Психическое заболеваниеПсихическое расстройство

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Найдено 2 определения термина ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

MENTAL HEALTH) В психиатрии и аномальной психологии психические заболевания подразделяются на неврозы и психозы. Причинами психических заболеваний являются либо органические нарушения деятельности психики, либо внутриличностные конфликты, своими корнями уходящие в детство. Психоз (например, шизофрения) заключается в потере контакта с реальностью; неврозы (например, невроз тревоги или реактивная депрессия) представляют собой менее тяжелые заболевания, проявляющиеся в чрезмерно чувствительной реакции на действительность. Фобии (такие, как страх открытого пространства) рассматриваются как частные случаи невроза тревоги. Эти категории были подвергнуты критике на том основании, что они (1) не являются логически последовательными и (2) прикрываясь нейтральным языком науки, отражают взгляды на девиантное поведение с точки зрения повседневного знания. В противовес такому подходу социология безумия рассматривает душевные заболевания с критической точки зрения. «Безумие» — это социальный «ярлык», применяемый в процессе классификации девиантности и для контроля над ней. «Безумие» относится к тому ряду «ярлыков» (таких, как «колдовство», «бродяжничество» или «истерия»), посредством которых девианты могут подвергаться заточению. Поведение душевнобольного, несмотря на то, что может иметь органические причины, противоречит социальным нормам, и поэтому лечение является формой социального контроля. Т. Шаш (Szasz, 1971) обратил внимание на потерю индивидуальных прав, которая следует за приписыванием девиантам душевного заболевания. М. Фуко (Foucault, 1961) исследовал историческое изменение критериев, используемых при принятии решения о заточении людей в случаях с проказой, венерическими заболеваниями или безумием. С его точки зрения, научная психиатрия не является прогрессом в области знания, представляя собой лишь более тонкую и изощренную форму социального контроля. Согласно Фуко, психиатрия — это триумф «разума» над «безумием» в форме социального исключения и изоляции. Существует также феминистская критика, в рамках которой выдвигаются следующие положения. (1) Вероятность наклеивания ярлыка безумия в случае с женщинами выше, чем в случае с мужчинами. (2) Психиатрия, следуя ценностям патриархального общества, рассматривает женщину как истеричное и невротичное существо. (3) В рамках психоанализа женщины также рассматриваются как неполноценные существа. (4) Негативные стереотипы в отношении женщин отражаются в различном подходе к лечению и к определению того момента, когда человека следует признать душевнобольным; например, в Британии лишь каждый двенадцатый мужчина в какой-то момент жизни попадает в психиатрическую лечебницу, тогда как в случае с женщинами в такой ситуации оказывается каждая восьмая. (5) Институт брака, как представляется, защищает мужчин, подвергая женщин повышенной опасности душевного заболевания. См. также: Антипсихиатрия; Колдовство; Медикализация; Медицинская модель; «Наклеивания ярлыков» теория; Социология здоровья и болезни; Фрейд. Лит.: Scheff (1966); Mangen (1982)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Психическое здоровье

mental health) – отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения.

Западная культура говорит о теле и разуме, т. е. о физическом и психическом здоровье. В других культурах это различие не так важно, хотя имеется в виду нечто похожее, а акцент делается на внутренних переживаниях или внешнем поведении. Представление о благополучии отражает важнейшие социальные ценности в конкретной культуре и, следовательно, может меняться. Так, вклад в общегрупповые гармоничные отношения на Востоке свидетельствует о хорошем психическом здоровье, в то время как западной цивилизации свойствен индивидуализм. Таким образом, потребители социальных услуг, скорее всего, попытаются реализовать эти ценности в ходе социального вмешательства, причем не только в сфере психического здоровья. Стратегия антирасизма предполагает чуткое отношение к различиям в культурных ценностях как при индивидуальных вмешательствах, так и в распространении культурно-специфических услуг. В противном случае страдает культурная идентичность потребителя, что является проявлением расизма.

Всемирная организация здравоохранения определяет ЗДОРОВЬЕ в целом, а также психическое здоровье как «полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний». В этом определении отражены два различных подхода к психическому здоровью, которые играют важную роль в организации обслуживания населения.

