АССИМИЛЯЦИЯ
постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Ассимиляция
постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Ассимиляция
этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Ассимиляция
процесс, с помощью которого меньшинства постепенно усваивают культурные образцы доминирующей категории людей.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Ассимиляция (assimilation)
Принятие группы меньшинства большинством населения, в ходе которого меньшинство воспринимает ценности и нормы господствующей культуры.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
АССИМИЛЯЦИЯ
постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, грубо, что не может не вызвать сопротивления у ассимилируемых.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Ассимиляция
процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре (слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.).
Источник: Социологический словарь проекта Socium
АССИМИЛЯЦИЯ
этническая - поглощение более крупным и развитым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает насильственной и естественной. Представители ассимилируемого народа усваивают язык другой этнической общности? и он становится для них родным. Постепенно утрачивается ими сознание прежней этнической принадлежности.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
АССИМИЛЯЦИЯ
Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. А. может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Ассимиляция
механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения; усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Посредством ассимиляции новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для которой уже существует схема действий.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Ассимиляция
Адаптация одной этнической или социальной группы, обычно меньшинства, к другой. Ассимиляция означает принятие языка, традиций, ценностей и поведения либо даже фундаментальных жизненных интересов и изменение сознания принадлежности. Ассимиляция – явление более глубокое, чем слияние культур (аккультурация). см. также слияние культур (аккультурация), интеграция
Источник: Справочник по терминологии в области миграции
Ассимиляция
уподобление одного звука слова другому. Это подчас происходит при освоении заимствований. Ср. лат. victoria и итальянск. vittoria, лат. regula «правило» и португ. regra «то же», греч. Евдокия и русск. Авдотья (К уподобился Д по месту образования), лаборатория и лаболатория (прост.), русск. спасибо и эвенское бачиба (уподобление согласного по звонкости).
Источник: Языковые контакты: краткий словарь
АССИМИЛЯЦИЯ
assimilation) (особенно в расовых отношениях) — процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства, в конечном счете поглощается этой группой (ср. Аккомодация). Процесс может повлиять на обе стороны. Он более труден там, где очевидные признаки (в частности, четкие различия в "цвете") составляют основу изначального разделения (например, ассимиляция групп черного меньшинства в "сплавном тигле" США).
Источник: Большой толковый социологический словарь
АССИМИЛЯЦИЯ
Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции: 1) языковая А. – усвоение иноэтнического языка и признание его родным; 2) этническая А. – восприятие этносом иной культуры, смена этнического и культурного кода и слияние с другим этносом; 3) культурная А. – то же, что аккультурация. По способу протекания процессов выделяют: 1) естественную А., происходящую в результате аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков; 2) насильственную А., происходящую в результате насильственного ограничения или запрета на употребление родного языка того или иного этноса.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
АССИМИЛЯЦИЯ
АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio - уподобление), вид этнических процессов; проявляется в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшемуся этносу, оказавшись в тесном контакте с др. народом и особенно в его среде, воспринимают его язык и культуру и постепенно, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним и причисляют себя к этому народу; одним из мощных рычагов процессов А. являются смешананые в нац. отношении браки. Нередко процессы А. оказывают влияние на изменение числ. этнич. групп, приводят к сокращению нац. меньшинств. В капиталистич. странах решение нац. вопроса зачастую сводится к насильственной А.
В. И. Козлов.
Источник: Демографический энциклопедический словарь
АССИМИЛЯЦИЯ
от лат. assimila-tio - уподобление, слияние, усвоение, Ассоциации индекс приспособление) - англ. assimilation; нем. Assimilation. Одностороннее либо взаимное поглощение индивидов и групп другими группами, имеющее своим следствием отождествление культ, черт и характеристик самосознания составляющих группы индивидов. В отличие от аккультурации, предполагающей изменение культуры в результате контакта с другими культурами, А. ведет к полной элиминации культ, различий. В отличие от амальгамации А. не требует биолог, слияния групп. А. часто сопровождается явлением маргиналь-ности, свойственным группам и индивидам, утратившим связь со старой культурой, но не полностью воспринявшим черты новой культуры.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
АССИМИЛЯЦИЯ
в социальных науках - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. А. может происходить спонтанно и в данном случае может рассматриваться как один из типов процесса аккультурации и как итог этого процесса. Нередко термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры и создание таких общественных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных эталонов данной группы.
