АСКЕТИЗМ
Аскетизм
мировоззренческий принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей и «умерщвление плоти» ради каких-либо духовных целей.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
АСКЕТИЗМ
крайняя форма воздержанности от чувственных удовольствий, сознательное подавление естественных желаний и потребностей, полное пренебрежение к материальным благам и радостям земной жизни.
АСКЕТИЗМ
от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
АСКЕТИЗМ
ASCETICISM) Доктрина или практика отказа от чувственных удовольствий ради возвышения духовного «Я». Это понятие соотносится с определенными направлениями основных религий. Согласно М.Веберу, протестантский аскетизм имел решающее значение для развития капитализма, дисциплины труда и капиталистической организации. См. также: Мировые религии; Протестантская этика.
Источник: Социологический словарь
АСКЕТИЗМ
asceticism) — доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий. Аскетизм был присущ многим мировым религиям, и для некоторых приверженцев (например, членов отдельных монашеских орденов) означает полный отказ от большинства мирских искушений. Несмотря на ассоциацию с фатализмом, подобный вызов также часто предполагал сопротивление политической власти и служил орудием в социальном изменении. Так, согласно Веберу (1922), протестантский аскетизм играл решающую роль в возникновении современного западного капитализма (см. Протестантская этика).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Аскетизм
(от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо). Аскетизм. Asceticism. 1. Согласно М. Веберу (Max. Weber) – отказ от чувственных удовольствий (в наибольшей степени свойственный протестантизму), порождающий рационализм (рачительную психологию) – духовную основу капитализма и свойственной ему дисциплины труда и рациональной организации производства и общества. 2. В религии – представление, согласно которому практический отказ от чувственных удовольствий способствует духовному возвышению и очищению от грехов. Высшей формой А., в этом смысле, является как опосредованное умерщвление своей плоти путем всевозможных лишений, так и непосредственное, т. е. в буквальном смысле слова (скопцы, например). А. как принцип присутствует практически во всех религиях, хотя в каждой из них имеет разную идеологическую основу, степень и формы проявления. Скажем, мифологема непорочного зачатия определяет необходимость целибата. 3. Характеристика культуры индивида, отличающегося в своей повседневной жизни непритязательностью, отсутствием навязчивого стремления к богатству, накопительству, благам и удовольствиям, внешним атрибутам, символизирующим благополучие. Часто в истории А., как вызывающая форма социального поведения, служил средством давления на власть и корректировки социального поведения богатых.
Аскетизм
asceticism, др.-греч. askeo — упражняться, совершенствоваться), поведение, при к-ром человек подавляет в себе естественные желания и чувственные влечения ради религ. целей. Термин А. первоначально — спорт, упражнения атлетов, однако позже А. стал основой целого ряда религ. и филос. систем; выражается в разл. формах — от воздержания, поста, монашества и уединенной созерцательной жизни (отшельничества) до самобичевания и самоистязаний. Культовый А. характерен для христианства, индуизма и ислама. Как правило, А. призывает к умерщвлению плоти, освобождению от нее. Так, гностицизм и манихейство (еретические течения эпохи раннего христианства) были едины в дуалистическом взгляде на мир, принижая все физическое, что приводило их приверженцев к самым крайним формам А. Ортодоксальные христиане также рассматривали самоотверженность и жертвенность как путь подражания Христу, и к кон. 4 в. возникло монашество, требовавшее безбрачия, бедности и послушания. Практика А. до сих пор имеет весьма большое значение в вост. православных церквах. В индуизме sadhu, или святой, укрепляет силу своего духа путем подавления чувственных влечений, поста и даже самоистязания. В исламе нек-рые суфиты придают особое значение посту и воздержанию от сна. Хотя буддизм и проповедует срединный (истинный) путь, т.к. обе крайности, А. и гедонизм, далеки от правильного пути, однако буд. монашеские правила содержат целый ряд требований А.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия