Менеджмент
(от англ. management – управление, заведование, чуткое отношение к людям). В самом общем толковании – мастерство управления в сферах организации чего-либо, например, производства.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
МЕНЕДЖМЕНТ
1) совокупность лиц, занятых управленческим и трудом в сфере частного и общественного бизнеса. 2) наука, изучающая технико-организационные и социальные аспекты управления общественным производством.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
МЕНЕДЖМЕНТ
1. Буквально «руководство людьми»; 2. Процесс руководства (управления отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами); 3.Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; 4. Управление – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
МЕНЕДЖМЕНТ
1. Совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса. 2. Социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества. 3. Научная дисциплина, изучающая технико-организационные и социальные аспекты управления производством.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
МЕНЕДЖМЕНТ
от англ. management - управление) -англ. management; нем. Management. 1. Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами). См. УПРАВЛЕНИЕ. 2. Совокупность методов, принципов, норм, разработанных с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности. 3. Совокупность менеджеров, представляющих особый соц. слой в системе обществ, разделения труда, профессиональной и соц. структур.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Менеджмент
1) разновидность хозяйственного управления организацией или самостоятельным видом деятельности в рыночных условиях; 2) группа высших руководящих лиц в хозяйственной организации; 3) совокупность научных знаний и практических навыков в области управления; 4) учебная дисциплина. Проблемы менеджмента проблемы постоянного совершенствования технологии достижения поставленных целей, обобщения положительного опыта и попыток дать теоретическое обоснование этого опыта (практики и ее осмысления).
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Менеджмент
совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности, снижения затрат и увеличения прибыли. Основными методами М. являются ситуационный подход, стратегическое планирование и целевое управление. Основными задачами М являются принятие и реализация принятых решений. Решение задач М. достигается путем определения способов осуществления целей, выполнением управленческих решений, подготовкой и переподготовкой работников, контролем и корректировкой реализации решений.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
МЕНЕДЖМЕНТ
(от англ. management – управление, организация) – многозначный термин, трактуемый как: самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей организации путем рационального использования материальных и трудовых резервов с применением определенных принципов, функций и методов; совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления, главной задачей которых является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения конкретных целей; феномен, интегрирующий в себе и управленческую деятельность, и кадровую политику, и науку, и состояние всей управленческой инфраструктуры в стране, регионе, отрасли, на предприятии. Н. Н. Сечко
Источник: Экономико-социологический словарь.
Менеджмент
многозначный термин, обозначающий тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики; научную концепцию, одно из направлений науки управления, изучающее организационные, экономические, социальные, психологические и иные аспекты управления организациями; совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере бизнеса. Началом становления менеджмента как науки можно считать конец X I X - начало X X в., когда группа передовых американских инженеров (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилбрет, С. Томпсон, Г. Эмерсон и др.) начала разработки, направленные на повышение производительности труда, улаживание социальных отношений, совершенствование структуры управления, стандартизацию техники и технологии, укрепление дисциплины, повышение ответственности и мотивации труда и т.д. Именно это послужило началом эпохи менеджмента - роста внимания к нему, общественного признания, научных исследований, развития менеджмент-образования. Вместе с тем нельзя забывать, что теория и практика менеджмента опираются на многовековую историю формирования управленческих идей. Уже в философии Платона (428-348 до н.э.) заложены основы теории управления людьми. По его мнению, эту функцию должны выполнять философы, обладающие даром постижения высших сущностей бытия, таких, как справедливость, красота, благо. Главное качество управленца, считал Платон, - это «правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». При этом, по мнению Платона, ценность человека определяется служением его обществу и государству, разумное управление которыми рассматривается им как проявление высшей добродетели. Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что по своей природе одни люди стремятся к властвованию, другие - к подчинению. Так же как Платон, он считал, что служение государству является главной целью человека, его гражданским долгом. В России одним из первых исследователей менеджмента как целостной системы управления признан А.А. Богданов, первооткрыватель всеобщей организационной науки - тектологии (от гр. «Т» - учение о строительстве). На развитие концептуального аппарата и практики менеджмента значительное влияние оказывали национально-исторические особенности условий ее формирования. В результате были созданы американская, японская, евро- пейская и российская модели менеджмента [21, 37]. Во Франции основоположником менеджмента считают А. Файоля. В конце XX- начале X X I в. менеджмент становится социальным. Он опирается на системный анализ управляемых объектов (Р. Акофф, Г. Саймон, Дж. Форрестер и др.), ситуационный подход, учитывающий динамическое окружение и организационные изменения, реализующий матричные разработки и современные информационные технологии (Р. Бернс, Р. Томпсон, Э. Лоуренс и др.) [36, 85]. Если же говорить о менеджменте как деятельности, то большинство экспертов трактуют его как достижение целей организации руками других людей. При этом Э.М. Коротков делает оговорку: менеджер - это лицо, принимающее управленческое решение в системе социально-экономического управления (в отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где действуют иные механизмы) [50].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
МЕНЕДЖМЕНТ
(management — англ.) — в обыденном смысле это система управления предприятий, организаций; в научном — профессиональное управление для достижения максимальной эффективности организации в конкурентной среде. Теоретики М. усматривают его истоки в глубокой древности, со времени египетских фараонов: фараон имел своего рода администрацию в лице жрецов, «делающих» его образ. Н. Макиавелли (XV в.), выделил два типа стратегии управления государством: стратегию «тигров» — радикальных реформаторов и «лис» — конъюнктурных прагматиков.
В индустриальных об-вах с начала XIX в. к менеджерам начинают относить всех управленцев, включая линейных руководителей, администраторов или функциональных специалистов любых типов (напр., бухгалтера). В рамках такого подхода подготовка менеджера аналогична подготовке «универсального» администратора.
Позднее деятельность менеджеров начинают переносить на благотворительные, муниципальные, обществ, и другие организации. Возникает адекватная современности трактовка термина «М.», которая восходит к работам Ф. Тейлора и связана с идеями Друкера, У. Дункана, А. Чендлера и др. В ее основе лежит представление о специфике М. как системы профессионального рационального управления (рациональный бюрократ у М. Вебера) и об отделении функции управления от владения собственностью. М. трактуется как изначально специализированная и инновационная деятельность профессионалов. В противовес администратору объектом управления и рационализации для менеджера выступают не люди (как у Ф. Тейлора), а виды деятельности (как Файоля).
Нужда в таких специалистах вызвана возрастающей рыночной конкуренцией, потребностью в рациональном использовании различных организационных ресурсов (деньги, материалы, энергия, информация, технология, персонал и др.), возрастающей сложностью управления. Получили распространение формула «революция менеджеров» и термин «менеджерский капитализм», что подчеркивает решающую роль грамотного управления в рыночном конкурентном об-ве. «Видимая рука менеджера постепенно заменила невидимую руку рынка» (А. Чендлер). Собственник уже не может осуществлять функции управления, а самоуправление нуждается в постоянной рационализации.
Выделяют стратегический, координационный и оперативный.
Стратегические менеджеры исключены из процесса повседневного управления, сосредоточенны на решении задач долгосрочного развития организации. Они сами определяют цели своей деятельности, исходя из общеорганизационных интересов (П. Друкер).
С появлением менеджера связывается отказ от формирования предпринимательских стратегий, ориентированных на максимизацию прибыли; формирование долгосрочных стратегий развития организации; пересмотр критериев ее эффективности (ведущий — «выживание» в рыночной среде); специализация менеджерской деятельности, связанная с рациональным использованием ресурсов организации (менеджер по финансам, технике и технологии, персоналу, информатике и т. д.). Создаются новые многопрофильные организационные структуры. Их особенность — наличие стратегического центра и специализированных автономных подразделений, ориентированных на решение различных повседневных задач произ-ва и сбыта.
