(1727—81), франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. Филос. воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в Энциклопедии Дидро и ДАламбера. Материалистические и сенсуалистические взгляды сочетались у Т. с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории обществ, прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: религ., спекулятивной и науч.; впоследствии эту идею развивал Конт. Осн. соч. Т. - Размышления о создании и распределении богатства (1766). Вслед за физиократами Т. отстаивал принцип свободы эконом, деят-ти. Т. придавал большое значение собственности и ее роли в иерархическом делении об-ва, различая внутри земледельческого класса и класса ремесленников предпринимателей и наемных работников ( класс).
Анн Робер Жак Тюрго
Анн Робер Жак Тюрго
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ТЮРГО (Turgo) Анн Робер Жак
1727-1781) - французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Получил теологическое образование, но под влиянием идей новой философии (Дж. Локк, Вольтер, Ш.Л. Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в Парижский парламент. Будучи министром финансов и экономики (1774-1776), проявил себя как радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к Французской революции. На посту генерального контролера финансов провел ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Т. были отменены.
Философские воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей Д. Дидро и ДАламбера, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии". Т. сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историческом законе: "…Масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству". Т. указывал на связь между способом добывания средств к жизни и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. В политической экономии Т. примыкал к физиократам, развивая их экономическую теорию.
В основном сочинении "Размышления о создании и распределении богатства" (1766, рус. пер. 1905) Т. отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Он впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса , был одним из интеллектуальных героев, свергнувших феодальный режим.
И.А. Андрос
Философские воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей Д. Дидро и ДАламбера, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии". Т. сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историческом законе: "…Масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству". Т. указывал на связь между способом добывания средств к жизни и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. В политической экономии Т. примыкал к физиократам, развивая их экономическую теорию.
В основном сочинении "Размышления о создании и распределении богатства" (1766, рус. пер. 1905) Т. отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Он впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса , был одним из интеллектуальных героев, свергнувших феодальный режим.
И.А. Андрос
Источник: Социология: энциклопедия
ТЮРГО Анн Робер Жак
(10.05.1727, Париж—20.03.1781, там же) — франц. философ-просветитель, социолог, экономист, гос. деятель. Получил теологическое образование (семинария, Сорбонна), но под влиянием философии Локка, Ф. Вольтера, Монтескье отказался от духовного сана и поступил на гос. службу. Был министром финансов и экономики (1774—1776 гг.), где проявил себя как решительный защитник молодой франц. буржуазии. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро. В философии Т.— сторонник деизма и сенсуализма, один из предшественников Конта, завершитель школы физиократов, основанной Ф. Кинэ. Социол. концепция Т. строится на обобщенном материале истории, к-рую, в отличие от мн. физиократов, хорошо знал. Т. явл. автором одной из первых теорий прогресса. Если в природе царит неизменная цикличность — зарождение, гибель и возрождение, то в человеческой истории, по его мн., происходит последовательное движение ко все большему совершенству.
Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует. Большое место в социол. концепции Т. принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития об-ва в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе.
Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе — племя, состоящее из отд. семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах появляются гораздо более многочисленные обществ, объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается гос-во — «политическое тело», усиливается неравенство, имеющее, по Т., положительное значение в развитии наук и иск-в, т. к. освобождает часть людей от тяжелого физического труда. Анализируя совр. ему социальный уклад, Т. вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих. Прогрессивные для своего времени экономические реформы и соч. Т. по политической экономии получили высокую оценку среди передовых умов Франции, в т. ч. вождей франц. революции. Маркс и Энгельс считали Т. одним из наиболее революционных социально-экономических теоретиков 18 в. Идеи Т. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие социологии, философии, истории, политической экономии.
Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует. Большое место в социол. концепции Т. принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития об-ва в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе.
Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе — племя, состоящее из отд. семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах появляются гораздо более многочисленные обществ, объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается гос-во — «политическое тело», усиливается неравенство, имеющее, по Т., положительное значение в развитии наук и иск-в, т. к. освобождает часть людей от тяжелого физического труда. Анализируя совр. ему социальный уклад, Т. вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих. Прогрессивные для своего времени экономические реформы и соч. Т. по политической экономии получили высокую оценку среди передовых умов Франции, в т. ч. вождей франц. революции. Маркс и Энгельс считали Т. одним из наиболее революционных социально-экономических теоретиков 18 в. Идеи Т. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие социологии, философии, истории, политической экономии.