ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Найдено 1 определение
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Так как Ч. п. выражается во всем многообразии данных характеристик, то необходимо отличать его от родственных и в некотором отношении сходных понятий, в частности, от понятия человеческого капитала. Основное различие понятий «человеческий капитал» и «Ч. п.» проходит по линии отнесения всех экономических отношений к рыночным.
Человеческий капитал – это накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания, навыки, способности, которые он сумел развить и которые способны приносить отдачу в трудовом процессе в виде высоких результатов труда, успешной карьеры и высоких заработков. Т. е., человеческий капитал – это результат вложений, затрат, приносящий впоследствии прибыль, и связан в основном с ролью индивида в рыночных отношениях. Ч. п., в отличие от него, рассматривается не в отношении отдельного человека, а с точки зрения общественного богатства. Несмотря на то, что в современном обществе большая часть трудящегося населения включена в рыночные отношения, тем не менее существует и нерыночное производство (внутрисемейное, труд волонтеров, крестьянский семейный труд), где нет найма рабочей силы. Все это позволяет говорить, что и рыночная, и нерыночная деятельность равноправны в обществе и в комплексе составляют человеческий потенциал общества, а экономическая неактивность в рыночном секторе не означает отсутствие реализации трудового потенциала.
Являясь результатом накопленных человеком в процессе образования и трудовой деятельности знаний и навыков, способностей, которые он сумел в себе развить и которые способны при благоприятных условиях приносить ему отдачу в трудовом процессе, человеческий капитал является результатом целенаправленной деятельности как общества (в виде инвестиций в образование, науку и здравоохранение), так и личности (нездоровый образ жизни может свести на нет усилия институциональной системы здравоохранения). Ч. п. предполагает кроме того наличие структурной сбалансированности национальной экономики и социального капитала, которым обладает население страны. Данное понимание отличается от понимания, используемого в международных документах. Так, в докладах Программы развития ООН (ПРООН) сложилось понимание человеческого потенциала, включающее такие основные индексы, как доход, определяемый показателем ВВП на душу населения уровень жизни, уровень образования и продолжительность жизни. В докладах разработаны также методы расчета индекса уровня развития человеческого потенциала, позволяющие сопоставлять и сравнивать различные страны по их человеческому потенциалу. Согласно концепции докладов, по показателям человеческого потенциала можно охарактеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом (по их доходам, образованию и продолжительности жизни). Однако более плодотворной является идея ученых, отказывающихся оценивать человеческий потенциал разных стран только по уровню их развития, так как уровень может быть один, а человеческий потенциал – разным. По их мнению, при высоких показателях накопленного человеческого капитала структурные и социальные диспропорции могут приводить к существенному снижению качества человеческого потенциала.
Так как совокупный Ч. п. не сводим к сумме индивидуальных характеристик отдельных людей, то при его оценке необходим как анализ основных его элементов (здоровье, образование, занятость, социальная защищенность и др.), так и учет степени сбалансированности их развития. Можно говорить о высоком Ч. п. населения лишь в том случае, если люди не только образованы и здоровы, но главное, что их качество и количество сбалансированы в демографическом, территориальном, профессионально-квалификационном планах. Дефицит той или иной группы выражается в снижении качества человеческого потенциала, избыток или недостаток мешают его эффективному использованию. Сбалансированность предполагает не только экономическую, профессиональную, но и систему балансов потребностей, в частности, сбалансированность доходов и возможностей различных групп населения; сбалансированность социальных конфликтов и доверия. Т. е., изучать Ч. п. – это значит, наряду с объективными данными о качестве образования, здравоохранения, производства, выявить уровень социально-экономической защищенности населения, состояние социального капитала, социальное самочувствие и другие параметры, отражающие возможности человека, группы, общества при реализации своих интересов. Данный подход рассматривает Ч. п. как целостное единство, интегральную характеристику двух сторон: репрезентирующую человеческие качества и отражающую возможности их развития.
В этом плане основной задачей исследования человеческого потенциала является не только описание уровня развития человеческого капитала (здоровье, рождаемость/смертность, образование, занятость и др.), но изучение возможности активной адаптации человека на производстве, на работе, в быту, в обществе, социальные связи, уровень их конфликтности, степень доверия и др. Поэтому человеческий потенциал характеризует в основном общество и человека с точки зрения способности к адекватным действиям и восприятию окружающего мира, самоутверждению (пониманию самоценности), к четкому выделению себя из социума, к независимости и самостоятельности в отношении культуры и социальной среды, наличия социального чувства, заинтересованного, доброжелательного отношения к другим людям, уверенности в себе, креативности, оптимизма и других качеств, обеспечивающих адаптивные способности к изменениям. Данное понимание эвристично в плане принятия прогнозных мер и управленческих решений, так как указывает, что сформированный человеческий капитал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться в разной степени. Таким образом, понятие человеческого потенциала характеризует соотношение (степень напряжения) наличных достижений социума (качество жизни, стабильность и безопасность существования и т. п.) и потенциальных его возможностей (в том числе при отсутствии достижений в данный момент), т. е. выражает степень возможного.
Поэтому в социологии человеческий потенциал того или иного общества (сообщества, слоя) выявляется на основе изучения его состояния (здоровье, знания, труд, доходы, квалификация, занятость, адаптированность к социальным изменениям, удовлетворенность инфраструктурой, культурно-ценностные ориентации и др.) под углом зрения социального измерения экономики и социально-экономических возможностей общества. В этом плане показатели человеческого потенциала выражаются: 1) в социальных возможностях развития человеческого потенциала. Так, например, при анализе состояния здоровья они рассматриваются не только на основании самооценок, но и с точки зрения сохранения и воспроизводства человеческого потенциала в условиях конкретного уровня развития социальной инфраструктуры; 2) в экономических возможностях человеческого потенциала. Например, трудовой потенциал, занятость характеризуют с точки зрения обеспечения развития человеческого потенциала и распределения возможностей для его реализации в условиях сложившейся производственной инфраструктуры; 3) в экзистенциальных, личностных возможностях, где человеческий потенциал анализируется с точки зрения личностной самореализации и развитости социального капитала и социальных сетей, формирующихся в обществе.
Лит.: Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблемы сохранения и развития. – М., 2008; Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭиМО. – 2004. – № 9; Человеческий потенциал белорусской деревни / Смирнова Р. А. и др. – Минск, 2009. Р. А. Смирнова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
104.58 кб