В советской плановой экономике М. как таковой не был востребован. В совр. России начата подготовка профессиональных менеджеров, а рынок труда этих специалистов испытывает крайний дефицит.
В. В. Щербина
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
МЕНЕДЖМЕНТ
(от англ. management — управление) — многозначный термин, обозначающий: (1) социальный и экономический ин-т, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики совр. зап. об-ва; (2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и обществ, бизнеса; (3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социальные аспекты управления обществ, производством. В последнем случае он совпадает с индустриальной социологией, социологией управления и отчасти с прикладной социологией, к-рые также изучают управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение.
М. ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации. К ним относятся определение целей и задач управления, разработка конкретных мероприятий по их достижению, разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ, координация взаимодействия различ. подразделений внутри организации, совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций, а также поиск адекватной мотивации деятельности, эффективных стилей руководства, социальной ответственности и др. вопросов, к-рые становятся предметом социол. исследования.
В бурж. науке управления принято выделять два уровня знания. Первый представлен теориями социального управления: «революции менеджеров», «социальной ответственности бизнеса*, «промышленной демократии», «человеческих отношений», «постиндустриального об-ва» и др. В методологическом плане они явл. не чем иным, как частью более общих политико-экономических и социально-филос. концепций, объясняющих механизм функционирования капитализма. Второй уровень знания — прикладные теории организации и управления — более конкретен, он обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления (напр., групповых или бригадных форм труда), анализа и обоснования решений, применения новейших приемов социально-психологического воздействия на поведение рабочих и служащих. Характерная черта М.— плюрализм методологических установок. Разработка концептуального аппарата ведется без строгой ориентации на общую теорию. Хорошо поставленная система эмпирических исследований и инновационных экспериментов дает опред. методические преимущества, к-рые, однако, нейтрализуются теоретической «обезглавленностью» научного поиска в целом. Неудивительно поэтому, что в М. наряду с концепциями, отражающими совр. уровень знания, существуют и идеи начала века. Хронологически история М. начинается с движения за «научный менеджмент», во главе к-рого стояла группа передовых амер. инженеров конца 19— начала 20 в. К ним относят Ф. Тейлора (Тейлоризм), Г. Гантта, Ф. Гилбретта, С. Томпсона, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Предлагались конкретные рекомендации по улучшению структуры управления, стандартизации инструментов, оборудования и технологических процессов, разрабатывались и внедрялись «побудительные» системы оплаты и мотивации труда, укрепления дисциплины, повышения ответственности, методы обучения рабочих и руководителей.
Благодаря усилиям сторонников «научного менеджмента» в первой четверти 20 в. амер. промышленность сделала существенный шаг вперед в плане организации и управления. Начинается процесс институционализации и обществ, признания М.: появляются профессиональные консультанты и специальные службы, издаются периодические журналы и научные монографии, открываются курсы в колледжах, проводятся семинары и затрачиваются огромные суммы на научные исследования. М. становится сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины «человеческих отношений», М. переориентируется на социально- психологическую проблематику. Теоретический фундамент совр. М. заложен трудами Маслоу, Мэйо, Дракера, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга и Р. Лайкерта, к-рые послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации» и «обогащения труда», автономных групп и новых форм организации труда.
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.
