АСКЕТИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Аскетизм
мировоззренческий принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей и «умерщвление плоти» ради каких-либо духовных целей.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

АСКЕТИЗМ
крайняя форма воздержанности от чувственных удовольствий, сознательное подавление естественных желаний и потребностей, полное пренебрежение к материальным благам и радостям земной жизни.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

АСКЕТИЗМ
от греч. asketes - упражняющийся в ч.-л.) - англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АСКЕТИЗМ
ASCETICISM) Доктрина или практика отказа от чувственных удовольствий ради возвышения духовного «Я». Это понятие соотносится с определенными направлениями основных религий. Согласно М.Веберу, протестантский аскетизм имел решающее значение для развития капитализма, дисциплины труда и капиталистической организации. См. также: Мировые религии; Протестантская этика.

Источник: Социологический словарь

АСКЕТИЗМ
asceticism) — доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий. Аскетизм был присущ многим мировым религиям, и для некоторых приверженцев (например, членов отдельных монашеских орденов) означает полный отказ от большинства мирских искушений. Несмотря на ассоциацию с фатализмом, подобный вызов также часто предполагал сопротивление политической власти и служил орудием в социальном изменении. Так, согласно Веберу (1922), протестантский аскетизм играл решающую роль в возникновении современного западного капитализма (см. Протестантская этика).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Аскетизм
(от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо). Аскетизм. Asceticism. 1. Согласно М. Веберу (Max. Weber) – отказ от чувственных удовольствий (в наибольшей степени свойственный протестантизму), порождающий рационализм (рачительную психологию) – духовную основу капитализма и свойственной ему дисциплины труда и рациональной организации производства и общества. 2. В религии – представление, согласно которому практический отказ от чувственных удовольствий способствует духовному возвышению и очищению от грехов. Высшей формой А., в этом смысле, является как опосредованное умерщвление своей плоти путем всевозможных лишений, так и непосредственное, т. е. в буквальном смысле слова (скопцы, например). А. как принцип присутствует практически во всех религиях, хотя в каждой из них имеет разную идеологическую основу, степень и формы проявления. Скажем, мифологема непорочного зачатия определяет необходимость целибата. 3. Характеристика культуры индивида, отличающегося в своей повседневной жизни непритязательностью, отсутствием навязчивого стремления к богатству, накопительству, благам и удовольствиям, внешним атрибутам, символизирующим благополучие. Часто в истории А., как вызывающая форма социального поведения, служил средством давления на власть и корректировки социального поведения богатых.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Аскетизм
asceticism, др.-греч. askeo — упражняться, совершенствоваться), поведение, при к-ром человек подавляет в себе естественные желания и чувственные влечения ради религ. целей. Термин А. первоначально — спорт, упражнения атлетов, однако позже А. стал основой целого ряда религ. и филос. систем; выражается в разл. формах — от воздержания, поста, монашества и уединенной созерцательной жизни (отшельничества) до самобичевания и самоистязаний. Культовый А. характерен для христианства, индуизма и ислама. Как правило, А. призывает к умерщвлению плоти, освобождению от нее. Так, гностицизм и манихейство (еретические течения эпохи раннего христианства) были едины в дуалистическом взгляде на мир, принижая все физическое, что приводило их приверженцев к самым крайним формам А. Ортодоксальные христиане также рассматривали самоотверженность и жертвенность как путь подражания Христу, и к кон. 4 в. возникло монашество, требовавшее безбрачия, бедности и послушания. Практика А. до сих пор имеет весьма большое значение в вост. православных церквах. В индуизме sadhu, или святой, укрепляет силу своего духа путем подавления чувственных влечений, поста и даже самоистязания. В исламе нек-рые суфиты придают особое значение посту и воздержанию от сна. Хотя буддизм и проповедует срединный (истинный) путь, т.к. обе крайности, А. и гедонизм, далеки от правильного пути, однако буд. монашеские правила содержат целый ряд требований А.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм как форма ухода от социальной реальности

Баранников А. В., Плужникова Х. В., Фогель Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ КАК АНТИКРИЗИСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Лобазова Ольга Федоровна
Аскетизм, будучи онтологической частью православного сознания, влиял на формирование российского менталитета и светской культуры на протяжении многих веков.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
0.00 байт

Философия культуры: аскетизм против гуманизма

Белов Владимир Николаевич
Автор предлагает рассматривать пространство культуры как принципиально дуальное, представляющее из себя антагонистическое противостояние аскетического и гуманистического типов.
Читать PDF
0.00 байт

АСКЕТИЗМ В СПОРТЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Берсенева Татьяна Павловна
Проводится мысль, что понятие «аскетизм» имеет широкое значение и может быть применено не только по отношению к характеристике образа жизни религиозных подвижников, но и к другим видам человеческой деятельности, где достижение цел
Читать PDF
0.00 байт

Что могут дать технологический аскетизм, мозаика и масштабирование в компьютерных средствах образова

Ежова Н. М.
Статья посвящена возможным путям решения одного из наболевших вопросов информатизации образования: удручающе низкие активность и успешность использования обучающих программ.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм в христианстве i века

Корпачев Пётр Александрович
Представлены анализ и систематизация аскетических воззрений в христианстве I в.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм и эстетизм в русской религиозной культуре

Ли Кю Ён
Автор доказывает, что русскую религиозную культуру одновременно характеризует аскетизм и эстетизм.
Читать PDF
0.00 байт

Раннесирийский аскетизм

Брок Себастьян, Полховский Александр Петрович
Доклад профессора Оксфордского университета1 Себастьяна Брока, известного специалиста по сирийской литературе, культуре, церковной истории и библеистике, посвящен осмыслению такого феномена сирийского аскетизма.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм как метод психологии

Коржевский В.
Говоря о методах православной психологии, о методологических принципах построения научной православной психологии, автор считает, что психологическая наука должна помочь более обстоятельному изучению аскетики.
Читать PDF
0.00 байт

Как возможна православная философия. Ответ на рецензию К. М. Антонова «Аскетизм в науке. (Белов В. Н

Белов Владимир Николаевич
Представлен ответ проф. В.Н. Белова на рецензию К.М. Антонова. Автор рецензируемой монографии выдвигает следующие контраргументы: 1) в отношении надуманности опровергаемых автором книги мнений об аскетике.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм в науке. (Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та,

Антонов Константин Михайлович
Рецензия написана для готовящегося к печати очередного выпуска журнала «Религиоведческие исследования» и любезно предоставлена К.М. Антоновым и главным редактором «РИ» П.Н. Костылевым.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В. С. Соловьёва

Глазков А. П.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 004. Кэмпбелл Э. Нарциссизм как этическая практика? Фуко, аскетизм и этика становления. Ca

Симонова О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В. С. Соловьёва

Глазков А. П.

Похожие термины:

  • АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ

    англ. asceticism, secular/inner-wordly; нем. Askese, sakulare/weltliche. Аскетизм, свойственный протестантской этике, который предполагает не уход от мира, а рациональное и дисциплинированное исполнение мирских обязанносте