форма нац. самоопределения, предсталяющая собой обществ. объединение людей, относящих себя к определенным нац. (этнич.) общностям, на основе их волеизъявления и добровольной самоорганизации в целях реализации их нац. (нац.-культурных) интересов. В Российской Федерации нац.-культурная автономия основывается на принципах, получивших отражение в федеральном Законе "О нац.-культурной автономии" (июнь 1996 г.). В их числе: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнич. общности; самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации нац.-культурной автономии; сочетание обществ. инициативы с гос. поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различн. общностей; законность. При этом Закон утверждает, что если междунар. договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила междунар. договора. Лит.: Закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии". Жизнь национальностей. 1996, № 6. В.Н. Иванов.
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
теория и практика решения национального вопроса (см.) в полиэтнических странах, основанные на том же принципе, что и решение религиозного (конфессионального) вопроса путем предоставления верующим права создавать конфессиональные общины, сооружать храмы, учреждать при них религиозно-приходские школы и т.п. Применительно к этническим (национальным) группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организация школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т.п. Такая А.Н.-К. получила довольно широкое распространение во многих странах мира со сложным этническим составом населения, с большими группами иммигрантов, например, в США, Великобритании и др. В конце XIX-начале XX вв., когда в марксистских партиях шла разработка основ национального вопроса, идею и принципы А.Н.-К. отстаивали марксисты Австро-Венгрии (О.Бауэр, К.Шпрингер и др.). Российские социал-демократы, прежде всего В.И.Ленин, критиковали эту идею за “утонченный национализм” и за “разделение пролетариата по национальному признаку; в противовес ей они предлагали принципы “автономии национально-территориальной” (см.), которые и легли в основу национальной политики после Октябрьской революции 1917 г. Однако в этой политике оказались серьезные недостатки, обусловленные обострением проблем этнических (национальных) меньшинств, поэтому в последнее время представляется целесообразным воспользоваться некоторыми принципами А.Н.-К
В.И.Козлов
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. В отличие от национально-территориальной автономии А. и.-к. имеет экстерриториальный характер: она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.
Впервые идея А. н.-к. получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее — национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрещения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньщинств.
B. И. Ленин и его сторонники выступили против идеи А. н.-к., рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип А. н.-к. считался неприемлемым и даже вредным. А. н.-к. широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 60-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее А. н.-к. Поэже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.
А.н.-к. является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их. А. н.-к. направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств этнических групп, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. А. н.-к. реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и др.), Закон РФ «О национально-культурной автономии» определяет правовые основы А. н.-к. в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
А. н.-к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.
Право на А. н.-к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н.-к. не должно наносить ущерб интересам других этнических образований Организационные основы А. н.-к. определяются спецификой расселения граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставом А. н.-к. А. н.-к. могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Местные А. н.-к. могут образовать региональную А. н.-к. Региональные А. н.-к. двух или более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными А. н.-к.
Федеральные А. н.-к. граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными А. н.-к. двух или более субъектов РФ. Если в пределах РФ создана только одна региональная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, то А. н.-к. не может приобрести статус федеральной А. н.-к. Федеральные, региональные А. н.-к. граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область и органы государственной власти субъектов РФ, могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных А. н.-к. и субъектов Российской Федерации.
Впервые идея А. н.-к. получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее — национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрещения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньщинств.
B. И. Ленин и его сторонники выступили против идеи А. н.-к., рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип А. н.-к. считался неприемлемым и даже вредным. А. н.-к. широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 60-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее А. н.-к. Поэже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.
А.н.-к. является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их. А. н.-к. направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств этнических групп, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. А. н.-к. реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и др.), Закон РФ «О национально-культурной автономии» определяет правовые основы А. н.-к. в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
А. н.-к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.
Право на А. н.-к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н.-к. не должно наносить ущерб интересам других этнических образований Организационные основы А. н.-к. определяются спецификой расселения граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставом А. н.-к. А. н.-к. могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Местные А. н.-к. могут образовать региональную А. н.-к. Региональные А. н.-к. двух или более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными А. н.-к.
Федеральные А. н.-к. граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными А. н.-к. двух или более субъектов РФ. Если в пределах РФ создана только одна региональная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, то А. н.-к. не может приобрести статус федеральной А. н.-к. Федеральные, региональные А. н.-к. граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область и органы государственной власти субъектов РФ, могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных А. н.-к. и субъектов Российской Федерации.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.