Ассоциация
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
А. — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.
Особенности ассоциации следующие: это самая мягкая форма интеграции компаний; она создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера; члены А. (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; А. не отвечает по обязательствам своих членов; члены А. несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами А.; члены А. вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме А. или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на А. (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая А. (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.
Члены А. вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам А. пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член А. может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами А. (уставом и учредительным договором). С согласия членов А. в нее может войти новый участник.
Одной из разновидностей А. является торговая А. — структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.
Объединение людей в А.: А. — объединение свободных людей, делегирующих в эту организацию не все свои интересы (в отличие от общины или корпорации), а только часть их. То есть А. не поглощает всего человека (или всю фирму) целиком. Человек сохраняет контроль над своими действиями, хотя иногда и не полностью контролирует действия А. Он может быть включен в неограниченное число А. Предполагается, что человек имеет достаточно высокий уровень образования, экономической и политической культуры, чтобы выбирать между А. и решать, входить ли ему в какие-то из них или нет. Ассоциативный тип связи — добровольный. Из А. легко выйти, легко поменять ее на другую А.
Существует и рынок, организованный, как А., что подразумевает некий уровень необязательности, свободы выхода с такого рынка. Следует отметить, что ассоциативный тип отношений является господствующим в рыночной экономике. Свободный рынок основан на необязательном типе связи между людьми, подразумевающем свободу выбора партнера и критический подход к чужим действиям. При этом, осуществляя выбор, индивиды жестко преследует собственные интересы. Открытие, которое здесь совершает институциональная экономика, состоит не в том, что А. соответствует рыночной экономике, а в том, что сама нынешняя рыночная экономика полна организаций, и она не может существовать также без корпоративных или общинных организаций. И во многом поведение людей на рынке — не результат их свободного самоопределения на основе той или иной оценки собственных интересов. Поведение людей определяют именно организации, основанные на корпоративном или общинном типе связи.
В хозяйственную А. на добровольных началах могут входить научные, конструкторские, проектные организации, экспериментальные, производственные и транспортные предприятия, снабженческие и сбытовые организации. Участие в А. накладывает на предприятие менее жесткие ограничения, нежели в концерне. Любой участник А. без согласования с другими ее участниками может входить в другие договорные объединения предприятий. В отличие от других объединений, в рамках А. не обязательно должен завершиться процесс создания и реализации конечного продукта. В ее задачу в большей мере входит деятельность по координации работ и концентрации сил и средств.
А. в психологии — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п.), при которой протекание одного из процессов вызывает появление другого.
Термин введен Дж. Локком (1698), хотя само явление связи психических процессов было отмечено еще Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида А.: по смежности, сходству и контрасту. А. по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений; А. по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чем-либо сходном с ними; по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления. Наряду с этими видами А. существуют и другие виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, например причинно-следственным отношениям.
В XVIII в. принцип А. был распространен на все психические явления. Научное направление, придерживающееся данного принципа (хотя по существу весьма разнородное), получило название ассоцианизма (впоследствии — ассоциативная психология). В рамках этого направления принцип А. трактовался различно: Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали А. как связь феноменов в сознании, Д. Гартли — как связь в телесном субстрате. В начале XIX в. появились концепции, отделившие А. от ее телесного субстрата и доставившие ее в виде имманентного качества познания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утверждалось воззрение, согласно которому психика (отождествлявшаяся с сознанием) построена из элементов-ощущений; элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством А.; условием образования А. является смежность двух психических процессов; закрепление А. обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частотой повторения А. в опыте.
Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики и привел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации А. (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.).
Естественно-научное объяснение А. было предложено И.П. Павловым, который показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи. Павлов считал понятие А. одним из важнейших в психологии и полагал, что оно открывает путь для соотнесения психических явлений с физиологическими процессами.
Принцип А. нашел оригинальное воплощение в психоанализе. Так называемый метод свободных А. был использован З. Фрейдом в качестве одного из основных диагностических приемов, позволяющих посредством анализа взаимосвязи слов-стимулов и ответов пациента выявить особенности бессознательной мотивации поведения. К.Г. Юнгом был разработан так называемый ассоциативный эксперимент для выявления скрытых аффективных комплексов. В СССР А.Р. Лурия на основе этого метода разработал так называемую сопряженную моторную методику, использованную, в частности, в криминалистической практике.
Л.С. Выготский использовал понятие А. в своей теории развития мышления. Так называемый ассоциативный комплекс рассматривался им как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению научных понятий. (В отличие от подведения под понятие по существенному признаку, ассоциативный комплекс образуется ребенком дошкольного возраста посредством объединения явлений по принципу сходства отдельных элементов соседствующих явлений.)
Изучение А. с целью выявления особенностей различных психических процессов проводится и в современной психологии (в частности, проблема смысловых А., их роль в обучении).
В социальной психологии под А. понимается группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, определяющие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
В.В. Хухлина
Лит.: Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.