ПЛАТОН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЛАТOН

ПЛАТOН (Plalon) (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреч. философ. В трудах ´Государство´ к ´Законы´ выдвинул утопич. проекты политич. устройства рабовладельч. гос-ва. Считал опасным чрезмерный рост числ. нас., предлагал в качестве метода борьбы с перенаселенностью организацию колоний.


Пытался определить числ. нас. идеального города-гос-ва, к-рая, по его мнению, должна была равняться 5040 чел. свободного нас. Землю между гражданами гос-ва, считал П., следовало поделить поровну, так как ее концентрация в руках крупных землевладельцев ведет к обострению противоречий внутри об-ва. П. предлагал установить определ. нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Идеализировал первобытнообщинный строй, существовавший, по его мнению, на протяжении мн. поколений именно в силу малочисленности населения.

Соч., т.1-3, М., 1968 - 72.

Судоплатов А. П., Демографические концепции, М.,1974.

С. Д. Валентей.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Платон
427-347 до н.э.) - древнегреческий социальный мыслитель, ученик Сократа и учитель Аристотеля. В 388 г. до н. э. основал Академию, в которой учил публично мыслить и рассуждать по широкому кругу общественно значимых проблем. Важное значение имеет предложенная Платоном иерархия идей как ценностей (справедливость, добродетель, мужество, благочестие, благоразумие, красота, здоровье, сила, богатство и др.). Платон впервые всесторонне осмыслил идею социального развития (диалоги «Государство», «Политика», «Законы»). Он подчеркнул роль разделения труда и создал первую теорию стратификации общества. В «Законах» Платон формулирует положение о том, что разница между самым крупным и самым мелким состояниями не должна превышать пятикратный уровень. К управлению, согласно Платону, следует допускать людей, достигших 50 лет, умудренных опытом, высокообразованных и талантливых, «понимающих, что есть разумное, нравственное, что есть общее благо», и являющихся абсолютным образцом поведения. Творчество Платона оказало значительное воздействие на западную культуру и формирование теории социального менеджмента. К трудам Платона из века в век обращались ведущие мыслители, соглашаясь или дискутируя с его идеями [55].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ПЛАТОН
(428–348 до н.э.) Древнегреческий философ. Ученик Сократа, учитель Аристотеля, создатель философской школы — академии. Социальные взгляды П. наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Его главная мысль в том, что человеческое общество должно воспроизводить некую идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно П., обусловливалась только происхождением. П. считал, что люди от природы не равны, и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ПЛАТОН
Plato) (428-348 до н.э.) - крупнейший греческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Прожив большую часть жизни в Афинах, Платон внес вклад во многие сферы философии, и его идеи оказали разностороннее влияние на западную социальную мысль, например, на политическую науку и теории образования. Наиболее фундаментальная особенность философских взглядов Платона - его теория "форм". Видимая действительность, находящаяся в постоянном движении и распаде, оценивается как отправная точка чистых форм или "идей", например, "треугольник" или "лошадь", которые являются "необходимыми" и неизменными. Платон был увлечен очевидной достоверностью математики, что привело его к постулату о мире чистых идей - не материальном, но и не умственном, а познаваемом скорее интуицией, чем эмпирическим изучением. Такой идеализм пронизывает социальные и политические произведения Платона, равно как и его чисто философские взгляды. Это иллюстрируется в его самой известной работе "Республика", написанной, подобно многим из его работ, в форме ряда диалогов, посвященных чистой форме государства. В идеальной республике управляли бы философы - самые знающие и лучшие, используя цензуру в образовании и требуя повиновения большинства. Некоторые теоретики, в том числе Поп-пер, показали связь между авторитаризмом и идеализмом Платона.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПЛАТОН
(427-347 до н.э.) — греч. философ, родоначальник конфликтологической традиции в социологии. В работах «Государство» и «Законы» П. рассматривает проблему природы человека, причины конфликтов в существующих государствах и желаемое государственное устройство (1). Учение о природе человека строится на двух предпосылках: во-первых, люди как разумные существа стремятся к конечному благу; во-вторых, существует природное неравенство людей. Стремление к конечному благу П. понимает в двух смыслах: 1) стремление к конечной цели в жизни (удовольствия, власть, соц. признание); 2) стремление к высшему благу, т.е. справедливому порядку распределения жизненных средств. Поскольку люди по своим умственным качествам неравны, существуют естественное разделение труда и кооперация. Следовательно, человек — консенсусное существо, склонное к согласованным действиям с другими людьми. Отвечая на вопрос, почему в существующих городах-государствах происходят конфликты, тогда как природа человека консенсусная, П. называет причину частной (рабовладельческой) собственности, которую присваивают стражи-чиновники. Они перестают заботиться о высшем благе, игнорируют право и используют служебное положение в корыстных целях. По этой причине наличные формы государства — тимократия, олигархия, демократия, тирания — остаются «болезненными» отклонениями от эталона — власти родовой знати. Оси. принцип платоновского идеального государства — абсолютное единство полиса: замена частной собственности государственной, общеобязательность законов государства, трудовая занятость и уравнительное вознаграждение трех классов во главе с философами-правителями, переход к полигамии, государственные воспитание детей и религия. Этот проект именуется в социологии «закрытым об-вом» (2).
Лит.: 1) Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д, 1993; 2)  Поппер K.R Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992; 3)  Филиппов А.Ф. Платон // Соер, западная социология: Словарь /Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. И.П. Чернобровкин

