми намерениями действий) Реализуется К. – а. посредством систематического выделения и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов. Выделяются две разновидности К. – а.: количественный и качественный. Количественный К. – а. позволяет получить сведения о частоте повторения в тексте конкретного выбранного элемента. Качественный К. – а. позволяет определить взаимосвязи содержательных элементов текста и их относительную значимость в структуре текста. Достоинством метода является преодоление субъективности, свойственной традиционному анализу.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Контент-анализ
от англ. content содержание) один из видов анализа документов; достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и проч. С помощью К.-а. исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Бытующее представление о К.-а. как об описании документа в любых количественных показателях ошибочно. Его процедура достаточно сложна и требует точности исполнения. Корректная интерпретация данных не должна выходить за пределы возможностей формализованного анализа проникать в суть текстового материала. Советские исследователи внесли большой вклад в разработку методики К.-а. Ими предложен принципиально новый подход к выбору качественных единиц текста. В последние годы он широко применяется в междисциплинарных исследованиях социальных наук. Программа социологического исследования с применением К.-а. включает формулировку цели, задач, гипотез, проект выборки изучаемых документов, описание методов обработки данных. Процедура К.-а. предусматривает определение категорий ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных. Категории должны быть исчерпывающими, т. е. описывать все части содержания. В то же время не следует стремиться к перечислению в категориальной схеме всех элементов содержания, как, впрочем, и значительно укрупнять категории и то и другое приводит к разрушению смысловых связей текста. Кроме того, категории должны быть взаимоисключающими. Это означает, что любой элемент содержания можно отнести лишь к одной категории, иными словами, операциональные определения категорий должны быть точны и недвусмысленны. Операционализация категориальной схемы заключается в поиске разнообразных формальных (лингвистических) признаков текста, которые соответствовали бы каждой категории. Таким образом выбираются непосредственные единицы анализа. В отечественной практике К.-а. в качестве основной смысловой единицы используется социальная идея, определенная социально значимая тема. В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, большим текстовым фрагментом. Единицы анализа должны содержать тождественные индикаторы по всему массиву документов, повторяться в каждом тексте и поддаваться формализации. К стандартным единицам анализа относятся: слово или термин, понятие, суждение или законченная мысль, тема, персонаж или класс персонажей, автор, целое сообщение или публикация. Для К.-а. аудиовизуальной информации надежной единицей анализа может служить кино-, телефраза -достаточно мелкий смысловой фрагмент содержания с четкими формальными границами, обозначенными, например, сменой говорящих или действующих субъектов. Наряду со смысловой единицей анализа определяется и единица счетавеличина измерения категорий содержания. Единицами счета обычно выступают: пространство время (количество строк, абзацев, площадь текста, метраж кинои магнитной пленки, отведенный под категории, либо время, в течение которого они описываются); появление признака в тексте (употребляется в том случае, когда формализация последнего затруднена, например, в К.-а. художественно-образной информации); частота появления признака, выявляющая степень внимания коммуникатора к той или иной категории анализа. Более тонкие приемы количественного описания текста связаны с фиксацией интенсивности признаков, лингвистическими показателями которой могут служить вид глагола и интенсивность неглагольных модификаций, таких как «иногда», «часто», «регулярно», индикаторы времени, характеризующие прошлое, настоящее или будущее действие, модальность высказываний вероятностное, императивное и пр. В методики обработки результатов К.-а. включаются приемы ранжирования категорий, измерения их сопряженности и ассоциации в соответствии с критерием X2, мерой Хемминга, выявления взаимосвязи негативных и позитивных оценок согласно специально разработанному для этих целей коэффициенту Джаниса (см. Корреляция, Коэффициенты корреляции}. Важной методической проблемой является проверка надежности К.-а., которая осуществляется с помощью компетентных судей, посредством получения аналогичных данных другими методами, а также при повторном кодировании одних и тех же текстов различными кодировщиками. Алгоритм процедуры подробно описывается в обязательном методическом документе инструкции кодировщику.

