КУЛЬТУРА

Найдено 41 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культура
система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, передаваемых последующим поколениям.

Источник: Краткий словарь по социологии

Культура
система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни.

Источник: Социология.

Культура
ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Культура
Комплекс определенных духовных, материальных, информационных и эмоциональных черт, характеризующих человека, социальную группу или социум.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Культура
совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Культура
совокупность духовных и материальных ценностей, создание людьми искусственной среды, обеспечивающей их экономические, эстетические и этические интересы и требования.

Источник: Глоссарий по социологии

Культура
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Культура
 некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены людьми, социально усвоены, разделяются членами общества и могут передаваться другим людям и другим поколениям.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Культура
это весь совокупный образ жизни, характерный для определенной группы, в которой аккумулируется все, что люди как члены данного общества делают, думают, и все, чем они обладают (образы действий, мыслей, материальное обеспечение)

Источник: Глоссарий по дисциплине социология культуры

Культура
система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

КУЛЬТУРА
1) В широком смысле – исторически определенный способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. (2) В узком смысле – сфера духовной жизни людей, в т.ч. молодых людей (см. Субкультура молодежи).

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Культура
(от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности, благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

КУЛЬТУРА
специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в образе жизни, в представлениях о жизни, общих для членов определённой социальной системы.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Культура
система специфически человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

КУЛЬТУРА
особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

культура
Culture Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

Культура (culture)
Ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие “культура”, так же, как и понятие “общество”, чрезвычайно широко употребляется в социологии и в других общественных науках (особенно в антропологии). Культура — одно из наиболее характерных свойств, присущее любому социальному объединению людей.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Культура
лат. «kultura» – возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

КУЛЬТУРА
лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. («Культура – это то, что делает человека человеком» – академик Лихачев Д.С.).

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Культура
требования к человеку, а также эталоны, предметы, среды, бытие которых носит требовательный характер, в содержание которых (требований) вносится в качестве основания всеобщее и сущностное представление об универсуме. Культура требует от человека предельного преодоления индивидуального и совместного эгоцентризма и вписанности в «законы бытия» универсума за счет нейтрализации своей «частичности».

Источник: Методологический словарь для управленцев

Культура
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Элементы культуры (по Дж. Хаксли): ментифакты — язык, религия, фольклор, традиции; социофакты — политическое устройство, система образования, структура семьи; артифакты — тип производства, средства сообщения, жилье, система землепользования и др.

Источник: География населения. Словарь терминов.

КУЛЬТУРА
от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - англ. culture; нем. Kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы соц. поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культура
некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям. Социологи и антропологи используют это понятие в качестве собирательного, отражающего символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. Культура включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

КУЛЬТУРА
в широком смысле все, что создано и создается в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т.д.).С помощью понятия "культура" характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, политическая, правовая культура и т.д.).

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

КУЛЬТУРА
В широком смысле все, что создано и создается в обществе человеческой деятельностью. Исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общество), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. К. хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.
В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную К. (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, литературы, философии, морали, просвещения и т.д.). С помощью понятия “К.” характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (К. труда, быта, политическая, правовая культура и т.д.).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Культура
совокупность материальных и духовных ценностей данного общества, класса, социальной группы или личности, передаваемая от одного поколения к другому [21.– С.459]. –биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [28.– С.134–135]. –ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества… Культура – одно из наиболее характерных свойств, присущее любому социальному объединению людей [6.– С.667]. –общественная система реализации сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности; содержание социальной жизни людей, система форм их деятельности [9.– С.581].

Источник: Социология. Словарь.

Культура
(от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

КУЛЬТУРА
от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе соц. норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии К. фиксируется как общее отличие человеч. жизнедеятельности от биологич. форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различн. этапах обществ. развития, в рамках определенных эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац. общностей (напр., античная К, К. майя и др.). К. характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К. быта, художественная К., политич. м В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная К.), соц. группы (напр., К.класса) или всего об-ва в целом. Лит.: Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991; Культура: теории и проблемы. М., 1995; Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994; Гуревич П.С. Культурология. М, 1996; Культурология. XX век. Антология. М., 1995. В.М. Межуев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Культура
culture), основополагающее понятие, имеющее два широких значения: 1) обычаи, цивилизация и достижения опред. эпохи или народа; 2) иск-ва и др. проявления интеллектуальных достижений человечества в их совокупности. К. — одно из наиб, трудных с т.зр. определения понятий. Немало работ было написано только по поводу самого термина; это и сугубо консервативные Заметки к определению культуры (1948) англо-амер. поэта Т.С. Элиота, и работа амер. лит. критика Джорджа Стейнера В замке Синей Бороды: заметки к переопределению культуры (1971). Разл. значения термина К. условно могут быть сведены к двум осн. группам: антропологической и художеств. Первая группа значений определяет К. как способ жизни об-ва: верования и идеи, учреждения и орг-ции, законы и обычаи. Это определение впервые было предложено австрал. археологом В.Дж. Чайльдом в 1929 г., а затем использовано англ, лит. критиком Реймондом Уильямсом в его работе Культура и общество (1958), посвященной изучению образа жизни и истории англ, рабочих. Вторая группа значений определяет понятие К. более узко, но, по мнению представителей этой т.зр., более глубоко: цивилизованное поведение об-ва и, прежде всего, его отражение в иск-ве. До сих пор наилучшим выражением этой позиции может служить Культура и анархия (1869) англ, поэта и критика Мэтью Арнолда, к-рый определяет К. как стремление к пределу совершенства, к высшим образцам мысли и слова. В соответствии с первым значением понятия К. все люди могут считаться культурными, поскольку все они участвуют в культурном процессе, каков бы он ни был. Кроме того, каждый человек склонен подходить к др. культурам и оценивать их с позиции своей собственной К. Ключевой идеей антропологии и др. социальных наук является культурный релятивизм, с т.зр. к-рого все культурные стереотипы скорее относит., нежели абс. Согласно второму значению, однако, культурным в каждую эпоху может быть только меньшинство, поскольку К. — это утонченность, крую нужно вырабатывать и до к-рой придется возвыситься.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

