ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Популярная культура
культурные образцы, широко распространенные в обществе.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
popular culture) - буквально: действия, приятные и желанные для народа. Имеется в рамках высокой или элитной культуры, с которой взаимодействует, сражается, противоборствует и которую воспроизводит. В некоторых толкованиях она рассматривается как выражение устремлений народа. Например, Фишке ("Понимание популярной культуры", 1989; "Объяснение популярного", 1989) подчеркивает способность популярной культуры артикулировать народные ценности, но выступает против жесткой традиции ее отождествления с манипуляцией рыночными силами и господствующим классом. Классическим утверждением такой позиции является тезис об "индустрии культуры" Задорно и Хоркхаймера (1972), предполагающий, что популярной культурой управляют рекламодатели, телевидение, кино, популярная музыка и другие отрасли индустрии массовых коммуникаций, создающие у народа конформность. Однако в рамках традиции культурных исследований популярная культура осмысливалась как противоречивая сфера. Например, Холл и Джефферсон (1976) и Холл и др. (1978) признают, что она формируется господствующими силами. В то же время таким путем люди искренне сопротивляются власти гегемонии. См. также Досуг; Телевидение.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Популярная культура
(от англ. popular – общедоступный: от лат. populus – народ, население). Популярна культура. Popular culture. 1. Согласно представителям франкфуртской школы неомарксизма – синоним массовой культуры, или культуры для подчиненных классов, ориентированной на культивирование социальной пассивности и тривиальности (т. е. неразвитых вкусов), характеризующихся высокой степенью коммерциализации. 2. Феномен культуры средневековья, сохранившийся в современной урбанизированной культуре в форме субкультуры. Иногда П. к. рассматривают как радикальное творчество, которое хотя и связано с половыми, возрастными и классовыми различиями его аудитории, но социально маргинолизованное (т. е. непосредственно не связанное с проблемами, возникающими в социальной структуре общества) и ориентированное на продуцирование стандартов. Результаты такого творчества рассчитаны на определенный круг почитателей и не обязательно доступны пониманию широких слоев населения. Попытки разделить массовую и П. к. все же во многом условны, потому что они содержательно тождественны, хотя то, что понимается под П. к., имеет более четкий адресат и может считаться одним из определений мидкультуры. В современной западной социологии культуры П. к. интерпретируется с совершенно противоположных позиций: а) как средство социальных манипуляций, обеспечиваемых рекламой и индустрией культуры и формируемых в интересах господствующих классов; б) как действия, которые нравятся народу, поскольку он от них не отказывается. См. также Мидкультура и Субкультура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Популярная культура
Термин, используемый социологами для указания на ориентацию средств массовой информации в условиях постмодернистских обществ на самую широкую аудиторию. Понятие зародилось в межвоенный период, когда вещательные компании вели оживленные дискуссии об относительных преимуществах высокой культуры, поддерживаемой элитой, и новых типов программ, отвечающих вкусам массовой аудитории. Постмодернисты признали существование такого явления, как массовая культура, освободили понятие от налета некой низкопробности и сделали самоценным объектом социологического изучения [12]. Популярную культуру можно противопоставить элитарной культуре. С распространением понятия на массы связано представление о массовой культуре. Сама идея массовой культуры возникла в 1920-е гг. в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процесс начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики, но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Согласно Лебону и Тарду, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая коечто понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый род бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры [12]. Следовательно, популярная культура — замаскированная форма массовой.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА
POPULAR CULTURE) Популярная культура часто понимается как культура масс или подчиненных классов. Она противопоставляется высокой культуре, определяемой как культура образованной элиты. К популярной культуре, с этой точки зрения, относятся кино Голливуда, большая часть телевизионных передач, популярная музыка и любовные романы. Высокая культура — это французское кино, опера на телевидении, классическая музыка и поэзия. Вплоть до начала 1970-х гг. противоположность высокой и популярной культуры рассматривалась в рамках публичной полемики и в социологических работах как противоположность серьезного и тривиального, высокообразованного и необразованного, взыскательного и пассивного, некоммерческого и коммерциализованного, подлинного и поддельного. К такому противопоставлению были склонны, например, представители Франкфуртской школы. Позднее формы популярной культуры стали вызывать все больший интерес со стороны социологов, часто сопряженный с более позитивными оценками. Например, социологические исследования телевидения и рок-музыки стали полноправными отраслями социологии. Изучение популярной культуры предполагалось и основными теоретическими подходами в социологии в целом, такими, как феминизм и постмодернизм. Этот бурный рост социологического интереса к популярной культуре сопровождался заметным увеличением экономического значения культуры индустрий после Второй мировой войны. Теории популярной культуры могут быть выстроены в форме определенного континуума. На одном полюсе находятся теории, согласно которым популярная культура поддерживает господствующую идеологию, противодействует критическому мышлению, подкрепляет распространенные стереотипы и способствует пассивности аудитории. Другой полюс составляют положения, прославляющие популярную культуру как творческое выражение народных чувств, привлекательное для аудитории, которая далеко не пассивна и способна к критическому мышлению. Если первые подчеркивают силу ограничивающего текста, то последние отстаивают идею активности аудитории. Хотя большинство социологических теорий популярной культуры далеки от превозношения всех форм популярной культуры, в течение последних двадцати лет произошел заметный сдвиг к тому полюсу континуума, для которого характерен акцент на активности аудитории. См. также: Господствующей идеологии тезис; Массовое общество; Молодежная культура; Субкультура; Феминистская социальная теория. Лит.: Storey (1993)