Человеческий потенциал и повседневность

Луков Валерий Андреевич, Лапшин Василий Андреевич
В статье рассматриваются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала в социологическом аспекте.
Читать PDF
400.42 кб

Здоровье основа человеческого потенциала

Шетина Славица
Читать PDF
178.49 кб

На пути к теории человеческого потенциала

Иванов Олег Иванович
Автор предлагает систему базовых понятий теории человеческого потенциала, свою концепцию человеческого потенциала, дает его определение, характеризует его структуру, уровни существования, назначение.
Читать PDF
3.96 мб

Человеческий потенциал и проблема детства

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
В статье анализируются специфические проблемы детства в современной России, раскрываются основные цели, ценностные основания и распространенные ошибки в работе с миром детства.
Читать PDF
5.61 мб

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Римашевская Наталья Михайловна, Бочкарёва Валентина Константиновна, Мигранова Людмила Алексеевна, Молчанова Екатерина Владимировна, Токсанбаева Майраш Сейтказыевна
Решение задачи модернизации экономики во многом зависит от качества человеческого ресурса.
Читать PDF
520.17 кб

Проблемы развития человеческого потенциала

Римашевская Наталья Михайловна
Человеческий фактор, человеческий капитал, качество населения важнейшие основания для развития общества и экономики.
Читать PDF
1.04 мб

ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Осанова Марина Васильевна, Одинцова Ольга Валентиновна
В статье рассматриваются медико-социальные проблемы, которые оказывают влияние на качество и продолжительность жизни каждого отдельного индивидуума, на все сферы деятельности личности в целом.
Читать PDF
311.75 кб

Образование и человеческий потенциал России

Максаковский Владимир Павлович
В статье дается понятие человеческого потенциала и характеризуется его состояние в России через призму такого международного показателя, как индекс развития человеческого потенциала, который предусматривает оценку долголетия и здо
Читать PDF
250.50 кб

Определение сущности человеческого потенциала

Калинина Татьяна Владимировна
Читать PDF
81.53 кб

Структурные компоненты человеческого потенциала

Лапшин Василий Андреевич
В статье рассматриваются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала, делается обзор исследований в области изучения скрытых и формирующихся ресурсов человека, предлагается структура человеческого потенциала.
Читать PDF
244.16 кб

Образовательный ресурс и человеческий потенциал

Базиков М.
Читать PDF
1.09 мб

Потенциально «Человеческое»: Вирно и медиальное

Сосна Нина Николаевна
В статье рассматривается, как медиатеории, нередко обходящие стороной область политических высказываний, дополняют новые политико-антропологические подходы, которые избегают использования категории «медиации», «опосредования», чьи
Читать PDF
301.68 кб

Мировоззренческие основы человеческого потенциала

Мезенцев Ю.Л.
Читать PDF
162.43 кб

Трансформация медиасистемы: человеческий потенциал

Демина Ирина Николаевна
В третьей из цикла статей о трансформации медиасистемы рассматриваются элементы интеллектуального потенциала медиаотрасли. Определяются характеристики человеческого потенциала масс-медиа. Выделяется духовный потенциал медиа.
Читать PDF
336.48 кб

Инвалиды, спорт, развитие человеческого потенциала

Исаков Э. В.
Рассматриваются вопросы развития потенциала людей с ограниченными физическими возможностями.

Похожие термины:

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

    совокупность свойств и качеств молодого человека, которые могут быть использованы (полностью и частично) в процессе общественного воспроизводства. Ч.п.л. формируется в дотрудовом (детском, подрос
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

    человеческие ресурсы (население страны), обладающие качествами и свойствами (способностями, знаниями, здоровьем, уровнем культуры и др.), определяющими потенциальную возможность развития социума