Источник: Социология: энциклопедия
Ассимиляция
(от лат. assimilatio – уподобление, приспособление, слияние, усвоение). Асиміляція. Assimilation. 1. Процесс полного или частичного поглощения культуры одного народа культурой другого, что может быть результатом завоевания или соответствующей культурной политики, основанной на всемерном патронаже доминирующей культуры и всемерном затруднении развития подчиненной культуры. А. не следует смешивать с культурной интеграций процессом взаимного культурного проникновения и формирование единой культуры, признаваемой большинством индивидов и групп. 2. Согласно Р. Парку (R. Park) – одна из четырех стадий процесса интеграции иммигрантских групп в “принимающем обществе” (например, в господствующую культуру белых США) через контакты, конкуренцию, аккомодацию и, наконец, ассимиляцию. См. также Этническая ассимиляция.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
АССИМИЛЯЦИЯ
ASSIMILATION) Понятие, впервые использованное в исследованиях расовых отношений в США для описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, при исследовании Р. Парком (Park, 1950) «цикла расовых отношений» социальное взаимодействие между принимающим обществом (host society) и новыми иммигрантами рассматривалось в терминах четырех стадий: контактов, конкуренции, аккомодации и ассимиляции. Первоначально ассимиляция рассматривалась как односторонний процесс, в ходе которого приезжие отказываются от своей собственной культуры в пользу культуры господствующего общества. В последнее время ассимиляция рассматривается как взаимный процесс обоюдного приспособления принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, характер этнической группы может облегчать, ограничивать или исключать межрасовые или межнациональные браки, гражданское участие и социальное принятие. Понятие ассимиляции часто используется как синоним аккультурации. См. также: Аккомодация; Миграция; Расизм.
Источник: Социологический словарь
ассимиляция
assimilation лат. assimilatio ‘уподобление’ — понятие вошло в научный обиход в конце ХIХ в., главным образом в американской социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). - 1. Процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (Robert E. Park, Ernest W. Burgess, 1921). Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае ассимиляция может рассматриваться как один из типов процесса аккультурации и как результат этого процесса. 2. Принятие культуры и языка доминирующего этноса в результате особой политики доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленной на подавление их традиционной культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредуется их принятием культурных паттернов данной группы. 3. В языке — изменение звуков в слове под влиянием соседних звуков (например: [оддых] отдых; [прозьбъ] просьба), что может затруднить устную коммуникацию у неподготовленных иноязычных коммуникантов. 4. Результат полного вхождения заимствуемого слова в принимающий язык. тж. адаптация.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
АССИМИЛЯЦИЯ
в этнографии - вид объединительных процессов этнических (см.). При А. уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы оказавшись в тесном контакте с др. народом - более многочисленным или более развитым в соц.-экономич. и культурном отношении (и особенно находясь в среде этого народа), воспринимают его язык и культуру. Постепенно они, обычно в последующих поколениях, сливаются с ним, причисляют себя к этому народу. Процессы А. могут охватывать как группы этнич. меньшинств той же страны (напр., уэльсцев в Англии, бретонцев - во Франции, карел - в России и т. п.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (напр., итальянцев, переселившихся во Францию, в США и др. страны). Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена потребностями общей соц., хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах обществ. жизни, направленных на искусственное ускорение А. путем подавления или стеснения языка и культуры этнич. меньшинств, давления на их самосознание и т. п.; в этом отношении политика А. противоположна политике сегрегации. Важным этапом этнич. А. являются культурная А., или аккультурация, и языковая А., т. е. полный переход на др. язык, к-рый становится родным. Лит.: Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969. В.И. Козлов
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Ассимиляция
По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.:
-языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным;
-этническая А. - восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной идентичности и слияние с другим этносом; может рассматриваться как вид национальной политики, направленной на стирание этнических и культурных различий и формирование моноэтнической общности. Напр., А. этнических меньшинств, в том числе иммигрантов (то же что и натурализация): итальянцев, русских и представителей других этнических групп, переселившихся в США; А. коренных малочисленных народов крупным народом (русскими карел, французами - бретонцев и др.);
-культурная А.- то же, что аккультурация. По способу протекания данных процессов А. может быть естественной и насильной:
-естественная А. - происходит путем аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков (то же, что и натурализация);
-насильственная А. - происходит путем насильственного ограничения или запрета на употребление этнического языка. Осуществляется местными властями в сфере школьного образования и других сферах общественной жизни; направлена на ускорение процесса ассимиляции. Термин «ассимиляция» чаще употребляется в значении «насильственная» и несет негативную оценку («ассимиляторская языковая политика»). Для нейтральной или положительной оценки явления отдается предпочтение терминам «натурализация», «интеграция».