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Платон
Plato) (ок. 428—348 гг. до н.э.), выдающийся др.-греч. философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Его соч., написанные в форме диалогов, до сих пор не утратили своего значения. В ранних диалогах, напр. Горгий и Протагор, посвященных преимущ. этике, П. утверждает, что невозможно определить, что такое добродетель сама по себе. П. рассматривает многочисл. примеры добродетели в контексте учения о гос-ве, считая идеалом согласие отд. добродетелей со строем гос-ва в целом. Непревзойденным по силе и влиянию является учение П. об идеях (универсалии), впервые изложенное в Федоне. Для П. идеи представляют собой неизменные и вечные объекты мысли, к к-рым обращаются при объяснении того, как возникают понятия, насколько возможно познание, какие значения имеют слова. Иначе говоря, отд. действия являются добродетельными, называются добродетельными и могут быть познаны как добродетельные в силу того, что они имеют отношение к идее добродетели. Вопрос о том, что же представляет собой идея, П. рассматривает в Пармениде и др. диалогах. Согласно П., окружающий нас мир мы познаем чувствами и он является производным от мира идей, он — тень мира идей. Идея неизменна, постоянна и вечна, а вещи материального мира возникают и гибнут постоянно. П. известен также своей концепцией припоминания (anamnesis), изложенной в Меноне, в соответствии с к-рой осн. наши знания не приобретаются опытным путем, но заложены в нас от рождения, а задача опыта состоит лишь в том, чтобы расшевелить память. Эта концепция представляет собой форму нативизма и до сих пор привлекает внимание философов. Содержание 34 диалогов П. (об их хронологии ученые оживленно спорят и по сей день) охватывает все области философии. Однако наибольшую известность получил, пожалуй, диалог Государство, в к-ром П. отвергает как демокр., так и тоталитарное устр-во об-ва. Идеальная гос. система, по П., обладает чертами нравственной и полит, орг-ции и направлена на решение важнейших задач: защиту от врагов, жизнеобеспечение граждан и развитие духовной культуры.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF

Проблема повторения: Платон и лейбниц

Журавлева А. С.
Читать PDF

Платон и древнеегипетские представления о бессмертии души: к проблеме влияния

Поздняков С. Н.
Читать PDF

Платон и лектон

Дробышев В. Н.
Читать PDF

2007. 04. 034. Каневи Ф. П. Платон об искусстве становления. Canevi F. R. Plato on the art of becomi

Хлебников Г. В.
Читать PDF

2008. 02. 023-026. Некоторые проблемы философской теологии Аристотеля, платон и неоплатонизм. (сводн

Хлебников Г. В.
Читать PDF

2006. 03. 020. Хлебников Г. В. Платон и эллинистическая философская теология: ее идеи и примеры их т

Читать PDF

Можно ли научиться добродетели? (софисты, Исократ и Платон о воспитании)

Мочалова И. Н.
В статье рассматриваются этические дискуссии, имевшие место в Афинах в V-IV вв. до. н.э. Ключевая тема дебатов природа добродетели.
Читать PDF

2006. 04. 026. Хлебников Г. В. Платон и философская теология Древней Академии. (аналитический обзор)

Читать PDF

Возвращаясь к истокам: философия и политика, Сократ или Платон?

Дмитриев Тимофей Александрович
Читать PDF

ПЛАТОН: НОВОЕ НАЧАЛО

Протопопова Ирина Александровна
Читать PDF

ПЛАТОН В РОССИИ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ПРЕДИСЛОВИЕ К СТАТЬЕ Ф. НЕЗЕРКОТТ

Тихеев Юрий

Похожие термины:

  • ПЛАТОН (428–348 до н.э.)

    Древнегреческий философ. Ученик Сократа, учитель Аристотеля, создатель философской школы – академии. Социальные взгляды П. наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Его главная мысль в т
  • КЕРЖЕНЦЕВ ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧ

    (1881 – 1940) – видный советский экономист, историк, публицист, работник государственного и партийного аппарата, посол СССР в Швеции и Италии, заместитель управляющего ЦСУ СССР, один из видных предста
  • Атертона плато пигмей

    = барринеанский тип.
  • ПЛАТОНИЗМ

    от имени Платона) - англ. Platonism; нем. Platonismus. 1. Учение древнегреческого философа Платона (V-IV в. до н. э.). 2. На правление в античной философии, связанное с развитием и трансформацией учения Платона, хара