Первый подход – психическое здоровье как «отсутствие заболеваний» – присущ ПСИХИАТРИИ. С этой позиции всякое нарушение личного и социального благополучия, составляющего психическое здоровье, следует понимать как заболевание; иначе говоря, все субъективно неприятные внутренние переживания и виды внешнего поведения, так или иначе противоречащие социальным ценностям, и есть психическое заболевание. Эти переживания и поведение в западной (и некоторых других) культуре считаются болезненными проявлениями, дурными и ненормальными, в то время как психическое здоровье – это «хорошо» и «нормально». Данный подход широко распространен в западном обществе и оказывает влияние на антидискриминационные ценности. (См. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА.) Как «нормальное» и «хорошее» состояние психическое здоровье лучше психического заболевания. Превосходство психического здоровья над болезнью означает, что представители престижных социальных групп считаются психически здоровыми по сравнению с менее престижными, в результате последним чаще ставят психиатрические диагнозы и помещают в больницу. Кроме того, диагноз заболевания сам по себе стигматизирует человека. (См. СТИГМА.) С другой стороны, многие пациенты ценят заботу и уход, связанные с диагностикой у них заболевания; таким образом, психическое нездоровье не всегда принижает человека. Таким образом, если нет заболеваний, психическое здоровье как «нормальное» состояние присутствует автоматически, а значит, для его поддержания не нужно никаких специальных вмешательств. В случае болезни общество должно позаботиться об ее устранении как «плохого», «ненормального» состояния главным образом с помощью медицинского вмешательства, поскольку болезнь, включая психическую, по мнению представителей западной культуры, имеет преимущественно физиологическое происхождение. Следовательно, здоровье восстанавливается после излечения болезни в рамках медицинского подхода. Иначе говоря, социальные работники бессильны что-либо предпринять для поддержания психического здоровья.

Второй из вышеперечисленных подходов – определение психического здоровья как «психического благополучия» – в большей мере свойствен незападным культурам и имеет прямое отношение к консерватизму и радикализму в организации медико-социальной помощи при психических расстройствах. Так, большинство психических расстройств и типов социально неприемлемого поведения можно объяснить в рамках «нормального» человеческого функционирования, поэтому нет смысла диагностировать «аномальное» состояние заболевания, хотя в большинстве культур некоторые переживания и виды поведения считаются болезненными. Этой позиции придерживаются сторонники антипсихиатрических подходов, в частности Т. Шац, что нашло отражение в политике оказания амбулаторной помощи, а также радикального социального подхода как теоретической основы радикальной и антидепрессивной социальной работы. Шац определяет большинство отклонений от состояния личного и социального благополучия консервативно, как «жизненные проблемы», которые свойственны нормальной человеческой жизни; в радикальной социальной теории такие отклонения считаются результатом социального, экономического и политического угнетения. С этих позиций психическое здоровье есть следствие разрешения соответствующих проблем: индивид совершенствует пути совладания с «жизненными проблемами», а согласно радикальной социальной теории, это происходит за счет ослабления угнетения в обществе. Сторонники обоих подходов не считают психическое здоровье присутствующим «по умолчанию» или результатом медицинского вмешательства – напротив, по их мнению, оно зависит от способности индивида и/ или коллектива к личностному и/или социальному росту. Таким образом, главная роль в поддержании психического здоровья отводится социальным работникам, потребителям услуг и специалистам немедицинских профессий, а не медикам, действующим в рамках медицинского подхода; следовательно, политика амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами в значительной мере основывается на медико-социальных услугах.

Социальные подходы к укреплению психического здоровья описаны в ТЕОРИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, ФЕМИНИЗМА и АНТИРАСИЗМА, это обучение людей коллективно и индивидуально контролировать свою внутреннюю и внешнюю жизнь. Отсюда следуют важные выводы для антидискриминационной практики, поскольку психические проблемы считаются «нормальным» следствием угнетения индивида в обществе, причем его вина в этом отсутствует.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено схем по теме ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено книг по теме ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — 0