культура
culture лат. cultura ‘возделывание, воспитание, образование’. - Крайне многозначный, сверхупотребительный термин, вошедший в европейский обиход с XVIII в., имеющий множество определений в рамках различных научных направлений и репрезентирующий фундаментальный, многомерный концепт. Культура относится к совокупному образу жизни определенных групп людей. Она включает все, что группа думает, говорит, делает, это ее системы отношений и чувств. Культура приобретается и передается из поколения в поколение (Robert L. Kohls, 1979, 1984). Поскольку ни один список определений культуры не будет исчерпывающим, стоит привести типологию определений культуры, предложенную американскими антропологами A. Кребером (Alfred Louis Kroeber, 1948), Ф. Клакхон и Ф. Стродтбеком (Florence Kluckhohn & Fred L. Strodtbeck, 1961) и дополненную в дальнейшем другими авторами. Выделяют следующие типы определений культуры: 1. Описательные (перечисление отдельных феноменов культуры и их интерпретация). 2. Нормативные (совокупность норм и правил, упорядочивающих и регулирующих жизнь людей). 3. Исторические (культура как продукт истории общества, трансляции от поколения к поколению). 4. Психологические (культура как совокупность моделей поведения, обусловленных психологически). 5. Структурные (культура как единая система моделей поведения). 6. Генетические (культура, рассматриваемая с позиций ее происхождения) (H. Ned Seelye, 1994; а.С. Кармин, 1997; а.П. Садохин, 2003 и др.). 7. Антропологические (культура как продукт человеческой деятельности). 8. Ценностные (культура как совокупность духовных и материальных ценностей). 9. Адаптивные (культура как способ приспособления к окружающей среде). 10. Функциональные (функции культуры в обществе). 11. Семиотические (культура как система знаков). 12. Символические (употребление символов в культуре). 13. Герменевтические (множество интерпретируемых текстов). 14. Идеационные (культура как продукт духовного творчества, идей, хранимых в коллективном бессознательном). 15. Дидактические (культура как знание, полученное через обучение). 16. Социологические (совокупность социальных институтов) (а.С. Кармин, 1997). 17. Когнитивные (культура как процесс картографирования, категоризации и интерпретации опыта; убеждения, установки, ценности и т.д.; средство организации и интерпретации окружающего мира). 18. Интегративные (культура как интегрированная система приобретенных поведенческих моделей, типичных для членов данного общества). Иногда термин «культура» рассматривается как синоним термина «цивилизация».

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Культура
Творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека — это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания (социальных детерминантов). Действительно, его бытие отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения. Знание о культуре приобретается путем сложного процесса, который в сущности является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными. Люди способны не только создавать культурные формы и, в свою очередь, поддерживаться этими формами, но и теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне их провели различия между «высшими» и «низшими» культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела. Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса. Радикальные теоретики видят угрозу для качества культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении «капиталистической индустрии культуры» Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс. Консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т.С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: из-за все более возрастающего влияния масс опасности подвергаются творческие в культурном отношении элиты. Эти идеи созвучны теории омассовления индустриального общества С. Московичи. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Культура
(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание). Культура. Culture. 1. Противоположность натуре-(от лат. natura – природа или naturalis – подлинный) – природе, т. е. все искусственно созданное по воле и желанию людей (индивидов, групп, народов) или возникшее помимо их воли и желания в ходе исторического развития человеческой жизнедеятельности и не данное им от природы, вне зависимости от положительного или отрицательного значения для них. Другими словами, результаты и функции человеческой жизнедеятельности, включая и самого человека. 2. Согласно И. Канту (Immanuel Kant) – общественная ценность человека. 3. Модель (образ) жизни, разделяемая членами общества и определяемая всем комплексом освоенных обществом знаний, свойственным ему искусством, национальной наукой, особенностями морали, характером обычных и писаных законов, особенностями традиций, представлений о мире, верованиями и т. д. 4. Согласно В. И. Ленину – все, что вошло в быт и привычки. 5. В англо-французской культурологии и социологии – синоним цивилизации как антипода варварства (современным языком – антикультуры). 6. В германской традиции – антипод цивилизации. Т. е. все наилучшее в человеке, воплощенное в процессе и результатах его жизнедеятельности (художественных достижениях, образцах поведения и т. д.), в то время как цивилизация – капиталистическое, индустриальное, городское общество, порождающее отчуждение от культуры и приводящее к ее кризису. Подобной точки зрения придерживались, в частности, Н. Бердяев и другие русские философы-идеалисты конца ХІХ – начала ХХ веков, отождествляя при этом К. с религиозностью, в силу того, что всякий культ связан с “почитанием”. 7. В американской культурологии и социологии – синоним группы, при чем, как правило, девиантного поведения. Одновременно общество в целом рассматривается как совокупность конфликтующих субкультур, где нет единой культурной основы. К. – это общество, составленное из множества “групп со своими культурами”, фрагментарное и разрозненное, находящееся в процессе поиска и обнаружения консенсуса в нормах и ценностях и как бы отвергающее идею господствующей культуры, к чему подводят этническая, территориальная, классовая и другие его дифференциации. 8. Система моделей поведения, интегрирующая индивидов и группы в общество определенного социальноисторического типа. Изменение моделей поведения в тех или иных сферах общественной жизни означает смену исторического типа общества. Социология культуры, согласно этой точке зрения, и исследует типы и изменения в моделях поведения, которые реализуются в действиях социальных акторов. Такой подход во многом уточняет понимание культуры как образа жизни. См. также Позитивизм в социологии культуры и Цивилизация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КУЛЬТУРА
CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи используют это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. Это то, чему можно «научиться»: язык, обычаи и весь комплекс условностей (conventions), которые позволяют отличать человеческое поведение от поведения других приматов. В этом контексте предполагается, что человеческое поведение имеет не генетическую или биологическую, а культурную обусловленность. (2) Культура как противоположность природы. В англо-французской интеллектуальной традиции понятие «культура» часто использовалось в качестве синонима понятия «цивилизация»: культура противопоставлялась варварству и природному состоянию. Однако в рамках немецкой социальной мысли культура (Kultur) представлялась иначе — как совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким образом, индивидуальную духовность (individual culture). (3) Культура как противоположность структуры. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает своего рода «цементирующим» воздействием, позволяющим сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой). (4) Культурное как противоположность материального. Для многих марксистских социологов культура — это сфера убеждений, идей и практик, форма которых определяется экономической структурой или испытывает серьезное воздействие с ее стороны. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеологии. (5) Культура как образ жизни. Социальные группы могут отличаться друг от друга установками, убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множеством других черт, составляющих образ жизни. Подобная дифференциация может иметь место на разных уровнях. Например, для каждой из множества различных молодежных культур характерен свой отличительный образ жизни; то же самое касается поколений или социальных классов. На другом конце шкалы находятся целые общества, обладающие различными культурами или образами жизни. Часто утверждается, что современным обществам свойственна постоянно возрастающая культурная фрагментация. В этих условиях все менее очевидным становится ответ на вопрос о том, обладает ли современное общество общей культурой. (6) Культура высокая и культура популярная. Когда говорят о культуре в значении «высокая культура», социологический смысл этого понятия в наибольшей степени сближается с обиходным смыслом. Под культурой в данном случае понимаются социальные практики, имеющие художественный (в самом широком значении) характер, независимо от того, касается это музыкальных или литературных вкусов, интересов в области моды или телевидения. Социологическое исследование культуры в этом смысле сосредоточивается на различиях между высокой и популярной культурой или на способах производства, передачи и получения культуры. См. также: Аудитория; Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Консенсус; Культурный релятивизм; Маркс; Марксистская социология; Молодежная культура; Норма; Обычай; Организационная культура; Постмодернизм; Природа и воспитание; Социобиология; Субкультура; Франкфуртская школа; Ценности; Цивилизация. Лит.: Jenks (1993)

Источник: Социологический словарь

КУЛЬТУРА
culture) — творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как "жизненный путь" всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека — это, прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания (социальных детерминантов) (см. Споры о природе и воспитании). Действительно, его бытие отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения (см. Язык). Знание о культуре приобретается путем сложного процесса, который, в сущности, является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием (см. Культурный релятивизм). Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными (см. Рефлективность). Во многих обществах бытует убеждение, что культура и природа находятся в конфликте друг с другом; что первая должна стремиться победить вторую путем процесса цивилизации. Такое представление можно найти и в естественнонаучных традициях западных обществ, а также в теории Фрейда, который видит культуру, возникающую вне сдерживания и сублимации мотивов человеческого поведения (Эроса и Танатоса). Многие, однако, расценивают данное отношение не как противоречие, но как дополнение. В феминистских работах последних лет высказывается предположение, что системы убеждений, отстаивающие антагонистическую связь между природой и культурой, доказали свою экологическую деструктивность. Ведь люди суть природа и обладают сознанием природы (Гриффин, 1982). Они не только способны создавать культурные формы и, в свою очередь, поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне их провели различия между "высшими" и "низшими" культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура 20-го столетия обеднела и ослабела. Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса. Радикальные теоретики видят угрозу качеству культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении "капиталистической индустрии культуры" Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс. Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т.С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, — сексуальность, старение, смерть, - сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями. См. также Антропология; Массовое общество; Субкультура.

Источник: Большой толковый социологический словарь

КУЛЬТУРА
(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Термин «К.» в его совр. значении возник сравнительно недавно. Первоначально этим словом обозначали способы обработки земли. Мыслители 18 в., отождествляя К. с формами духовного и политического саморазвития об-ва и человека, приступили к разработке своеобразной теории К. Что такое К.? Как она возникла? В чем ее связь с историей? Эти вопросы получили различную аранжировку в натуралистической и идеалистической трактовках К. Натуралисты усматривали истоки данного феномена в «естеств.» природе человека. Идеалисты видели назначение К. в нравственном развитии человека, в достижении им морального состояния. В Германии 18 в. К. как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противопоставляется «цивилизация» как нечто утилитарно-внешнее, вторичное для человека. Понятие «цивилизация», введенное энциклопедистами, ассоциируется с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универсализма». Формирование антитезы «цивилизация — К.» происходило параллельно переходу нем. Просвещения в романтизм. Во второй половине 19 в. в нем. обществ.-филос. мысли под цивилизацией стали понимать деятельность, направленную на улучшение социального устройства, а под К — усилия, сопряженные с внутр. усовершенствованием человеческой личности. В контексте социол. изучения К. в 18—19 вв. возникают новые вопросы. Каковы закономерности развития К.? Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и почему возрождаются отдельные духовные компоненты, сущностные характеристики К.? Европ. обществ, мысль обнаружила широкий спектр подходов к историко-культурной динамике. Но при всем богатстве своих оттенков преимущественное внимание она уделяла идее продленности, континуальности самого процесса. Так, философия истории Гердера пыталась вобрать в себя всю органику мира. Развитие К. в монументальной системе Гердера мыслилось как грандиозное развертывание общей системы, в.к-рой не исчезают никакие духовные накопления. Гердеровский принцип органически-циклического развития был не единственным воплощением идеи плавной эволюции культурного процесса.
Др. пример такой установки — кантовско-фихтевский принцип бесконечного поступательного движения, где сущность новой К. постигается как идеал, как завершение предшествующих духовных приобретений. Даже романтики, остро переживавшие уникальность творящейся действительности, исходили из обобщенного образа истории, из громадной традиции культурной истории, из идей циклического бытия. Ф. Шлегель, напр., полагает, что главное в К. — это процесс восхождения, схождения в единый центр различ. тенденций. 20 в. внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее последовательно идея прерывности К. воплощена в концепции Шпенглера. Социологи стали рассматривать исторические эпохи как существующие параллельно, К. воспринимались как загерметизированные организмы. Одновременно изучение К. развивалось в рамках антропологии и этнографии. Огромный историко-культурный материал использовал в своих работах К. Ясперс, к-рый констатировал наличие различ., принципиально несоизмеримых культур. В наши дни традиционные для социологии проблемы — сущность К., связь К. и цивилизации, соотношение природы и К.— дополняются новыми. Обсуждаются такие вопросы, как роль традиции в передаче совокупного духовного опыта, диалог и конфликт К-, воздействие К. на социально-исторический процесс, пути совр. глобализации К. Определяя понятие «К.», совр. исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном об-ве.
Такой подход позволяет выявить происхождение норм и духовных стандартов, конституирующих К. Традиционная бурж. социология постулировала, что К. надстраивается над естеств.-природным началом и в этом кач-ве противостоит ему. К., стало быть, сковывает природные потенции человека. В совр. зап. социологии связи между антропологическим и собственно культурным рассматриваются как живые, многомерные и взаимозависимые (Культуры социология). П. С. Гуревич

