ментальность
Ментальность
(от англ. mental – в уме; производимый в уме; мысленный; умственный: от лат. mens – разум, мышление, характер, душа, способ мышления, дух, мысль). Ментальність. Mentality. Образ мыслей, определяющий способы социального поведения и действий в конкретных ситуациях. М. обычно интерпретируют как особенность устойчивых моральных стереотипов, представлений и образов действительности определенного этноса и, в связи с этим, употребляют такие термины как, например, “украинская ментальность”, “русская ментальность” и т. д. Другими словами, с М. связывают представления о “национальном характере”. Однако, как представляется, можно говорить и о М. наиболее типичных социальных субъектов: индивидов, групп, классов и общества в целом. Содержание М. можно раскрыть в ходе социологического исследования путем сопоставления образов, сложившихся в собственном сознании субъектов социального действия, т. е. своих представлений о самих себе (См. также Самосознание и Я-зеркальное) и реальных действий. Если же их сопоставить с такими же образами других, то обнаружится, что они максимально идеализированы, стилизованы, подогнанные под определенные социально желаемые стандарты и далеко не всегда реализуются в актах поведения. Сравнительный анализ таких образов с реальными действиями и поступками в определенных ситуациях как раз и раскрывает то, что на самом деле представляет из себя данный субъект. Наиболее полно М. раскрывается в пограничных ситуациях, в ситуациях выбора. См. также Образы класса, Самосознание и Самоконцепция.
ментальность
mentality лат. mens, mentis ‘разум, ум, интеллект’ — термин американского философа Р. Эмерсона (Ralph Waldo Emerson, 1856); в научный оборот введен французским этнологом и социоантропологом л. леви-Брюлем (Lucien Lévy-Brühl, 1922). - 1. Мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Общая духовная настроенность сообщества, относительно целостная совокупность мыслей, верований, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Ментальность представлена оппозициями природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность имеет три составные: 1) эмоциональную (эмоциональные состояния и переживания); 2) когнитивно-вербальную (выраженные в языке знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности); 3) поведенческую (актуализация установок, ценностных ориентаций и этнических ценностей). Выделяют различные типы ментальности: а) дологическую (примитивную) и логическую (л. леви-Брюль), б) индивидуальную и коллективную (Ж. Лефевр Georges Lefebvre, 1957, 1962, 2001), а также в) детскую, г) средневековую, д) европейскую, е) традиционалистскую, ж) бюрократическую и т.д., в зависимости от целей и задач исследования. тж. социальный характер (social character). - термин американского психолога и философа Э. Фромма (Erich Fromm, 1941); идентичность национальная (в употреблении л.Д. Гудкова, 2004). 2. Интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого обусловлены культурой; способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций. Это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах. Ментальность включает сознательное и бессознательное. тж. менталитет. См. национальное самосознание, национальный характер.
МЕНТАЛЬНОСТЬ
относительно устойчивая совокупность установок и склонностей, побуждающих к определенному типу восприятия, мышления и реагирования на явления окружающей действительности. Как способ специфического мировосприятия, М. характерна для групп людей — этносов, наций, социальных слоев, социальных классов; она объединяет людей в социальных и исторических сообществах. М. в человеческих сообществах проявляется через оценки, нормы, представления, настроения, действия, основанные на знаниях, обычаях, традициях, имеющихся в конкретном сообществе.
М. — понятие, отражающее в обобщенном виде своеобразие и особенную форму организации, склад различных свойств и качеств, специфику их проявлений. М. характеризует отличие людей по способу принятия мира и эмоциональному реагированию на него, принадлежащих к разным историческим эпохам, этнокультурным и национальным образованиям, культурным средам.
Понятие “М.” было внесено по мере развития культурноантропологического направления в социальной философии. Оно трактовалось как национально-этническая специфика общностей людей, которая позволяет им по-своему воспринимать самих себя и свое окружение. Постепенно понятие “М.” стало использоваться в описании организации общества, в социальной психологии, политологии.
М. рассматривается в различных дискурсах: социальном, историческом, культурологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, политическом. М. относится к тем категориям современных отраслей гуманитарного научного знания, с помощью которых расширяется понимание специфики человеческих сообществ различного уровня: от групп, проживающих в целых частях земного шара (восточный, западный и другие менталитеты), до групп, объединенных по образу жизни (сельский менталитет, менталитет потребителя и др.).
