АРИСТОТЕЛЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АРИСТОТЕЛЬ
Aristotle) (384—322 гг. до н.э.) — основной греческий философ и наставник Александра Македонского, оказавший значительное влияние на европейскую мысль, заметное в развитии естественных и политических наук, в ранней антропологии и более всего в философии (включая логику и этику). Аристотель учился в академии Платона в Афинах, но, хотя и находился под влиянием ИДЕАЛИЗМА Платона, обычно считается представителем эмпирической школы философии. Там, где было уместно, его метод исследования включал наблюдение и сообщение. С другой стороны, он также инициировал систематическое изучение логики. На практике, следовательно, в его трудах сочетались разум и опыт.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АРИСТОТЕЛЬ
(384–322 до н. э.) Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. А. учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению А., развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и, следовательно, озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности также опасно для государства, считал А.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

АРИСТOТЕЛЬ

АРИСТOТЕЛЬ (Aristoteles) (384-322 до н. э.), др.-греч. философ и ученый. При рассмотрении проблем народонас. разделял тезис Платона об идеальном гос-ве с немногочисл. нас., под к-рым понимал только свободное нас. Считал, что малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, к-рая невозможна при избытке нас. Предлагал принять законы о браке, запрещающие мужчине иметь детей до достижения 37, a женщине - 18 лет. Полагал, что избыток нас. способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспеченной землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, А. не был сторонником переселений (колонизации), а предлагал, напр., узаконить умерщвление больных детей, части ´излишних´ новорожденных. Если же правила государства не позволяют этого делать, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь. Наиболее полно эти вопросы рассматривались в труде А. ´Политика´.

С. Д. Валентей.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Аристотель
Aristotle) (384—322 гг. до н.э.), др.-греч. философ, ученик и критик Платона, самый знаменитый философ своей эпохи. А. впервые поставил целый ряд филос. вопросов, к-рые и ныне не утратили своей актуальности. Его интересы отличались энциклопедической широтой, охватывая осн. области философии и естествознания. Сохранились мн. труды и нек-рые материалы для лекций, читавшихся в Ликее, преемнице платоновской Академии. А. ввел систематическое изучение логики, разработав систему описания и оценки умозаключений, к-рая оставалась основой этой дисциплины вплоть до 19 в. На учении А. о функционировании слов, что отводит ему особое место в истории философской логики и лингвистики (языкознание), базируется категориальная грамматика. Центр, вопросы аристотелевской Метафизики (что есть субстанция?) и трактата О происхождении и уничтожении (каким образом вещи возникают и прекращают свое существование?) до сих пор служат предметом жарких дискуссий. В соч. О душе А. рассмотрел проблему души, определяя ее как форму жизни и способность к деят-ти. Утверждая, что душа находится в опред. зависимости от тела, А. предвосхитил дискуссию о соотношении ума и тела в совр. философии разума. Совр. этика также многим обязана Этике А. Его утверждение, что конечной целью всех действий является счастье, имеет, на первый взгляд, немало общего с совр. утилитаризмом. Однако тот факт, что А. выделяет неск. добродетелей, противоречит попытке утилитаристов найти единств, (если не простейший) принцип решения всех моральных вопросов.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 до н.э.) — греч. философ, основатель консенсологической традиции в социологии. В работах «Политика» и «Никомахова этика» А. рассматривает проблему природы человека, причины устойчивости нормативного порядка в существующих государствах и желаемое государственное устройство (1,2). Вслед за Платоном А. полагал, что человеку свойственна склонность к согласованным действиям с другими людьми, но она полностью реализуется в государстве. Поэтому человек — «существо политическое». Имущественное неравенство и отношение господства и подчинения, производные от естественного неравенства людей, не препятствуют устойчивости существующих порядков. Они поддерживаются согласием полноправных граждан, способных направлять взрывную динамику споров в русло разумных политических решений. Порядок поддерживается правом, воплощенном в судебных решениях уголовных дел и имущественных споров. Инициаторами групповых конфликтов в полисе являются не граждане и рабы, и потому оправданно применение силы государства для их подавления. Порядок перестает быть устойчивым при неправильных формах правления, неспособности правителей следовать принципу золотой середины в принятии решений. Порочность политиков (трусость или безрассудство, распущенность или бесстрастность, наглость или застенчивость) приводит к несправедливости и беззаконию. Обосновывая обществ, идеал, А. подразумевал, что лучшие существующие государства в отдельных чертах соответствуют идеалу и в приближении к идеалу не требуется глубоких структурных изменений об-ва (2).
Лит.: 1) Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д, 1993; 2)   Поппер К.Р. Открытое об-во и его враги. Т. 1. М.,  1992; 3)  Филиппов А.Ф. Аристотель / / Соер, западная социология: Словарь /П од общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. И.П. Чернобровкин