Против. значение: сегрегация
См. также: Аккультурация, Натурализация, Языковая политика
Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)
АССИМИЛЯЦИЯ
(от лат. assimilatio - “уподобление; англ. - assimilation, нем. - Assimilation) - вид объединительных этнических процессов (см.), в которых уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них части и особенно - небольшие группы, вступив в тесный контакт с другим народом - более многочисленным или развитым в социально- экономическом отношении, а особенно сравнительно небольшие этнические группы, оказавшиеся в среде этих народов, воспринимают их язык и культуру и постепенно, обычно в последующих поколениях, сливаются с нам, утрачивают прежнее самосознание и причисляют себя к этим народам. Процессы А. могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (напр., А. англичанами - уэльсцев, французами - бретонцев, русскими - карел, мордвы и т. п.) , так и особенно иммигрантов, осевших на постоянное жительство (напр., А. итальянцев, переселившихся во Францию, США и др. страны); такие конкретные случаи А. называются соответственно “русификацией”, “англизацией” и т.п.
Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена их общей социальной, хозяйственной и культурной жизнью, распространением этнически смешанных браков и т.п.; такая А. имеет прогрессивный характер при любом политичеком строе; тем более закономерным и прогрессивным считалось ее развитие в социалистическом обществе, при все расширяющемся свободном общении равноправных народов. Однако националисты, приверженцы этнической парадигмы (см.) считают такое явление нежелательным. В СССР процессы естественной А. охватывали гл.обр. группы национальностей, живущих за пределами своих республик и национальных областей в сильном территориальном смешении с другими этносами, особенно в городах, где такое смешение имеется в многоквартирных домах, в детских садах и школах, производственных коллективах и т.д.; иногда А. приводила к снижению абсолютной численности отдельных этносов, отмеченному переписями населения (напр., - мордвы, карел, евреев и др.) Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой системы мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса А.путем путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т.п. В этом отношении политика насильственной А. противоположна политике сегрегации (см.), но также противоречит демократическим принципам общественного развития. В некоторых случаях установить четкую грань между естественной и насильственной А. (напр. в “заморских” департаментах Франции) довольно трудно. Важным этапом этнической А. является культурная А. или аккультурация (см.) и языковая А., т.е. полный переход на другой язык, который становится или считается “родным”. Обычно культурная или культурно-бытовая А. начинается с так называемой стадии адаптации раньше языковой А., но полностью завершается позже (см. также Маргинальность). В СССР наиболее мощным фактором А. были национально- смешанные браки. Необходимым этапом А. иммигрантов является принятие ими подданства страны оседания или так называемая натурализация
ЛИТ.: Козлов В.И.Динамика численности народов. М., 1969. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.
Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
Betts R.F. Assimilation and association in French colonial theory 1890-1914, N.Y., 1961.
Cultural assimilation of immigrant, UNESCO, L., 1950.
The cultural integration of immigrants, UNESCO, Paris, 1954.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
Ассимиляция
(лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка, процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. Наряду с ассимиляцией в западной социологии часто используются близкие термины: окультуривание (acculturation) и приспособление (accomodation). Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).
Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, однако, этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также – от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории). А представляет собой процесс межэтнического взаимодействия и никогда не носит односторонний характер. Даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные изменения претерпевают обе стороны. Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структурудеятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции. Подобный вариант протекания ассимиляционного процесса демонстрирует история создания американской нации. Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации. А может проходить естественным и насильственным путем. Естественная ассимиляция – следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства).
Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем. Принудительная (насильственная) ассимиляции – это проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются: ограничение сферы применения национального языка, с последующим полным его изъятием из обращения; искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных, народных праздников, исполнение обрядов); насаждение не свойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление народа ассимилируемого, его стремление к этнической замкнутости, искусственное "выпячивание" его отличительных черт. Насильственная ассимиляция – потенциальный источник межэтнических конфликтов. Интенсивность ассимиляция не всегда определяется соотношением численности этносов. Так, имеются исторические примеры того, как народ – завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т. д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали собой многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать объектом ассимиляции. В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей). Ассимиляционные процессы в России носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп. Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции. Е. СИГАРЕВА.
Источник: Демографический понятийный словарь.
Ассимиляция
(лат. assimilation уподобление, сходство, слияние) — в этнополитологии и социологии слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального (этническо го) самосознания, а также хозяйственной и политической самостоятельности. Различают два основных типа а. — естественную и насильственную. Естественная а. — процесс постепенной интеграции слияния и рас творения тех или иных народов, этнических групп в составе, в среде других, как правило, более многочисленных. Данный тип а. является добро вольным и исключает всякое принуждение. Она осуществляется в результате естественных миграционных процессов, расселения народов на территории проживания других национальных общностей, усиления их взаимодействия и взаимозависимости. На этой основе происходит по степенное преодоление хозяйственной, языковой, культурной, клановой обособленности народов, рост межэтнических связей. Вся история формирования типов этнических общностей — слияние родовых общин в племена, объединение племен в более крупные этнические образования – в народности, формирование на основе народностей наций и есть непрерывная цепь преимущественно естественных ассимиляционных процессов. Естественная а. неоднородна во времени. Она может усиливаться вследствие тех или иных объективных факторов (природных катаклизмов, войн, социально-политических трансформаций и др.), которые способствуют усилению миграции, смешению народов, государственно-политическому закреплению ареала их совместного проживания. Наиболее активно социальные причины роста ассимиляционных процессов ста ли проявлять себя с момента зарождения капиталистических общественных отношений. Углубление международного разделения труда, возникновение общего рынка и усиление хозяйственных международных связей, образование крупных многонациональных централизованных государств и ряд других факторов вызвали резкое увеличение миграции, рост экономических, культурных и языковых связей между различными национальными общностями. Процессы добровольной естественной а. широко осуществлялись в Советском Союзе. Их политической основой явились такие государственные документы как Декларация прав народов России, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция РСФСР 1918 г. и др., которые закрепляли равноправие всех народов, их добровольное сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Возникли и закреплялись различные формы такого сотрудничества: совместное строительство народнохозяйственных объектов, многонациональные трудовые коллективы, помощь в подготовке высококвалифицированных кадров, научно-техническое сотрудничество, рост числа межнациональных браков (в 80х гг. в СССР до 20% браков являлись межэтническими) и др. Эти процессы формировали такие морально-политические качества как доверие, дружба народов, патриотизм по отношению к общему для всех народов СССР социалистическому Отечеству. Развал Советского Союза вызвал массу межнациональных конфликтов, в том числе и в форме вооруженных столкновений. Эти уроки истории свидетельствуют, что а. (деэтнизация) в условиях капитализма, насаждаемого в настоящее время в России, как правило, происходит в насильственных формах.
Насильственная а. — явное или скрытое силовое принуждение тех или иных народов к отказу от своей национальной культуры, языка, традиций, возможности самостоятельного решения национально-этнических проблем. Она приводит к принуждению народов отказываться от политической и экономической самостоятельности, утрате национально-этнических особенностей, насильственному усвоению национальных при знаков господствующей нации. Политика насильственной а. (деэтнизации) проводится в большинстве современных капиталистических стран. Особенно характерным примером в этом отношении являются США, которые называют «плавильным котлом» для проживающих в них многочисленных этносов. Аналогичным путем США пытаются решать и внешнеполитические вопросы (Косово, Ирак и т.д.). Глобальная интеграция в условиях информационной цивилизации определила новые аспекты ассимиляционных процессов, потребовала учета иных форм их реализации, основанных на рыночных отношениях. Именно насильственные формы а. всех сфер общественной жизни в условиях глобализации порождают множество национальных конфликтов и требуют ее реализации, как объективного процесса, на основе максимальной демократизации государственной власти, выработки соответствую щей национальной политики, обеспечивающей взаимодоверие и добровольное сотрудничество народов. Такой подход исключает насильственную деэтнизацию. Но только таким путем можно обеспечить создание гражданского общества и правового государства, в которых национальный вопрос, как таковой, должен быть вообще снят. Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.