БЕЗРАБОТНЫЕ
БЕЗРАБОТНЫЕ
трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
БЕЗРАБОТНЫЕ
трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в службе занятости и готовые приступить к работе, имеющие право на гарантированную государственную помощь в виде пособия.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
БЕЗРАБОТНЫЕ
лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б)занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; в)были готовы приступить к работе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
Источник: Словарь терминов по социальной статистике. Учебное пособие
БЕЗРАБОТНЫЕ
трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на данной территории, которые по независящим от них причинам не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях и не состоят на воинской службе.
Обязательным условием признания человека безработным являются проявление им инициативы по поиску места работы и готовность приступить к ней. Решение о признании граждан Б. принимается центрами занятости по месту жительства. Тем, кто признан Б., выплачивается пособие. Оно назначается с учетом уровня заработка на последнем месте работы, но во всех случаях не может быть ниже официально установленного минимального размера оплаты труда. Продолжительность выплаты пособия ограничена двенадцатью месяцами.
В соответствии с действующим законодательством не могут быть признаны Б. граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, и те, которым назначена пенсия. Не получают статуса Б. также те обратившиеся в центр занятости, которые в течение 10 дней с момента регистрации отказались от двух вариантов предложенной работы, а для впервые ищущих работу — в случае двух отказов от предложений проф. подготовки или места работы.
Статистические данные о численности Б. охватывают лиц, зарегистрированных в службе занятости. Количество незарегистрированных Б. можно выявить только путем специальных выборочных обследований домохозяйств.
См. также: Безработица, Занятость неформальная, Рынок труда.
Лит.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. Т.2; Рьгвкина Р. В. Теневизация российского общества: причины и следствия // Социологические исследования. 2000. № 12; Соколова Г. Н. Рынок труда: занятость и безработица // Неман. 1999. № 12; Соколова Г. Кобяк О. В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. 2001. № 4.
Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк
Обязательным условием признания человека безработным являются проявление им инициативы по поиску места работы и готовность приступить к ней. Решение о признании граждан Б. принимается центрами занятости по месту жительства. Тем, кто признан Б., выплачивается пособие. Оно назначается с учетом уровня заработка на последнем месте работы, но во всех случаях не может быть ниже официально установленного минимального размера оплаты труда. Продолжительность выплаты пособия ограничена двенадцатью месяцами.
В соответствии с действующим законодательством не могут быть признаны Б. граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, и те, которым назначена пенсия. Не получают статуса Б. также те обратившиеся в центр занятости, которые в течение 10 дней с момента регистрации отказались от двух вариантов предложенной работы, а для впервые ищущих работу — в случае двух отказов от предложений проф. подготовки или места работы.
Статистические данные о численности Б. охватывают лиц, зарегистрированных в службе занятости. Количество незарегистрированных Б. можно выявить только путем специальных выборочных обследований домохозяйств.
См. также: Безработица, Занятость неформальная, Рынок труда.
Лит.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. Т.2; Рьгвкина Р. В. Теневизация российского общества: причины и следствия // Социологические исследования. 2000. № 12; Соколова Г. Н. Рынок труда: занятость и безработица // Неман. 1999. № 12; Соколова Г. Кобяк О. В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. 2001. № 4.
Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
БЕЗРАБОТНЫЕ
трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы.
Статистические данные о численности безработных охватывают лиц, зарегистрированных в службах занятости. Количество незарегистрированных безработных, т. е. лиц, обладающих формальными признаками безработного, но не состоящих на учете в государственной службе занятости, можновыявить только путем специальных выборочных обследований домохозяйств. Доля зарегистрированных безработных составляет по Республике Беларусь (по состоянию на конец 2011 г.) 0,5 %, или 31,5 тыс. человек.
Доля незарегистрированных безработных (под рубрикой «другие») составляет, по результатам обследования домохозяйств, 7,5 % от численности трудовых ресурсов, или 455,5 тыс. человек. Для государственной службы занятости, для государства эти люди не выступают работниками, хотя фактически ими являются. Они заняты в экономике неформальной, с целью получения средств существования за счет платного удовлетворения массовых потребностей населения. Контингент незарегистрированных безработных состоит, по данным обследования домохозяйств, на 2/3 из мужчин и на 1/3 – из женщин; половину этого контингента составляют люди в возрасте от 16 до 30 лет; 1/3 имеют среднее специальное и высшее образование. 1/2 данного контингента составляют квалифицированные рабочие, 1/4 – руководители и специалисты высшего и среднего уровня квалификации, 1/4 – служащие и работники сферы обслуживания.