Источник: Социологический справочник

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
от англ. content - содержание) - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах соц. действительности (в частности, источника текста сообщения). Первое упоминание о применении специальной техники для анализа содержания текстов относится к 1640 г. Количественный вариант К.-а. начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Правила процедуры К.-а. были впервые подробно описаны в 1949 г. В настоящее время К.-а. используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии, историч. исследованиях, этнографии, лингвистике, литературоведении, наукометрии. В социологич. исследованиях К.-а. используется для анализа содержания текстов различного характера: материалов средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средств массовой устной пропаганды (лекций и др.), писем граждан в органы соц. управления, протоколов собраний обществ. организаций, решений органов управления, различн. рода служебных документов (характеристик и др.), текстов неформализованного интервью. Существует два вида К.-а. (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный К.-а. основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания - индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный К.-а. основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа К.-а. объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Центральным элементом К.-а. является лот гич. модель предмета анализа, в к-рой выделяются три элемента: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) измерения. Категориальная модель предмета анализа включает параметры и категории анализа, отражающие релевантные целям исследования признаки объекта исследования и их аспекты. При этом признаку объекта исследования соответствует отражающее его понятие - параметр исследования, а значению признака - категория анализа. Каждый параметр анализа может быть представлен в виде набора (или системы, если учитывается характер взаимосвязей между аспектами признака) категорий анализа. Категориальная модель исследования задается в виде кода - передачи параметров и категорий анализа. В инструкции кодировщику содержится словесное описание параметров и категорий анализа, представляющее собой "поисковый образ" элементов категориальной модели. Признак и значение признака объекта исследования могут проявляться с определенной интенсивностью. Единицей, измеряющей интенсивность проявления признака и его значения, являются единицы анализа. В качестве единиц анализа могут использоваться: понятие (термин, "имя", знак), тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие. Категории и единицы анализа - это конструктивные объекты, содержание к-рых определяется в рамках соответствующей научн. дисциплины (выбор категорий и единиц анализа непосредственно связан с конкретной предметной областью исследования и находит в ней свое обоснование). Поскольку всеобщими признаками любого текста являются протяженность и дискретность, то в К.-а. используются два типа количественных мер (единиц измерения) - единицы протяженности (напр., объем текста в квадратных сантиметрах, минутах эфирного времени и др.) и единицы частоты - единичное присутствие элемента содержания текста. Совместное использование категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры непосредственно обеспечивает процесс измерения в К.-а. Смысл кодировочной процедуры состоит в идентифицировании "поисковых образов" категорий анализа с элементами содержания текста, при этом идентификация происходит в рамках соответствующей единицы анализа. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия). Процедура исследования, основанная на технике К.-а., состоит из 18 операций (от разработки программы исследования до первичного анализа полученной аналитич. информации) и включает специальные приемы, связанные с обеспечением надежности проведения отдельных операций (устойчивости кодирования, устойчивости системы категорий, устойчивости разбиения текста на единицы анализа и др.). Кодировочная процедура может быть осуществлена специально обученными кодировщиками или на ЭВМ на основе специальных тематич. словарей. Одним из существенных моментов в развитии техники К.-а. являются междисциплинарные связи. Можно выделить два источника, из к-рых возможно заимствование элементов техники: дисциплины, непосредственно связанные с изучением текстов как продуктов деятельности человека, и дисциплины, в рамках к-рых разрабатывается значение, имеющее общеметодич. характер. Для анализа содержания текста в перечисленных дисциплин часто используется одинаковая техника. Это обусловлено тем, что эти науки связаны с исследованием коммуникационных процессов в об-ве. Следовательно сама возможность междисциплинарных связей здесь лежит в единстве объекта, к-рый часто стает в этих дисциплинах не в виде о элементов соц. системы, а виде отдельных вил коммуникационной деятельности этих элементов, деятельности по производству, передаче и потреблению содержания текстов. Именно поэтому мы и можем говорить о существовании в рамках этих дисциплин нек-рых инвариантных элементов техники анализа содержания текстов. Еще один тип междисциплинарных связей касается использования достижения дисциплин не объединенных с социологией общностью объекта исследования. К числу дисциплин, из к-рых К.-а. может заимствовать нек-рые общеметодич приемы, относятся: теория информации, математич. статистика, общая алгебра, математич. логика. К этому же типу заимствований можно отнести различн. рода специальные техники, скажем, такие, как техника семантич. дифференциала, компонентный анализ и др. На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологич. исследования. Особенно следует отметить значение связи К.-а. с техникой наблюдения. По существу техника формализованного наблюдения ничем не отличается от техники К-а. Однако многие достижения этой техники, напр. членение текста поведения на единицы анализа, формы записи, еще не вошли в арсенал К-а. В свою очередь, техника К.-а. может оказывать влияние на методику социологич. исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники К.-а. - это анализ открытых вопросов анкет и интервью. К.-а. является одним из каналов проникновения лингвистич. методов в социологич. исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания как мих опросных листов, так и ответов респонд тов, что требует использования техники К.-а. Лит.: Пропп В.Я. Морфология сказки. М.; 1969. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Рабочая книга социолога. М., 1983; Андреенков теории. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Т.В., Москвичева Л.H). М, 1996, Lasswell H.D. Language of politics. Cambridge, 1949; Е.Я. Таршис.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
от англ. contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность К.-А. состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
К.-А. может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут выступить объектом К.-А. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством К.-А. выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения К.-А.: а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата); б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении К.-А. выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется К.-А. сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории К.-А. должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).
При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Например, в свое время при К.-А. сообщений республиканских средств массовой информации БССР исследователи оперировали двумя группами категорий: модель социальной действительности и коммуникативные формы ее выражения. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми. В упомянутом исследовании анализировалось, чье мнение в той или иной мере упоминается в сообщениях республиканских СМИ. Категория "персонификация мнения" содержала полный набор субъектов мнения, однако оказалось, что в большинстве сообщений субъект мнения отсутствует и, следовательно, чье-либо мнение, оценка вообще не выражаются.
После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды К.-А. обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.
Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа "слово" контекстуальная единица - "предложение".
Наконец необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время - пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых К.-А. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего К.-А. проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации - 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.
Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы К.-А. - основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования. Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в исследовании эффективности функционирования республиканских средств массовой информации Белорусской ССР каждый текст анализировался по 248 признакам.
Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику - системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.
Процедура подсчета при количественном К.-А. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к К.-А., напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле
c = (f2 - f х n) / (r х t ),
где f - число положительных оценок; п - число отрицательных оценок; r - объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t - общий объем анализируемого текста.
В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле
c = (f х n - f х n2) / (r х t ).
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы
К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию / общее число единиц анализа.
О.Т. Манаев