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Культура
(от лат. culture – образование, воспитание, возделывание, развитие), система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека; специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. К. охватывает все стороны жизни человека – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникации, социальные отношения). Таким образом, К. включает в себя как предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, произведения искусства и т.д.), так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, мировоззрение и т.п.). К. – это всё, что создано человеком, она относится ко всему образу жизни членов общества. Соответственно, внутри К. выделяют составляющие ее подсистемы, а именно: материальная и духовная К., производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, познавательная и т.п. Выделение подсистем К. зависит как от специфики лежащих в их основе видов деятельности, так и от познавательных задач исследования. Однако, в любом случае эти подсистемы выступают не изолировано, а во взаимосвязи, т.к. не могут быть отграничены друг от друга с абсолютной чёткостью. В определённых случаях все они взаимоперекрываются, и множество культурных явлений (например, язык) принадлежит одновременно к нескольким подсистемам.
В понятии К. фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох (античная К., средневековая К.), конкретных этносов (К. майя, русская К.), а также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (К. труда и т.п.), способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная К.), социальной группы (К. класса) или всего общества в целом. К. каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние – как синхронное, так и диахронное, т.е. между культурами, существующими в различных регионах и в разные исторические периоды, создает сложную систему К. человечества в целом.
К. является специфической характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, который определяется отношением человека к природе и обществу. Тем самым, К. есть выражение специфики человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. В целом, К. выступает как универсальный механизм адаптации человеческого общества к многообразным условиям природной и социальной среды, как механизм, облегчающий человеку жизнь в мире. Поэтому основная функция и сверхзадача взаимодействия всех подсистем К. состоит в обеспечении качественно и количественно расширенного самовоспроизводства общества и в оптимальной адаптации его к данным социально-историческим и природным условиям. Те культурные механизмы, которые в данных исторических условиях работают на эту сверхзадачу, могут считаться позитивными и прогрессивными; напротив, явления К., которые препятствуют её выполнению, будь то вредные пережитки некогда целесообразных институтов или порождаемые социальными противостояниями антигуманные новообразования, могут рассматриваться как К. с её отрицательным знаком, т.е. как антикультура.
Культурная ориентация каждого человека определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. При этом решающим является влияние культурной традиции, т.е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим, для развития К. важны культурные заимствования и инновации. Восприятие индивидом К. своего этноса обычно является главным результатом самосознания этнического. Обмен элементами К. между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. Он может приводить к аккультурации и полной культурной ассимиляции. К. любого стратифицированного общества не является гомогенной, типологически и социально однородной. Она представлена различными субкультурами, носители которых занимают различное положение в данном этносоциальном организме (молодёжная К., городская К. и т.д.).
В этнологии принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства: материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты: орудия труда, особые технологии, средства передвижения, жилища, пищу, одежду, ремесленные и художественные изделия и т.п. Под духовной К. понимается весь идеальный материал, производимый обществом, а именно: мораль, система ценностей, мифология, религия, философия, право, воспитание и т.п.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

КУЛЬТУРА
(лат. cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – 1) модель социально приемлемого поведения, характеризующая людей как группу;
2) обычаи, верования, достижения, искусство и литература, присущие отдельному человеку или группе;
3) система надбиологических программ деятельности человека, исторически развивающиеся и выступающих условием воспроизведения и смены социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения создают своеобразную основу культуры и проявляются в разнообразии форм: знание, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, идеи и гипотезы, верования, социальные ценности и ценностные ориентации. В совокупности и динамике они образуют исторически накопленный социальный опыт. Культура сохраняет, транслирует (передает от поколения к поколению и генерирует программы жизнедеятельности, поведения и общения людей). Понятие культура развивалось исторически. В качестве термина широко используется в европейской философии и исторической науке, начиная со второй половины XVII в. культуру начинают рассматривать как особенный аспект жизни общества. Культура характеризует отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики культуры. Первая их них рассматривает культуру как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противопоставляющихся дикости и варварству первобытного человека (французские просветители); как историческое развитие духовности человека – эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, которые в свою очередь обеспечивают прогресс человечества (немецкий классический идеализм – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, немецкий романтизм – Шиллер, Шлегель, а также немецкое просветительство – Лессинг, Гердер). Особенность второй линии развития понимания культуры состояла в акцентировании внимания не на историческом развитии культуры, а на ее особенностях в разных типах общества, рассматривала культуру как автономные системы ценностей и идей, определяющие тип социальной организации (неокантианство – Риккерт, Кассирер). Такой подход позволял расширить понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем. В конце ХІХ в. начале ХХ в. во время исследования проблематики К. стали активно использовать достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации (культурная антропология – Тейлор, Баос; социальная антропология – Малиновский, Радклиф-Браун; структурная антропология и структурализм – Леви-Стросс, Фуко, Лакан; неофрейдизм и т.п.). Программы деятельности, поведения и общения, проявляющиеся в разнообразных культурных феноменах, имеют сложную иерархическую организацию. В них можно выделить три уровня. Первый – реликтовые программы, остатки прошлых культур, живущие в современном мире, влияющие на человека. Второй уровень – пласт программ поведения, деятельности, общения, обеспечивающие сегодняшнее воспроизведение того или иного общества. Третий уровень культурных феноменов создают программы социальной жизни, направленные в будущее. Выделяют два больших блока универсалий культуры. К первому относят категории, фиксирующие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включенных в деятельность человека. Однако, кроме них, в историческом развитии культура формируются и функционируют особенные типы категорий, благодаря которым стало возможным определение человека как объекта деятельности, структуры его общения, его отношений к другим людям и общества в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий культуры, состоящий из категорий: «человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «совесть», «справедливость» и т. д. Эти категории фиксируют в более обобщенной форме исторический опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникации. В системе универсалий культуры выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах жизнедеятельности человека. Изменение общества и развития цивилизации всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях культуры. Ни одно из социальных изменений не возможно без изменений К. В качестве социального индивида человек – творение культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению социального опыта, который транслируется в культуру. Сам процесс усвоения такого опыта осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложное взаимодействие биологических программ, которые характеризуют его индивидуальную наследственность, внебиологические программы общения, поведения и деятельности, которые создают так называемую социальную наследственность. Благодаря усвоению этих программ индивид включается в деятельность, приобретая опыт накопления норм, образцов, идей и т.п., отвечающие социальным потребностям. В этом случае они входят в состав культуры и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в культурный, появляются новые феномены, закрепляющие этот опыт. Изменения в культуре возникают благодаря творческой активности человека: он одновременно и творение культуры и ее творец.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