Традиционная политика государства в области влияния на уровень нерегистрируемой безработицы связана с «лобовыми» попытками ее преобразования в регистрируемую занятость. Включение данного механизма, являющего собой выброс на рынок труда массива малооплачиваемых рабочих мест не- и малоквалифированного труда, не влияет на размеры нерегистрируемой безработицы хотя бы потому, что привлекать на государственные предприятия на худших условиях тех, кто уволился по причине низкого заработка, не имеет смысла. Социологические портреты типичных представителей этого контингента: «кустарь-индивидуал», работающий в сфере услуг, носитель рыночного типа экономического поведения; «теневик» – представитель полулегальной, нелегальной и криминальной сфер экономики, носитель псевдорыночного типа экономического поведения; «люмпен» – социальный иждивенец, носитель потребительского типа экономического поведения; «профессионал» – специалист высокого или среднего уровня квалификации, носитель профессионального типа экономического поведения. Из четырех выделенных типов незарегистрированных безработных два – «теневик» и «люмпен» –бесперспективны в плане изменения модели их экономического поведения, так как не мотивируются к легальной трудовой деятельности.
Применительно к «кустарю-индивидуалу» и «профессионалу» возможна разработка социальных механизмов регуляции их экономического поведения. Так, стремление «профессионала» к самостоятельному решению проблем трудоустройства необходимо поддерживать посредством расширения спектра возможных альтернатив. Поскольку содержание интереса «профессионала» ориентирует его скорее на работу в организации, нежели автономно, одним из эффективных механизмов включения безработных этой группы в сферу регистрируемой занятости мог бы стать сетевой маркетинг. Что же касается рабочих, особенно рабочих-универсалов, то для них наиболее характерна сфера деятельности «кустаря-индивидуала» в том же деле, каким он занимался на предприятии.
Среди социально-экономических механизмов, которые могли бы подвигнуть частника на регистрацию своего дела, наибольшим успехом в развитых странах пользуются механизмы льготного кредитования, безвозмездных субсидий, правовой и финансовой защиты от формальных и неформальных посягательств, рекламно-информационного обеспечения деятельности и др. Реализация этих и других социально-экономических механизмов в условиях управляющей роли государства может быть успешной при условии легализации экономической деятельности названных групп путем изменения существующих законов и уменьшения бюрократического вмешательства в хозяйственную жизнь.
Самостоятельную занятость в переходной экономике постсоветских государств следует рассматривать как реальную возможность снижения уровня нерегистрируемой безработицы, повышения экономической активности населения, создания новых рабочих мест. В этой связи в республике необходимы более активные меры по поддержке и развитию самозанятости, применяемые в экономически развитых странах, и прежде всего меры в области кредитной, финансовой и налоговой политики, переход от разрешительного к заявительному принципу открытия собственного дела. Необходимое последовательное формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей функционирование малых предприятий. Значительную роль 62 в развитии эффективных малых предприятий, специализирующихся на отдельных технологических операциях, должны сыграть крупные промышленные предприятия республики.
Лит.: Рывкина Р. В. Теневизация российского общества: причины и следствия // Социологические исследования. – 2000. – № 12; Соколова Г. Н. Рынок труда: занятость и безработица // Неман. – 1999. – № 12; Бойков В. Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание // Социологические исследования. – 2001. – № 11; Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорус. экон. журн. – 2001. – № 4; Соколова Г. Н. Рынок труда в регионах Республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица // Социологический альманах: Ин-т социологии НАН Беларуси. – 2012. – № 3; Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2011 году / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк
Статистические данные о численности безработных охватывают лиц, зарегистрированных в службах занятости. Количество незарегистрированных безработных, т. е. лиц, обладающих формальными признаками безработного, но не состоящих на учете в государственной службе занятости, можновыявить только путем специальных выборочных обследований домохозяйств. Доля зарегистрированных безработных составляет по Республике Беларусь (по состоянию на конец 2011 г.) 0,5 %, или 31,5 тыс. человек.