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Анализ контента в исследованиях новых медиа

Сарна Александр Янисович
В данной статье указывается значимость соотношения между различными подходами в исследованиях контента новых медиа.
Читать PDF

Контент-анализ образования в сельской школе

Ищенко Альбина Михайловна
Предметом изучения данной статьи является исследование генезиса и эволюции сельских школ; закономерности функционирования школ данного типа; особенности организации обучения в сельских школах; тенденции развития российских сельски
Читать PDF

Контент-анализ телевизионной программы передач

Мельникова Е.
Читать PDF

Контент-анализ миссий современных университетов

Ольшанникова Наталья Александровна
В статье проводится анализ миссий современных университетов, как зарубежных, так и отечественных, с позиции выраженных в них функций.
Читать PDF

Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника

Мустафин Тимур Равилевич
Обсуждаются результаты эмпирического исследования социальной ситуации развития дошкольников как нормативного пространства, выраженного в правилах социального взаимодействия.
Читать PDF

О возможностях контент-анализа Я-концепции личности

Прокопьева Екатерина Владимировна
В статье раскрываются возможности применения метода контент-анализа в исследованиях Я-концепции, выполняющей в жизни личности ряд важных функций.
Читать PDF

Лидеры общественного внимания: контент-анализ прессы

Барашева Т.
Читать PDF

Контент-анализ в социологии: методологические новации

Семёнова Анна Валерьевна
Важнейшей проблемой контент-анализа является экспликация латентного содержания текстов.
Читать PDF

Контент-анализ формирования личности в детском возрасте

Брянцева Е. А.
Читать PDF

Контент-анализ учебно-познавательного опыта обучающихся

Кибальченко Ирина Александровна
Статья содержит комплексный анализ публикаций, раскрывающих разные аспекты опыта обучающихся субъектов.
Читать PDF

Телевидение Казанского университета: итоги контент-анализа

Баканов Роман Петрович
В статье представлены итоги контент-анализа информационных передач телекомпании «Univer TV» Казанского (Приволжского) федерального университета за первый год ее деятельности.
Читать PDF

Использование денотатного графа при контент-анализе текста

Крюкова Татьяна Валерьевна
В статье рассматриваются понятия денотатного графа и контент-анализа текста, описываются принципы построения денотатного графа.
Читать PDF

Контент-анализ понятия «Социально-педагогическая поддержка»

Колпакова Е. С.
В статье рассматриваются вопросы сущности категории «педагогическая поддержка». Предложен анализ особенностей существующих видов поддержки: психологической, педагогической и социально-педагогической.
Читать PDF

Контент-анализ мемуаров уральского чиновника К. Н. Теплоухова

Горелова Галина Газимовна, Попкова Татьяна Александровна, Степанов Владимир Алексеевич
В статье представлен анализ текста дневника уральского чиновника К.Н. Теплоухова с 1899 по 1934 годы.
Читать PDF

Социальные представления о страховании (контент-анализ прессы)

Морозова Инна Юрьевна
The Law of Private Car Owners Obligatory Insurance Liability brought into force on July 1, 2002 made the insurance one of the most popular topics both for the press and the public opinion.

Похожие термины:

  • Контент-анализ СМИ

    экспериментальный способ изучения деятельности СМИ с использованием методов программного моделирования. Анализ проводится на основе изучения общественного мнения и применяется для определени
  • ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

    последовательность отдельных операций контент-анализа, каждая из к-рых основана на определенной технике. Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: по разработк
  • Структурный контент-анализ

    анализ, уделяющий основное внимание форме коммуникации.
  • Контент-анализ телепередач

    метод изучения тематики, содержания телепрограмм. Его задача – выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели соответствуют тому, что происходит в о
  • Содержательный контент-анализ

    анализ, уделяющий основное внимание содержанию коммуникаций.
  • ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

    основные элементы категориальной модели предмета контент-анализа (см.). Параметры анализа представляют предмет анализа (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров пре
  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ

    один из элементов логич. модели предмета контент-анализа. Разработка категориальной модели начинается с определения параметров анализа. После их установления задача состоит в расчленении каждог
  • ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ

    элементы логич. модели предмета контент-анлиза (см.). Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единицы частоты. Единицы протяженности хара