КУЛЬТУРА
(от лат. cultura — воспитание, развитие) — совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и др.). Изучением К. занимается культурология — гуманитарная наука о сущности, закономерности в развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.
Важнейшим условием развития любой К. является содержание в ней традиционного и инновационного, и в этом смысле она выступает как единство преемственности и обновления, предполагающее, с одной стороны, использование культурных ценностей, накопленных предками и сохраненных потомками, а с другой — развитие существующих традиций и отторжение того, что не соответствует времени.
К. подразделяется на материальную, духовную, хозяйственную, социальную, политическую, экономическую, правовую, экологическую и др.
В обществе К. осуществляет ряд функций: гуманистическую — облагораживает человека, делает его личностью; гносеологическую, или познавательную, — представляет целостную картину познания и освоения мира; информационную — передает исторический, социальный опыт; коммуникативную — позволяет человеку общаться с людьми; регулятивно-нормативную — создает систему норм, требований, предъявляемых моралью и правом; ценностную — отражает важнейшее качественное состояние К.; информационную — транслирует, передает социальный опыт.
К. опирается на принципы: преемственности (осуществление связи между традициями и инновациями); целостности (единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания); проникновения во все сферы социальной жизни; саморазвития, взаимодействия разных К.
К., выполняя свои функции, влияет на общественное развитие через социализацию, создание и введение ценностей, образцов поведения, моделей институтов и социальных систем.
Формы К.: мировая — совокупность всех лучших достижений человечества за всю историю своего существования; национальная — культурные ценности, нормы поведения, верования нации; доминантная — традиции, обычаи, обряды, ритуалы, ценности, разделяемые частью общества; субкультура — традиции, нормы, правила поведения отдельной социальной группы (эмо, панки, байкеры, хиппи и др.); элитарная — создается либо по заказу привилегированной частью общества, либо профессионалами самостоятельно; массовая — создается в огромных масштабах для широкого круга людей (СМИ — телевидение, газеты, радио); народная (фольклор) — народное творчество, рожденное из трудовой деятельности народа; экранная — кинофильмы, телесериалы, компьютерные игры и др.
В современном мире К. становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение государства мире. Развитию К. в Российской Федерации способствует государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению К., а также сама деятельность государства в области К.
Субъектами государственной культурной политики являются органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
К объектам государственной культурной политики относятся материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное, информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи.
Целью государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
К задачам государственной культурной политики относятся: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Государственная культурная политика опирается на следующие принципы: территориальное и социальное равенство граждан, участие в культурной жизни, пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами; соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой К. общественным институтам.
С.А. Анисимова
Лит.: Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”; Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики”; постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 “О федеральной целевой программе “Культура России (2012–2018 годы)”; Багновская Н.М. Культурология: Учебник. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014; Солонин Ю.Н. Культурология: Учебник. М.: Юрайт, 2015.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

КУЛЬТУРА
специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В культуре воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения – знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного "проекта" в голове человека. Мир человека – это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры – это внедрение и поддержание определенного социального порядка.
Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п., что в совокупности составляет определенный образ жизни. Духовная культура включает все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философия, наука, искусство, религия и т.п. Вне духовной культуры культура вообще не существует, как не существует и ни один вид деятельности человека. Духовная культура также воплощается в материальных носителях (книги, картины, дискеты и т.п.). Поэтому деление культуры на духовную и материальную весьма условно.
Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах ( политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп ( класса, молодежи и т.п.). В то же время существуют культурные универсалии – некие общие для всего культурного наследия человечества элементы ( возрастная градация, разделение труда, образование, семья, календарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет и т.д.). Дж.Мердок выделил более 70 таких универсалий.
Современный смысл термин "культура" приобрел только в 20 веке. Первоначально ( в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим словом обозначали возделывание, "окультуривание" почвы. В 18 веке термин приобрел элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии 18 века культура и цивилизация были противопоставлены друг другу – как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культура) и как нечто утилитарно-внешнее, "техническое", материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически – критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры ( Ф.Теннис, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.).
В современной науке термин "цивилизация" остается многозначным. Термин же "культура" утратил прежний элитарный ( и вообще любой оценочный ) оттенок. С точки зрения современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс, который не может быть понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм – экономических, политических, образовательных и т.п. В другой социокультурной среде они могут приобрести (и неизбежно приобретают) совсем другое содержание и значение.
Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж.Фрезер, Л.Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культур как более или менее развитых, и выделение "эталонных" культур (европоцентризм и позже – американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство и т.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский ( "Россия и Европа". 1871 год ). За ним следовали О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев и др.
Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания.
Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального, информационного общества. (См. постмодернизм ).