Доля незарегистрированных безработных (под рубрикой «другие») составляет, по результатам обследования домохозяйств, 7,5 % от численности трудовых ресурсов, или 455,5 тыс. человек. Для государственной службы занятости, для государства эти люди не выступают работниками, хотя фактически ими являются. Они заняты в экономике неформальной, с целью получения средств существования за счет платного удовлетворения массовых потребностей населения. Контингент незарегистрированных безработных состоит, по данным обследования домохозяйств, на 2/3 из мужчин и на 1/3 – из женщин; половину этого контингента составляют люди в возрасте от 16 до 30 лет; 1/3 имеют среднее специальное и высшее образование. 1/2 данного контингента составляют квалифицированные рабочие, 1/4 – руководители и специалисты высшего и среднего уровня квалификации, 1/4 – служащие и работники сферы обслуживания.
Традиционная политика государства в области влияния на уровень нерегистрируемой безработицы связана с «лобовыми» попытками ее преобразования в регистрируемую занятость. Включение данного механизма, являющего собой выброс на рынок труда массива малооплачиваемых рабочих мест не- и малоквалифированного труда, не влияет на размеры нерегистрируемой безработицы хотя бы потому, что привлекать на государственные предприятия на худших условиях тех, кто уволился по причине низкого заработка, не имеет смысла. Социологические портреты типичных представителей этого контингента: «кустарь-индивидуал», работающий в сфере услуг, носитель рыночного типа экономического поведения; «теневик» – представитель полулегальной, нелегальной и криминальной сфер экономики, носитель псевдорыночного типа экономического поведения; «люмпен» – социальный иждивенец, носитель потребительского типа экономического поведения; «профессионал» – специалист высокого или среднего уровня квалификации, носитель профессионального типа экономического поведения. Из четырех выделенных типов незарегистрированных безработных два – «теневик» и «люмпен» –бесперспективны в плане изменения модели их экономического поведения, так как не мотивируются к легальной трудовой деятельности.
Применительно к «кустарю-индивидуалу» и «профессионалу» возможна разработка социальных механизмов регуляции их экономического поведения. Так, стремление «профессионала» к самостоятельному решению проблем трудоустройства необходимо поддерживать посредством расширения спектра возможных альтернатив. Поскольку содержание интереса «профессионала» ориентирует его скорее на работу в организации, нежели автономно, одним из эффективных механизмов включения безработных этой группы в сферу регистрируемой занятости мог бы стать сетевой маркетинг. Что же касается рабочих, особенно рабочих-универсалов, то для них наиболее характерна сфера деятельности «кустаря-индивидуала» в том же деле, каким он занимался на предприятии.
Среди социально-экономических механизмов, которые могли бы подвигнуть частника на регистрацию своего дела, наибольшим успехом в развитых странах пользуются механизмы льготного кредитования, безвозмездных субсидий, правовой и финансовой защиты от формальных и неформальных посягательств, рекламно-информационного обеспечения деятельности и др. Реализация этих и других социально-экономических механизмов в условиях управляющей роли государства может быть успешной при условии легализации экономической деятельности названных групп путем изменения существующих законов и уменьшения бюрократического вмешательства в хозяйственную жизнь.
Самостоятельную занятость в переходной экономике постсоветских государств следует рассматривать как реальную возможность снижения уровня нерегистрируемой безработицы, повышения экономической активности населения, создания новых рабочих мест. В этой связи в республике необходимы более активные меры по поддержке и развитию самозанятости, применяемые в экономически развитых странах, и прежде всего меры в области кредитной, финансовой и налоговой политики, переход от разрешительного к заявительному принципу открытия собственного дела. Необходимое последовательное формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей функционирование малых предприятий. Значительную роль 62 в развитии эффективных малых предприятий, специализирующихся на отдельных технологических операциях, должны сыграть крупные промышленные предприятия республики.
Лит.: Рывкина Р. В. Теневизация российского общества: причины и следствия // Социологические исследования. – 2000. – № 12; Соколова Г. Н. Рынок труда: занятость и безработица // Неман. – 1999. – № 12; Бойков В. Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание // Социологические исследования. – 2001. – № 11; Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорус. экон. журн. – 2001. – № 4; Соколова Г. Н. Рынок труда в регионах Республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица // Социологический альманах: Ин-т социологии НАН Беларуси. – 2012. – № 3; Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2011 году / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк
Источник: Экономико-социологический словарь.