(дислексия, словесная слепота), (греч. отрицательная приставка а- и lexis – слово, речь) – полное (алалия) или частичное (дислексия) нарушение чтения, расстройство способности чтения, неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; неспособность овладеть процессом чтения. Встречается относительно редко, по сравнению с менее выраженной формой – дислексией. Возникают при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексии:
- оптическая алексия - возникает при поражении затылочных долей коры головного мозга, вследствие нарушения зрительного восприятия, при этом не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая
алексия);
- односторонняя оптическая алексия - возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария, при этом игнорируется одна из половин текста (чаще левая) при незамечании своего дефекта;
- слуховая (височная) алексия возникает при поражении коры височной области левого полушария, вследствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей); выступает как одно из проявлений сенсорной афазии;
- кинестетическая (афферентная) моторная алексия - возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушений кинестетической основы речевого акта, выступает как проявление афферентной моторной афазии;
- кинетическая (эфферентная) моторная алексия - возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушения кинетической организации речевого акта, выступает как проявление эфферентной моторной
афазии;
- динамическая алексия - возникает при поражении коры лобных долей мозга, когда нарушаются регулирующие механизмы, смазывается избирательность всех психических процессов; проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.
Алексия
Алексия
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Алексия
от греч. а – отрицательная частица и лат. lego – читаю) – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая алексия (или височная алексия) как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается «угадывающее чтение».
При поражения нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает кинестезическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает особая форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая алексия (или височная алексия) как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается «угадывающее чтение».
При поражения нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает кинестезическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает особая форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.
Источник: Словарь справочник по социальной работе