МЕНЕДЖМЕНТ
MANAGEMENT) Предметом социологических исследований менеджмента являются (1) менеджеры как привилегированная социальная группа; (2) характер социальных отношений в рамках иерархий менеджмента на предприятиях; (3) менеджмент как процесс осуществления функций как технического, так и социального контроля; (4) положение женщин в сфере менеджмента. (1) Размеры профессиональной категории менеджеров и администраторов значительно выросли в ХХ в.: с 3,6% занятого населения по данным британской переписи населения 1911 г. до примерно 13% в 1991 г. Менеджеры находятся на вершине классовой структуры (или рядом с ней) с точки зрения любой концепции стратификации. Согласно современным веберианским концепциям, благодаря своей рыночной и трудовой ситуациям менеджеры входят в состав элиты. Рыночная ситуация и жизненные шансы менеджеров весьма благоприятны в плане дохода, продолжительности и условий работы, перспектив карьеры и пенсионного обеспечения. В 1980-1990-е гг. работа менеджеров стала менее гарантированной, а перспективы карьеры — менее очевидными по сравнению с предыдущими периодами, однако их рыночная ситуация остается относительно благоприятной. Трудовая ситуация менеджеров обычно связана с более интересной работой и большей автономией по сравнению со многими другими профессиями. Эти рыночные и трудовые преимущества еще выше поднимают уровень менеджера в иерархии управления. Доступ к карьере менеджера со временем становился более ограниченным, в особенности в связи с требуемыми образовательными квалификациями. Дж. Голдторп обозначает менеджеров термином «служебный класс», признавая, таким образом, существование особых отношений между менеджерами (в особенности менеджерами высшего уровня) и владельцами капитала: первые служат интересам последних и вознаграждаются за свою преданность привилегированной по сравнению с другими служащими позицией. Привилегии менеджеров связаны с тем, что их работа с трудом поддается упрощению, кодификации и контролю, вследствие чего им приходится доверять действовать по своему усмотрению в интересах тех, кому они служат. Современный марксистский классовый анализ ставил класс менеджеров высшего уровня (особенно членов советов директоров) выше класса владельцев капитала, поскольку менеджмент контролирует различные капитала функции. Сложнее точно определить социальное положение менеджеров, находящихся ниже высшего уровня управления, так как, не входя полностью в состав высшего класса, они безусловно не относятся к рабочему классу. (2) Наряду с увеличением численности менеджеров первоначально наблюдались удлинение организационной иерархии менеджмента и повышение присущей ему степени разделения труда и специализации. Стало привычным различение высшего менеджмента (включая советы директоров), который занимается определением стратегии корпорации и распределением ресурсов на предприятии; среднего менеджмента, отвечающего за производство, исследовательские разработки и развитие, маркетинг, кадры, бухгалтерию и финансы; и оперативного менеджмента первого уровня, включающего мастеров (foremen) и инспекторов (supervisors). Увеличение числа уровней и более четкое горизонтальное деление в результате специализации функций привели к возникновению сложной структуры отношений в рамках иерархии менеджмента. Социологическое исследование этих отношений превратилось в полноправную специализированную отрасль, которую обычно называют организации теорией. В период с конца 1980-х гг. до конца 1990-х гг. крупные американские и британские компании приостановили и отчасти повернули вспять тенденцию к удлинению организационной иерархии, сократив число уровней менеджмента и число менеджеров в целом. Это сокращение было наиболее заметно среди менеджеров первого и среднего уровней. (3) Процесс менеджмента отличается двумя важными атрибутами. Во-первых, менеджмент — это экономический ресурс, который включает в себя технические функции по управлению другими ресурсами, такие, как планирование, организация и интеграция сложного разделения труда и управление теми видами деятельности, которые осуществляются внутри предприятия. Во-вторых, менеджмент является структурой контроля, обеспечивающей повиновение подчиненных и направляющей их деятельность в соответствии с поступившими сверху указаниями. В социологии на передний план выступает аспект социального контроля. Внимание исследователей сосредоточивается на том, каким образом менеджеры убеждают или принуждают других подчиняться своим приказам. Отправным пунктом при этом является предположение о том, что подчиненные не разделяют интересов менеджмента. Последнее может объясняться по-разному: в марксистских концепциях — как следствие эксплуатации; в концепции Р.