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Культура
(culture). Слово «культура» долгое время имевшее своим соперником термин «цивилизация» (который в классическом своем значении связывается с «утончением привычек», «смягчением нравов» противопоставляется «варварству», а также имеет оттенок «большей выраженности гуманизма») происходит от латинского cultura (которое, в свою очередь, происходит от глагола colere). Оно принимает многие значения и применяется как к работам в поле, так и к техническим разработкам, к способностям разума и упражнению тела, к биологии и к человечеству. В 1952 г. Альфред Кребер и Клайд Клакхон, рассматривая только британские работы, насчитали более 160 определений культуры.
В работе Primitive Culture, опубликованной в 1871 г., Эдвард Тэйлор выступает в качестве глашатая антропологов своего времени и говорит о «сложном целом, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон, обычай и все остальные свойства и привычки, приобретенные человеком как членом общества». Здесь принимаются во внимание (в описательной манере) различные материальные и моральные, этические и институциональные элементы, организующие и регулирующие социальную жизнь. В 1920-е гг. вслед за Эдвардом Сапиром (американский лингвист и этнолог германского происхождения, ученик Франца Боаса) акцент делался не только на объективные элементы, но и на другие составляющие, такие как язык и коммуникация, представления и идеология. На этом основана важность анализа (у Рут Бенедикт, Ральфа Линтона или Авраама Кардинера) «форм», «матриц», «образцов» (patterns) или «базовой личности», настоящих «психологических конфигураций», исходя из которых развиваются черты характера. Особым интересом пользуется процесс социализации, при этом в зависимости от автора мы имеем дело с функциональным (Бронислав Малиновски) или структуралистским (Альфред Рэдклифф-Браун) подходом. Другие теории, предложенные Эдмундом Личем или Максом Глюкманом, напротив, особое внимание уделяют риску напряженности, аномии или внутренней несогласованности норм.
В свою очередь, социологи, по наблюдениям Ги Роше, обращаются к исследованиям «более или менее формализованных способов мыслить, чувствовать и действовать, которые, заученные и разделяемые большинством людей, служат, одновременно объективно и символически, созданию из этих людей особого, отдельного от других сообщества». Эта «нормализация», тем не менее, не делает всех индивидов похожими. Они располагают возможностями маневрирования, в рамках которых могут вырабатывать собственные убеждения и идентифицировать себя с более или менее новыми моделями. Например, изучим вместе с Ричардом Хоггартом ( Uses o f Literacy; 1957) случай некоторых самоучек, столкнувшихся с противоречивостью своих притязаний (желаний, стремлений). Постоянно пребывая в неустойчивом положении, эти «мученики знания» умеют только судорожно улыбаться. Их поза, акцент, внешность — все выдает их. Они не могут отделить себя от своих предков. Разговоры, к которым они приглашаются, лишний раз показывают им, какое расстояние отделяет их от элитных слоев общества. Одолевающие их сомнения никогда не удается изгнать до конца. Своих прежних приятелей они стесняются, и поэтому от них ускользают самые простые удовольствия. Сосуществование многих субкультур, таким образом, вызывает проблемы, тем более что используемые регулирующие системы не всегда совместимы, гетерогенность (или, если вспомнить название книги Бурдье, «различение») заметна в речи, в устройстве жилища, проведении досуга. Столкновение различных универсумов может также выражаться в обогащении или в появлении большей или меньшей напряженности, которая является фактором дезадаптации и может привести к девиантному поведению, будь то «уход» (употребление наркотиков), конфликты (потасовки в молодежной среде) или криминальные проявления (профессиональный вор).
Последний вариант был широко освещен. Автобиографические рассказы и свидетельства подтверждали, что карманники и грабители формируют иерархизированную корпорацию. Любители не допускаются в нее и награждаются презрительными эпитетами. Ловкость рук и физическая сила представляются вторичными в сравнении с хладнокровием и умом. Импровизация уступила место организации. Каждая банда промышляет на определенной территории и имеет собственные рынки сбыта. При появлении постороннего все разговоры прекращаются или переводятся на отвлеченные темы. Корпоративный дух проявляется в первую очередь на уровне приема новых членов. Вступление в ряды требует рекомендаций. Только после серии испытаний неофит попадает в принимающую структуру. Испытательный срок, как уточняет Джон Лаидеско в работе Organized Crime in Chicago (Landesco, 1929), может быть относительно продолжительным. Новичков сопровождают более опытные, но второстепенные в организации лица, они дают им советы и приобщают к деятельности. Искусно спланированное, это «производственное» обучение позволяет оценить способности кандидатов и выявляет наиболее мотивированных. Обучение проводится не по книгам, а путем «насыщения» опытом. Недостаточно адаптировавшиеся к групповой дисциплине «отсекаются»: «вольные стрелки» могут упражняться в другом месте. Но успех на первом этапе ведет только к перспективам карьеры. Для получения признания «коллег» необходимо разделять их отношение к «профессии», как можем прочесть у Клиффорда Шоу в работе The Jack-Roller (Shaw, 1930). Взаимопомощь и солидарность составляют «кодекс чести». Обмен информацией, финансовая и материально-техническая поддержка являются частью «технических требований». Обеспечение содействия продажных полицейских, коррумпированных чиновников или «снисходительных» представителей власти является приоритетной целью. Лояльность выражается законом молчания: тот, кто нарушает его, теряет завоеванное положение и становится мишенью для преследований. Чик Конвелл и Эдвин Сатерланд в работе The professional Thieff ( Con veil and Sutherland, 1937) пришли к выводу, что эта «контркультура» противостоит господствующим нормам и может стать источником детской преступности.
Какую бы теорию мы ни приняли в качестве опоры — теорию «полей», интеракционизм или постулаты этнометодологии, — в любом случае существует еще много других тем, о которых молено упомянуть в связи с понятием культуры. Вспомним об изучении стиля жизни и типов социальности, спорах относительно партикуляризмов1 и об этничности, воздействии СМИ или определяющих факторах художественного творчества.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

