СОВЕСТЬ
Совесть
одна из основных этических категорий, выражающая способность личности к моральной самооценке и саморегуляции; чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
СОВЕСТЬ
субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить их самооценку совершаемых поступков.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
СОВЕСТЬ
англ. conscience; нем. Gewissen. Моральное осознание, убежденность в том, что является добром и злом; осознание нравственной ответственности за свое поведение; способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, проявляющаяся как в форме рациональной оценки собственных поступков, так и в форме эмоциональных переживаний.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОВЕСТЬ
conscience) - персональное ощущение правоты и неправоты, которое стесняет поведение и причиняет чувство вины, если его требования не выполняются.
Эти нравственные осуждения усваиваются через социализацию и поэтому различаются от человека к человеку и от культуры к культуре. Наиболее важным является влияние родителей. Именно они вырабатывают стандарты поведения для своих детей собственным примером и установлением правил, навязывая требуемое поведение системой поощрений и наказаний (см. Образование условных рефлексов). Тем самым родительские стандарты и стандарты общества становятся интериоризированными в виде совести.
Теория Фрейда дает особое представление о формировании совести, которую он обозначает как суперэго ("сверх-Я"), развивающееся через идентификацию с родителем того же пола и особенно с идеализацией ребенком нравственных ценностей родителей.
Заострение внимания на роли родителей и окружения считается ограниченным теми, кто расценивают моральные решения как абсолютные. Такой взгляд означает намек на врожденный нравственный смысл и особенно свойствен религии и мистицизму. Ср. Коллективное сознание.
Эти нравственные осуждения усваиваются через социализацию и поэтому различаются от человека к человеку и от культуры к культуре. Наиболее важным является влияние родителей. Именно они вырабатывают стандарты поведения для своих детей собственным примером и установлением правил, навязывая требуемое поведение системой поощрений и наказаний (см. Образование условных рефлексов). Тем самым родительские стандарты и стандарты общества становятся интериоризированными в виде совести.
Теория Фрейда дает особое представление о формировании совести, которую он обозначает как суперэго ("сверх-Я"), развивающееся через идентификацию с родителем того же пола и особенно с идеализацией ребенком нравственных ценностей родителей.
Заострение внимания на роли родителей и окружения считается ограниченным теми, кто расценивают моральные решения как абсолютные. Такой взгляд означает намек на врожденный нравственный смысл и особенно свойствен религии и мистицизму. Ср. Коллективное сознание.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Совесть
Совість. Conscience. Самооценка, действий и мыслей, критерием которой являются принятые в той или иной социальной среде или обществе в целом нормы и ценности. С. одновременно есть чувство ответственности за результаты как индивидуальных, так и групповых действий перед другими людьми и чувство правоты или неправоты. Как правило, С. рассматривается в соотношении с чувством вины, которую ощущает индивид в случаях, когда его справедливые требования не выполняются, но он несет ответственность за их исполнение. В этике С. – показатель уровня развития личности, способной устанавливать для себя моральные предписания, на основании которых она оценивает свои действия. Именно эта способность была положена в основу социологической и моральной идеи автономной личности, т. е. такой личности, которая способна быть независимой от общества и сама устанавливать для себя нравственные законы. Хотя все те, кто придерживается данной идей, абстрагируются от социальной стрктуры и забывают о том, что именно она во многом определяет те нравственные законы, которые устанавливает для себя автономная личность, потому что любая степень ее автономности не приводит к разрыву с тем социальным слоем, к которому она принадлежит. В социологии культуры С. тоже непосредственно связана с нравственностью, однако здесь она рассматривается как производное от особенностей социализации индивидуального качества, которое выражает культуру не как таковую, а культуру определенного социального слоя и типичные для его представителей качества. Иными словами, здесь индивидуальные различия людей рассматриваются как выражение различий в их положении в социальной системе и в системе социетальной культуры. Социетальная культура вырабатывает стандарты поведения, которые функционируют на двух уровнях: общественном (групповом) и индивидуальном. Интернализованные общественные стандарты проявляются в виде С. в том случае, когда индивид начинает соотносить свои действия с данными стандартами. Когда на обыденном уровне о ком-либо говорят, что у него нет С., следует понимать так, что у него просто другие критерии оценки своих действий, т. е. что у него другая С. В теории З. Фрейда (Sigmund Freud) С. есть некоторое суперэго, в котором проявляется идентификация индивида только с родителями. Следует обратить внимание еще и на тот факт, что все существующие теории С. исходят из факта ее наличия как некоторого неотъемлемого атрибута индивида. Но в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с выражением недовольства поведением или конкретными действиями людей, которые интерпретируем как такие, которым не свойственно нравственное начало или которые по нашим представлениям нарушают законы С. или попросту бессовестны. Социологическое объяснение подобных фактов кроется как раз в том, что чувство правоты или неправоты определено пониманием той роли, которую играет каждый из нас в системе социальных отношений. Индивидуальное чувство правоты означает моральное право (освобождающее от терзаний совести) на свершение некоторых поступков, которые позволяет себе тот или иной индивид. В этом случае С. не тождественна с чувством вины. С точки зрения другого оценка правоты или неправоты поведения или отдельных совершенных действий основывается уже на общезначимых представлениях о моральном праве, построенных на представлениях о социальном равенстве. Образовалась коллизия между индивидуальными представлениями и общезначимыми правилами, что и дает трактовать поведение или отдельные действия как лишенные С. Здесь мы имеем не чувство вины, а возлагание вины, т. е. призывы к С. См. также Виктимизаци, Идеал нравственный и Культура вины.