Дарендорфа (Dahrendorf, 1959) — как следствие неизбежного конфликта между теми, кто обладает авторитетом, и теми, у кого его нет; наконец, как следствие противоречий между требованиями зарплаты и прибыли. С точки зрения социального контроля, значительную часть истории развития менеджмента в ХХ в. можно рассматривать как попытку подчинения своему контролю потенциально непослушных работников. Проблема контроля касается и самих менеджеров, поскольку подчиненные менеджеры не всегда разделяют интересы и цели своего руководства, кроме того, в настоящее время признается, что менеджмент не обязательно является однородным и единым. Конфликты внутри менеджмента также составляют предмет организации теории. (4) Исторически доля женщин среди менеджеров была невелика, что составляло важный аспект гендерного неравенства, поскольку профессия менеджера всегда находилась среди наиболее оплачиваемых и интересных. Однако в настоящее время в Британии наблюдается рост доли менеджеров-женщин. Менеджмент превращается из временной работы с неполной рабочей неделей в постоянную, предполагающую полную неделю. Проводимое в связи с этим сравнение доли женщин, занятых работой менеджера (28%), с их долей во всех видах постоянной работы с полной рабочей неделей (35%) показывает, что даже в 1990-е гг. женщины не были адекватно представлены в составе менеджмента, хотя это расхождение уже не было гигантским. В то же время в отдельных областях, таких, как местное управление, кадровый и вспомогательный менеджмент, женщины были представлены достаточно полно. Вместе с тем, женщины в гораздо меньшей степени по сравнению с мужчинами пользуются поддержкой при продвижении к уровню менеджерских работ высшего уровня. То же самое касается шансов женщин достичь высшего уровня в рамках той или иной профессии (см.: Профессионалы). Искусные, едва различимые препятствия на пути продвижения женщин по службе называют «стеклянным потолком». Во-первых, молодым женщинам-менеджерам чаще, чем мужчинам, поручается выполнение вспомогательных, менее значимых в сфере бизнеса функций, включая работу с кадрами, сбыт, администрирование, которые являются менее надежным основанием для продвижения к высшему уровню. Во-вторых, дискриминационными с точки зрения продвижения женщин могут быть процессы отбора. Утверждалось, что дискриминационными в данном случае являются не столько формальные, сколько скрытые критерии отбора. Одним из таких скрытых факторов является тенденция старших менеджеров-мужчин следовать стереотипам, наделяя менеджеров-женщин определенными «женскими» чертами. Позитивный стереотип заключается в том, что женщины сведущи в сферах отношений с людьми и попечения, они добросовестны и заслуживают доверия. Негативный же стереотип состоит в том, что по сравнению с мужчинами женщины менее ориентированы на поиск и внедрение инноваций, менее честолюбивы, менее склонны к анализу и больше подвержены влиянию эмоций. Женщины-менеджеры наделяются этими чертами независимо от того, уместно ли это в данном конкретном случае (или, вообще, во всех случаях). Считается, что женские черты подходят для выполнения определенных менеджерских ролей (например, для работы с кадрами, сбыта, обеспечения надлежащих отношений с клиентами), но не для большинства работ старшего менеджерского звена. Другим скрытым фактором, вероятно влияющим на позицию женщин, является свойственная людям тенденция выбирать в качестве сослуживцев тех, с кем они будут чувствовать себя комфортно на работе. Поскольку подавляющее большинство старших менеджеров — мужчины, женщин могут обходить предпочтением при продвижении по службе. В-третьих, женщины не входят в мужские социальные сети. Между тем, такого рода сети часто обеспечивают их членов взаимопомощью, которая может способствовать более эффективному выполнению индивидами своей работы, а это, в свою очередь, влияет на их шансы на продвижение. Кроме того, благодаря таким сетям младшие менеджеры могут обращать на себя внимание старших менеджеров за пределами их служебных сфер. См. также: Бюрократия; Женщины и работа; Индустриальный конфликт; Менеджеров революция; Менеджерского контроля стратегии; Научный менеджмент; Организационная культура; Сеть/Социальная сеть; Средний класс; Трудового процесса подход. Лит.: Grint (1995)
Источник: Социологический словарь