Источник: Социологический словарь

КУЛЬТУРА ПОПУЛЯРНАЯ
Вид народной культуры, описывающий сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа. Термин часто используется как синоним обыденной и массовой культуры. Одни культурологи в силу сходства двух культур предлагают отождествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Другие считают массовую культуру подчиненным видом К. п. Третьи предлагают различать два явления и считать их самостоятельными разновидностями культуры. По их мнению, К. п. подразумевает самый поверхностный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между фольклорной и элитарной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет такое большинство. Массовая культура, размещающаяся на том же уровне и являющаяся повседневной культурой преимущественно молодежи, несет часто негативную оценку. К. п. считают более цивилизованной формой массовой культуры, так как в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, не присущие второй. Массовая культура предстает как сниженный, вульгарный, коммерциализированный вариант К. п. или высокой культуры. Культура как типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, – эквивалент К. п. Например, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и телевизионные шоу, а типичными чертами, атрибутами античных греков являлись театр и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает юриспруденцию, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (кино), массовый досуг (спортивные зрелища) и множество субкультур. Слова “popular culture” и “population” одного корня. Они касаются населения, большинства жителей данной страны либо ее части. Термин “популярный” означает широко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обозначает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения “большинство населения” и “народ” синонимами, то эквивалентными надо считать термины “К. п.” и “народная культура”. Если же мы вкладываем в понятие “народ” дополнительно этический, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо различать эти термины, а народную культуру связывать главным образом с фольклорной, а не К. п.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
165.10 кб

Популярная культура

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
64.16 кб

Американская модель популярной культуры

Рахимова Майя Вильевна
Читать PDF
127.46 кб

Жанр crossover как явление популярной культуры

Таюшев Сергей Сергеевич
В современную эпоху все отчетливее проявляет себя тенденция, связанная с совмещением пластов элитарной и массовой культуры.
Читать PDF
640.92 кб

Традиционное и инновационное в популярной культуре

Соковиков Сергей Степанович
Дана авторская концептуальная интерпретация феномена популярной культуры, на основе чего в ее пределах указывается спектр явлений, типологически ей присущих.
Читать PDF
543.60 кб

Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре

Степанов Михаил Александрович, Ефремова Полина Сергеевна
Статья анализирует феномен скандала как коммуникативной стратегии, укорененной в современной популярной культуре.
Читать PDF
294.70 кб

Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике

Соколова Наталья Леонидовна
Сравнительный анализ подходов к анализу популярной культуры, сложившихся в рамках Cultural Studies (ориентированных на исследование процесса потребления и культурных практик и элиминирующих эстетику из своего исследовательского пр
Читать PDF
262.52 кб

Медиаконвергенция и производство популярной культуры: форматы и проблематика

Яцык Александра Владимировна
В статье обсуждаются особенности производства, распространения и потребления популярной культуры в ситуации медиаконвергенции, которые анализируются на примере индустрии звезд.
Читать PDF
312.11 кб

ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Трофимов Н. А.
Читать PDF
94.23 кб

От антагонизма к сотрудничеству: популярная культура в зеркале протестантской теологии

Михельсон Ольга Константиновна
В статье рассматривается эволюция отношения теологов, в первую очередь протестантских, к популярной культуре, прошедшая путь от фактически полного неприятия не только к приятию, но и к активному использованию произведений популярн
Читать PDF
636.01 кб

Спорт и популярная культура как формы проявления идентичности и национализма в Ирландии

Миллер Валерия Сергеевна
В статье рассматривается процесс проявления идентичности и национализма в Ирландии через спорт, как популярную культуру.
Читать PDF
593.61 кб

Философия поп-культуры или популярная философия? (судьба философии в эпоху массовой культуры)

Шапинская Екатерина Николаевна
В статье рассматриваются проблемы популяризации философии путем включения текстов популярной культуры в поле философского дискурса.
Читать PDF
187.15 кб

Популярные инструменты массовой культуры периода постмодерна, формирующие общественное сознание

Иванова Зоя Викторовна
Рассматриваются инструменты массовой культуры периода постмодерна: средства массовой информации, мобильный телефон, артизация. Проанализированы последствия воздействия этих инструментов на формирование общественного сознания.
Читать PDF
218.04 кб

Модели тела в современном популярном и экспертном дискурсе: к культурсоциологической перспективе ана

Куракин Дмитрий
В работе представлен очерк дюркгеймианской культурсоциологии тела как особой исследовательской перспективы анализа телесности.
Читать PDF
326.76 кб

Идентичность XXI В. В контексте популярной культуры (на материале фильма Т. Бертона «Алиса в Стране

Конева Анна Владимировна
Рассматривается кино / текст как способ построения образно-нарративного ряда. Предметом анализа в данной статье стал фильм Тима Бертона «Алиса в Стране чудес». Этот фильм, созданный в технологии 3D в 2010 г.
Читать PDF
155.35 кб

На оживленном перекрестке: о международной конференции «Топография популярной культуры / topographie

Савкина Ирина Леонардовна