КУЛЬТУРА
лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.
Понятие "К." развивалось исторически. Оно вначале обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также воспитания и обучения. В качестве термина стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины 18 в. К. начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики К. В первой из них К. рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель; немецкое просвещение - Лессинг, Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К. как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство - Г. Риккерт, Э. Кассирер). К этой же линии примыкали О. Шпенглер, Н. Данилевский, Сорокин , Тойнби. Вместе с тем было расширено понимание К. путем включения в нее всего богатства материальной К., этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем.
В конце 19 и первой половине 20 в. при изучении проблематики К. стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации (культурная антропология - Тэйлор , Боас ; социальная антропология - Малиновский , Радклифф-Браун ; структурная антропология и структурализм - Леви-Стросс , Фуко , Лакан ; неофрейдизм и др.). В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и К. С одной стороны, К. и общество нетождественны, а с другой - К. пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни. Проблема решается, если К. рассмотреть в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение и общение людей. Эта информация, выступающая как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, частично может осознаваться людьми, но весьма часто она функционирует как социальное подсознательное. Ее передача от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме в качестве содержания различных семиотических систем. К. существует как сложная организация таких систем. В их роли могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков, которые фиксируют программы деятельности, поведения и общения: человек и его действия и поступки, когда они становятся образцами для других людей, естественный язык, различные виды искусственных языков (язык науки, язык искусства, конвенциональные системы сигналов и символов, обеспечивающие коммуникацию и т.п.). Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт, выражая определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире. В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как о материальной К., противопоставляя им феномены духовной К. (произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.п.). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями. Предметы материальной К. выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой - выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К. (Ю. Лотман).
Программы деятельности, поведения и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию. В них можно выделить три уровня. Первый - это реликтовые программы, осколки прошлых К., которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие. Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия, типа приметы у русских поморов о том, что половые связи перед выходом на рыбную ловлю могут сделать ее неудачной (пережиток табу первобытной эпохи, реально регулировавших половые отношения первобытной общины в период групповой семьи, устраняя таким способом столкновения на почве ревности в общине, которые нарушали совместные производственные действия). Второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. И, наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их генерирует К. за счет внутреннего оперирования знаковыми системами. Вырабатываемые в науке теоретические знания, вызывающие переворот в технике и технологии последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век - все это образцы программ будущей деятельности, предпосылка изменений существующих форм социальной жизни. Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества, адресованный к будущему. В современных обществах его динамика во многом обеспечивается деятельностью особого социального слоя людей - творческой интеллигенции, которая по своему социальному предназначению должна постоянно генерировать культурные инновации. Многообразие культурных феноменов всех ее уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной К. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями К.), которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира. Мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной К. оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Категориальные структуры, обеспечивающие рубрификацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает философия. Но она исследует их в специфическом виде, как предельно общие понятия. В реальной же жизни К. они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприятие мира, его понимание и переживание.
Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий К. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.д. Но кроме них в историческом развитии К. формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий К., к которому относятся категории: "человек", "общество", "сознание", "добро", "зло", "красота", "вера", "надежда", "долг", "совесть", "справедливость", "свобода" и т.п. Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций. Между указанными блоками универсалий К. всегда имеется взаимная корреляция, которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности. Поэтому универсалии К. возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. В системе универсалий К. выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т.п. Они выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют сцепление, воспроизводство и вариации всего многообразия конкретных форм и видов поведения и деятельности, характерных для определенного типа социальной организации. В мировоззренческих универсалиях К. можно выделить своеобразный инвариант, некоторое абстрактно всеобщее содержание, свойственное различным типам К. и образующее глубинные структуры человеческого сознания. Но этот слой содержания не существует в чистом виде сам по себе. Он всегда соединен со специфическими смыслами, присущих К. исторически определенного типа общества, которые выражают особенности способов общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в данной К. шкалу ценностей. Именно эти смыслы характеризуют национальные и этнические особенности каждой К., свойственные ей понимания пространства и времени, добра и зла, жизни и смерти, отношения к природе, труду, личности и т.д. Они определяют специфику не только далеких, но и родственных К. - например, отличие японской от китайской, американской от английской, белорусской от русской и украинской и т.д. В свою очередь, исторически особенное в универсалиях К. всегда конкретизируется в огромном многообразии групповых и индивидуальных мировосприятий и миропереживаний. Для человека, сформированного соответствующей К., смыслы ее мировоззренческих универсалий чаще всего выступают как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность и которые он часто не осознает в качестве ее глубинных оснований. Смыслы универсалий К., образующих в своих связях категориальную модель мира, обнаруживаются во всех областях К. того или иного исторического типа в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, в философии, религии, художественном освоении мира, функционировании техники, в политической К. и т.п.
Резонанс различных сфер К. в период формирования новых идей, имеющих мировоззренческий смысл, отмечали философы, культурологи, историки при анализе в синхронном срезе различных этапов развития науки, искусства, политического и нравственного сознания и т.д. (Шпенглер, Кассирер, Тойнби, Лосев, Бахтин). Можно, например, установить своеобразный резонанс между идеями теории относительности в науке и идеями лингвистического авангарда 1870-1880-х (Й. Винтелер и др.), формированием новой художественной концепции мира в импрессионизме и постимпрессионизме, новыми для литературы последней трети 19 в. способами описания и осмысления человеческих ситуаций (например, в творчестве Достоевского), когда сознание автора, его духовный мир и его мировоззренческая концепция не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны из абсолютной системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с ними в равноправный диалог. Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях К. Переустройство обществ всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в К. В качестве социального индивида человек является творением К. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в К. социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность. Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и т.п., которые могут соответствовать социальным потребностям. В этом случае они включаются в К. и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в К. появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в К. возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением К., вместе с тем является и ее творцом. также: Категории культуры.
В.С. Степин

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.24 кб

Культура здоровья в студенческой среде: результаты социологического исследования

Данилина Е. С.
В работе рассматриваются результаты социологического исследования культуры здоровья в студенческой среде.
Читать PDF
173.05 кб

Профессиональная культура педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся

Рыбина Г. В.
Гуманизация образования предполагает прежде всего становление духовности и гуманистической культуры педагога.
Читать PDF
662.19 кб

Религиозная культура в светском образовании (региональный аспект)

Лебедев С. Д., Бахарев В. В.
Читать PDF
257.05 кб

Корпоративная культура: к вопросу о понятии и истоках

Шмыгалёв К. А.
The author considers the problem of the corporative culture, underlining that the corporative culture characterizes relations which are formed between people in the process of socially significant activity.
Читать PDF
105.54 кб

Культура модернизирующегося общества: между прогрессом и традицией

Любимцев Константин Владимирович
Статья посвящена философскому анализу социокультурных аспектов модернизации.
Читать PDF
233.58 кб

Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ).