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

АРИСТОТЕЛЬ

384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 г. до н.э. оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок. После смерти Александра Македонского его преследовали за промакедонскую ориентацию, поэтому он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Он считал, что многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Материя управляется «активной формой». С «формой» связаны «действующая» и «целевая» причины. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. В его работах впервые была поставлена проблема соотношения логики и грамматики. Он понимал логику как описание основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения. Учение о частях речи возникает у Аристотеля в недрах логики и риторики. Части речи выделяются как элементы предложения (=речи). Предложение (logos) – это сочетание имени и глагола – частей речи, имеющих самостоятельное значение. Глагол, в отличие от имени, имеет время и обладает предикативной функцией. Предикация состоит в соединении или разделении понятий: «человек идет» означает «человек есть идущий». В «Поэтике» А. выделяет восемь частей «изложения»: элемент (звук), слог, союз, член, имя, глагол, падеж, предложение (=речь, т.е. связную речь любых размеров). Кроме элемента (звука) и слога, все части «изложения» «значащие». Имя – это только именительный падеж, другие его формы – падения (падеж и число). Глагол – это форма настоящего времени, остальные формы – падения глагола. «Незначащие» части «изложения» – союз и член (куда отнесены прежде всего предлоги). Исследователи считают, что «учение А. о восьми частях речи не имеет еще собственно грамматического значения».

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.59 мб

Аристотель как первый философ профессионал

Семенков В. Е.
Читать PDF
109.23 кб

Аристотель в современном мире (о Всемирном конгрессе по философии афины, 2016 год)

Елкина Ирина Михайловна
В статье говорится о Всемирном конгрессе по философии «Философия Аристотеля» в честь 2400-летия со дня его рождения, проходившем в июле 2016 г.
Читать PDF
194.59 кб

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF
101.20 кб

Аристотель о природе общения

Агальцев Александр Матвеевич
Анализируется открытие Аристотелем онтологического основания природы человека и общения через развертывание их генетической сущности, самодетерминации и самооснованности.
Читать PDF
430.32 кб

Аристотель об универсальном, обыденном и деятельном знании в «Первой аналитике» ii 21

Орлов Евгений Викторович
Уточняется аристотелевское понимание «универсального», «обыденного» и «деятельного» знания и вносятся соответствующие поправки к существующим комментариям к фрагменту An. Pr. II 21, 67a8-67b11.
Читать PDF
293.33 кб

Аристотель на Востоке, на Западе и в России

Солопова Мария Анатольевна
В рецензии высказывается мнение о значимости исследований, посвященных античной философии и христианской мысли, для современного антиковедения, дается обзор структуры и содержания книги, приводятся выдержки из отдельных ее глав, о
Читать PDF
479.41 кб

«Государственное благо» и «Добродетель хорошего гражданина». Аристотель о полисной демократии

Мисюров Н. Н.
Существует мощный пласт материальных и духовных завоеваний человечества, который составляет базу современной цивилизации, в какой бы форме она ни выступала.
Читать PDF
382.76 кб

Аристотель и Г. В. Лейбниц о модальностях (алгебра формальной аксиологии как дискретная математическ

Лобовиков Владимир Олегович
Читать PDF
110.92 кб

Риторическое измерение философского дискурса: софисты, Платон, Аристотель

Алымова Елена Валентиновна
Как риторика, так и философия претендуют на господство над логосом. В данной статье высказывается предположение, согласно которому риторическое измерение является необходимым условием философского дискурса.
Читать PDF
589.89 кб

Аристотель о природе цвета

Месяц Светлана Викторовна
В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при попытке непротиворечивого изложения аристотелевской теории цвета и цветовосприятия.
Читать PDF
83.92 кб

2001. 01. 022. Агасси Дж. Кому нужен аристотель? Agassi J. Who needs Aristotle?//Boston studies in t

Яковлев В. А.
Читать PDF
518.32 кб

Становление античной риторики:хронология риторических методов и стилей (платон, Аристотель)

Пантелеева И. А.
Цель.
Читать PDF
0.00 байт

Аристотель о происхождении греков (Meteor. 1,14, 352 а 29-352 b 4)

Верлинский A. Л.
В «Метеорологике» (1,14,352 а 29-352 b 4) содержится не замеченное ранее косвенное подтверждение гипотезь: Я.
Читать PDF
138.18 кб

2006. 04. 032. Гранада М. А. Аристотель, Коперник, бруно: центральность, первопричина движения и пре

Сычев Ю. Ф., Яковлев В. А.
Читать PDF
91.59 кб

Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира / А. Р. Фок

Бурмистров М. Ю.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.)

    Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. А. учил, что несовершенство общества исправля