Глобализация общественных связей все активнее приводит к исчезновению объективных характеристик этнических объединений. Именно ментальные структуры служат сохранению подобных сообществ, позволяют увидеть существующую социокультурную реальность.
М. обладает высокой устойчивостью к внешним воздействиям, к самым глубоким социально-экономическим преобразованиям, к принципиальным изменениям политического строя. Очевидна взаимосвязь М. со всеми сферами человеческой деятельности.
В практической работе специалисты учреждений социальной сферы наиболее часто сталкиваются с проявлением следующих основных видов проявлений менталитета: менталитет поколений, М. городских и сельских жителей, этнокультурная или этнонациональная М., М. бедных и богатых.
М. влияет на психологические особенности получателей социальных услуг, специфику их поведения и отношений, поэтому при взаимодействии с людьми, проявляющими явные признаки определенных ментальных характеристик, учитывается эти личностные особенности.
Рассмотрение М. с функциональной точки зрения для социальной работы важно прежде всего для понимания устойчивости поведения отдельных категорий получателей услуг, особенно в кризисных ситуациях.
Изменение М. является достаточно болезненным и сложным явлением, зачастую связанным с принудительной адаптацией лиц, имеющих выраженные ментальные образования и предпочтения в отношениях и поведенческих реакциях.
О.И. Волжина
Лит.: Губанов Н. Менталитет. М.: Изд-во LAP, 2011; Монахова И. Изменение ментальности. М.: Старклайт, 2008; Першиц Р. Анатомия ментальности. Человек и общество. М.: Симпозиум, 2003; Розин В.М. Метаморфозы российского менталитета: философские этюды. М.: URSS, 2001.
М. — понятие, отражающее в обобщенном виде своеобразие и особенную форму организации, склад различных свойств и качеств, специфику их проявлений. М. характеризует отличие людей по способу принятия мира и эмоциональному реагированию на него, принадлежащих к разным историческим эпохам, этнокультурным и национальным образованиям, культурным средам.
Понятие “М.” было внесено по мере развития культурноантропологического направления в социальной философии. Оно трактовалось как национально-этническая специфика общностей людей, которая позволяет им по-своему воспринимать самих себя и свое окружение. Постепенно понятие “М.” стало использоваться в описании организации общества, в социальной психологии, политологии.
М. рассматривается в различных дискурсах: социальном, историческом, культурологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, политическом. М. относится к тем категориям современных отраслей гуманитарного научного знания, с помощью которых расширяется понимание специфики человеческих сообществ различного уровня: от групп, проживающих в целых частях земного шара (восточный, западный и другие менталитеты), до групп, объединенных по образу жизни (сельский менталитет, менталитет потребителя и др.).
Глобализация общественных связей все активнее приводит к исчезновению объективных характеристик этнических объединений. Именно ментальные структуры служат сохранению подобных сообществ, позволяют увидеть существующую социокультурную реальность.
М. обладает высокой устойчивостью к внешним воздействиям, к самым глубоким социально-экономическим преобразованиям, к принципиальным изменениям политического строя. Очевидна взаимосвязь М. со всеми сферами человеческой деятельности.
В практической работе специалисты учреждений социальной сферы наиболее часто сталкиваются с проявлением следующих основных видов проявлений менталитета: менталитет поколений, М. городских и сельских жителей, этнокультурная или этнонациональная М., М. бедных и богатых.
М. влияет на психологические особенности получателей социальных услуг, специфику их поведения и отношений, поэтому при взаимодействии с людьми, проявляющими явные признаки определенных ментальных характеристик, учитывается эти личностные особенности.
Рассмотрение М. с функциональной точки зрения для социальной работы важно прежде всего для понимания устойчивости поведения отдельных категорий получателей услуг, особенно в кризисных ситуациях.
Изменение М. является достаточно болезненным и сложным явлением, зачастую связанным с принудительной адаптацией лиц, имеющих выраженные ментальные образования и предпочтения в отношениях и поведенческих реакциях.
О.И. Волжина
Лит.: Губанов Н. Менталитет. М.: Изд-во LAP, 2011; Монахова И. Изменение ментальности. М.: Старклайт, 2008; Першиц Р. Анатомия ментальности. Человек и общество. М.: Симпозиум, 2003; Розин В.М. Метаморфозы российского менталитета: философские этюды. М.: URSS, 2001.