культурные образцы, широко распространенные в обществе.
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
Популярная культура
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
popular culture) - буквально: действия, приятные и желанные для народа. Имеется в рамках высокой или элитной культуры, с которой взаимодействует, сражается, противоборствует и которую воспроизводит. В некоторых толкованиях она рассматривается как выражение устремлений народа. Например, Фишке ("Понимание популярной культуры", 1989; "Объяснение популярного", 1989) подчеркивает способность популярной культуры артикулировать народные ценности, но выступает против жесткой традиции ее отождествления с манипуляцией рыночными силами и господствующим классом. Классическим утверждением такой позиции является тезис об "индустрии культуры" Задорно и Хоркхаймера (1972), предполагающий, что популярной культурой управляют рекламодатели, телевидение, кино, популярная музыка и другие отрасли индустрии массовых коммуникаций, создающие у народа конформность. Однако в рамках традиции культурных исследований популярная культура осмысливалась как противоречивая сфера. Например, Холл и Джефферсон (1976) и Холл и др. (1978) признают, что она формируется господствующими силами. В то же время таким путем люди искренне сопротивляются власти гегемонии. См. также Досуг; Телевидение.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Популярная культура
(от англ. popular – общедоступный: от лат. populus – народ, население). Популярна культура. Popular culture. 1. Согласно представителям франкфуртской школы неомарксизма – синоним массовой культуры, или культуры для подчиненных классов, ориентированной на культивирование социальной пассивности и тривиальности (т. е. неразвитых вкусов), характеризующихся высокой степенью коммерциализации. 2. Феномен культуры средневековья, сохранившийся в современной урбанизированной культуре в форме субкультуры. Иногда П. к. рассматривают как радикальное творчество, которое хотя и связано с половыми, возрастными и классовыми различиями его аудитории, но социально маргинолизованное (т. е. непосредственно не связанное с проблемами, возникающими в социальной структуре общества) и ориентированное на продуцирование стандартов. Результаты такого творчества рассчитаны на определенный круг почитателей и не обязательно доступны пониманию широких слоев населения. Попытки разделить массовую и П. к. все же во многом условны, потому что они содержательно тождественны, хотя то, что понимается под П. к., имеет более четкий адресат и может считаться одним из определений мидкультуры. В современной западной социологии культуры П. к. интерпретируется с совершенно противоположных позиций: а) как средство социальных манипуляций, обеспечиваемых рекламой и индустрией культуры и формируемых в интересах господствующих классов; б) как действия, которые нравятся народу, поскольку он от них не отказывается. См. также Мидкультура и Субкультура.
Популярная культура
Термин, используемый социологами для указания на ориентацию средств массовой информации в условиях постмодернистских обществ на самую широкую аудиторию. Понятие зародилось в межвоенный период, когда вещательные компании вели оживленные дискуссии об относительных преимуществах высокой культуры, поддерживаемой элитой, и новых типов программ, отвечающих вкусам массовой аудитории. Постмодернисты признали существование такого явления, как массовая культура, освободили понятие от налета некой низкопробности и сделали самоценным объектом социологического изучения [12]. Популярную культуру можно противопоставить элитарной культуре. С распространением понятия на массы связано представление о массовой культуре. Сама идея массовой культуры возникла в 1920-е гг. в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процесс начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики, но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Согласно Лебону и Тарду, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая коечто понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый род бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры [12]. Следовательно, популярная культура — замаскированная форма массовой.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино Голливуда, большая часть телевизионных передач, популярная музыка и любовные романы. Высокая культура — это французское кино, опера на телевидении, классическая музыка и поэзия. Вплоть до начала 1970-х гг. противоположность высокой и популярной культуры рассматривалась в рамках публичной полемики и в социологических работах как противоположность серьезного и тривиального, высокообразованного и необразованного, взыскательного и пассивного, некоммерческого и коммерциализованного, подлинного и поддельного. К такому противопоставлению были склонны, например, представители Франкфуртской школы. Позднее формы популярной культуры стали вызывать все больший интерес со стороны социологов, часто сопряженный с более позитивными оценками. Например, социологические исследования телевидения и рок-музыки стали полноправными отраслями социологии. Изучение популярной культуры предполагалось и основными теоретическими подходами в социологии в целом, такими, как феминизм и постмодернизм. Этот бурный рост социологического интереса к популярной культуре сопровождался заметным увеличением экономического значения культуры индустрий после Второй мировой войны. Теории популярной культуры могут быть выстроены в форме определенного континуума. На одном полюсе находятся теории, согласно которым популярная культура поддерживает господствующую идеологию, противодействует критическому мышлению, подкрепляет распространенные стереотипы и способствует пассивности аудитории. Другой полюс составляют положения, прославляющие популярную культуру как творческое выражение народных чувств, привлекательное для аудитории, которая далеко не пассивна и способна к критическому мышлению. Если первые подчеркивают силу ограничивающего текста, то последние отстаивают идею активности аудитории. Хотя большинство социологических теорий популярной культуры далеки от превозношения всех форм популярной культуры, в течение последних двадцати лет произошел заметный сдвиг к тому полюсу континуума, для которого характерен акцент на активности аудитории. См. также: Господствующей идеологии тезис; Массовое общество; Молодежная культура; Субкультура; Феминистская социальная теория. Лит.: Storey (1993)
Источник: Социологический словарь
КУЛЬТУРА ПОПУЛЯРНАЯ
Вид народной культуры, описывающий сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа. Термин часто используется как синоним обыденной и массовой культуры. Одни культурологи в силу сходства двух культур предлагают отождествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Другие считают массовую культуру подчиненным видом К. п. Третьи предлагают различать два явления и считать их самостоятельными разновидностями культуры. По их мнению, К. п. подразумевает самый поверхностный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между фольклорной и элитарной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет такое большинство. Массовая культура, размещающаяся на том же уровне и являющаяся повседневной культурой преимущественно молодежи, несет часто негативную оценку. К. п. считают более цивилизованной формой массовой культуры, так как в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, не присущие второй. Массовая культура предстает как сниженный, вульгарный, коммерциализированный вариант К. п. или высокой культуры. Культура как типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, – эквивалент К. п. Например, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и телевизионные шоу, а типичными чертами, атрибутами античных греков являлись театр и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает юриспруденцию, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (кино), массовый досуг (спортивные зрелища) и множество субкультур. Слова “popular culture” и “population” одного корня. Они касаются населения, большинства жителей данной страны либо ее части. Термин “популярный” означает широко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обозначает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения “большинство населения” и “народ” синонимами, то эквивалентными надо считать термины “К. п.” и “народная культура”. Если же мы вкладываем в понятие “народ” дополнительно этический, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо различать эти термины, а народную культуру связывать главным образом с фольклорной, а не К. п.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.