БИЗНЕС МАЛЫЙ

Найдено 1 определение
БИЗНЕС МАЛЫЙ
сфера осуществления предпринимательской деятельности, субъекты которой характеризуются относительно (средних и крупных предприятий) малыми объемами продаж, финансовыми результатами, привлечением незначительного количества рабочей силы.
Основным «звеном», «ячейкой» малого бизнеса являются как физические, так и юридические лица, которые в процессе осуществления предпринимательской деятельности используют экономические ресурсы и (или) получают финансовый результат, удовлетворяя при этом определенным критериям, которые ограничивают вышеуказанные параметры. На сегодняшний момент строго определенных критериев отнесения предпринимателей к сфере малого бизнеса нет. Более того, в различных странах мира они могут существенно отличаться.
Например, для стран ЕС критерием отнесения предпринимателей к категории малого бизнеса являются следующие параметры: Максимальное число занятых (чел.): микропредприятие – менее 10; малое предприятие – до 50. Максимальный оборот (млн ЭКЮ): микропредприятие – нет; малое предприятие – 7. Максимальная общая балансовая прибыль (млн ЭКЮ): микропредприятие – нет; малое предприятие – 5. Развитие малого бизнеса имеет важное значение для формирования эффективной и стабильной экономики.
Эта предпринимательская сфера способствует достижению оптимальной экономической структуры, развитию мощной экономической мотивации, оперативности в принятии решений, усилению личной ответственности, поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке и переориентации бизнеса и ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений, равномерному развитию отраслей и сфер экономики, во многом решает проблему занятости, служит своеобразным амортизатором социальной напряженности, поскольку является фундаментальной основой «среднего класса» и, следовательно, источником ослабления присущей рыночной динамике тенденций к социальной дифференциации. Кроме того, малый бизнес мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал; с ростом регистрации малых предприятий и физических лиц в качестве предпринимателей, значительно 64 расширяется налогооблагаемая база, что соответственно приводит к росту доходов бюджета и расширению возможностей бюджетного финансирования различных социально значимых сфер и государственных программ.
Лит.: Разумова И. И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. – М., 1988; Зайченко А. Мелкие предприниматели // США: ЭПИ. – 1990. – № 2; Савченко В. Феномен предпринимательства (формы предпринимательства) // РЭЖ. – 1995. – № 10; Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // РЭЖ. – 1997. – № 5–6; Социальное изменение и средние классы / под ред. Т. Батлера и М. Сэвиджа. – Лондон, 1995. Д. И. Алехин

Источник: Экономико-социологический словарь.