Данилов А. В.
В статье предпринята попытка уточнения сущности, содержания, функций, типологии, места и роли управленческой культуры руководителя в административно-командной системе управления с социологической точки зрения, а также выделения об
Читать PDF
124.07 кб

Институциональная культура в Томском регионе: состояние, проблемы, модели потребительского поведения

Кашпур В. В., Поправко Н. В.
Статья основана на результатах исследования, проведенного в декабре 2004 апреле 2005 гг. кафедрой социологии философского факультета ТГУ по заказу Департамента по культуре Томской области.
Читать PDF
0.00 байт

Культура делового общения в структуре профессиональной культуры специалистов в области техники

Хуснутдинова М. Н.
Статья посвящена проблемам профессиональной культуры и культуры делового общения специалистов в области техники.
Читать PDF
0.00 байт

Молодежная культура в информационном обществе (девиантологический анализ)

Пшишок Адам Асланович
В статье, посвященной последствиям влияния процессов информатизации общества на молодежную культуру, отмечается, что многие смыслы и ценности современной молодежной культуры формируются под определяющим влиянием средств массовой и
Читать PDF
289.86 кб

Культура и идеология в социальной жизни России: различия и идентичность

Маршак Аркадий Львович
В нынешних условиях социально-экономической деструктивности все бросились на поиски чего-либо объединяющего, на основе чего можно двигаться вперед, решать новые задачи отечественного развития.
Читать PDF
0.00 байт

Информационная культура как фактор социализации студенческой молодежи

Тычкова Татьяна Вячеславовна
Анализируется понятие «информационной культуры», предлагается его новая интерпретация в условиях формирующегося информационного общества. Траектория социализации все более ориентируется на вторичные социализирующие факторы.
Читать PDF
125.43 кб

Культура межнационального общения базовый индикатор межнациональных отношений

Маркова Надежда Григорьевна
Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.
Читать PDF
113.34 кб

Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности

Колин Константин Константинович
Читать PDF
162.97 кб

Организационная культура как социальная технология развития инновационной активности персонала

Безлепкин М. Н.
В статье определяется роль организационной культуры в развитии инновационной активности персонала предприятия.
Читать PDF
470.86 кб

Информационная культура личности

Квитко А. Ю.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Абашевская культура

    археологическая культура бронзового века 2-й половины 2-го тыс. до н. э. на территории современной Воронежской области, Марийской, Чувашской и Башкирской АССР. Впервые курганы Абашевской культуры и
  • КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ

    термин Огборна, обозначающий нематериальную культуру, в том числе социальные институты, систему ценностей и политические институты.
  • КУЛЬТУРА АФФЕКТА

    англ. affect culture; нем. Affektkultur. Совокупность норм, моделей, предписаний, определяющих форму выражения эмоциональных переживаний в той или иной культ, среде.
  • КОНТРКУЛЬТУРА или АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

    counter culture or alternative culture) — любая из субкультур и оппозиционных культур, в которой образы жизни и ценности отличаются от основной или господствующей культуры и которая может отрицать их главные убеж
  • АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

    См. КОНТРКУЛЬТУРА.
  • Ананьинская культура

    археологическая культура железного века, распространенная в 8-3 вв. до н.э. в бассейне Камы, отчасти средней Волги, Вятки и Белой. Название по деревне Ананьино (Елабужский район Татарстан), близ котор
  • КУЛЬТУРА АПОЛЛОНОВСКАЯ

    англ. culture, Apollonic; нем. Kultur, appollonische. Совокупность ценностей норм и образцов поведения, ориентированных на порядок, традицию, рациональность, развитие науки и искусства. См. АПОЛЛОНОВСКОЕ - ДИОНИСИЙСК
  • Археологическая культура

    общность синхронных археологических памятников, отличающихся сходством по ряду археологических критериев и сосредоточенных на определенной территории. Существует более трех десятков определе
  • Ашельская культура

    (Ашель) - комплекс археологических культур нижнего палеолита. Связано преемственностью с олдувайской галечной культурой (около 1,5 миллиона лет назад) и сменяется мустьерской культурой (около 200 ты
  • Культура бедности

    совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается большинство населения относительно бедности.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

    отражает степень его политической активности и уровень политического развития. В структуре политической культуры личности (группы) выделяют “политические знания”, “убеждения”, “умения и навы
  • Черняховская культура

    археологическая культура рубежа 2-3 вв. - рубежа 4-5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на запад до левобережья Днепра на восток. Названа по могильнику у с. Черняхов (Кагарлыкский район Киевс
  • КУЛЬТУРА ДИОНИСИЙСКАЯ

    англ. culture, Dionysian; нем. Kultur, dionysische. Совокупность норм и ценностей, ориентированных на непосредственное удовлетворение потребностей, радостное принятие мира, праздничное сосуществование с другими л
  • Культура доминирующая

    форма культуры, преобладающая в обществе.
  • КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

    англ. culture, spiritual; нем. Kultur, geistige. Совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью; К. д. включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право.
  • КУЛЬТУРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    представляет собой способ взаимодействия экономического сознания общества и экономического мышления индивидов и социальных групп, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономиче
  • ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    система норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. Данный механизм обеспечива
  • КУЛЬТУРА ЭКСПЛИЦИТНАЯ

    англ. culture, explicit; нем. Kultur, explizite. Элементы культуры, полностью осознаваемые членами общества и выявляемые в процессе непосредственного наблюдения с помощью опроса.
  • ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

    культурные образцы, отличающие элиту общества.
  • КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ

    культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью