накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Так как Ч. п. выражается во всем многообразии данных характеристик, то необходимо отличать его от родственных и в некотором отношении сходных понятий, в частности, от понятия человеческого капитала. Основное различие понятий «человеческий капитал» и «Ч. п.» проходит по линии отнесения всех экономических отношений к рыночным.
Человеческий капитал – это накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания, навыки, способности, которые он сумел развить и которые способны приносить отдачу в трудовом процессе в виде высоких результатов труда, успешной карьеры и высоких заработков. Т. е., человеческий капитал – это результат вложений, затрат, приносящий впоследствии прибыль, и связан в основном с ролью индивида в рыночных отношениях. Ч. п., в отличие от него, рассматривается не в отношении отдельного человека, а с точки зрения общественного богатства. Несмотря на то, что в современном обществе большая часть трудящегося населения включена в рыночные отношения, тем не менее существует и нерыночное производство (внутрисемейное, труд волонтеров, крестьянский семейный труд), где нет найма рабочей силы. Все это позволяет говорить, что и рыночная, и нерыночная деятельность равноправны в обществе и в комплексе составляют человеческий потенциал общества, а экономическая неактивность в рыночном секторе не означает отсутствие реализации трудового потенциала.
Являясь результатом накопленных человеком в процессе образования и трудовой деятельности знаний и навыков, способностей, которые он сумел в себе развить и которые способны при благоприятных условиях приносить ему отдачу в трудовом процессе, человеческий капитал является результатом целенаправленной деятельности как общества (в виде инвестиций в образование, науку и здравоохранение), так и личности (нездоровый образ жизни может свести на нет усилия институциональной системы здравоохранения). Ч. п. предполагает кроме того наличие структурной сбалансированности национальной экономики и социального капитала, которым обладает население страны. Данное понимание отличается от понимания, используемого в международных документах. Так, в докладах Программы развития ООН (ПРООН) сложилось понимание человеческого потенциала, включающее такие основные индексы, как доход, определяемый показателем ВВП на душу населения уровень жизни, уровень образования и продолжительность жизни. В докладах разработаны также методы расчета индекса уровня развития человеческого потенциала, позволяющие сопоставлять и сравнивать различные страны по их человеческому потенциалу. Согласно концепции докладов, по показателям человеческого потенциала можно охарактеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом (по их доходам, образованию и продолжительности жизни). Однако более плодотворной является идея ученых, отказывающихся оценивать человеческий потенциал разных стран только по уровню их развития, так как уровень может быть один, а человеческий потенциал – разным. По их мнению, при высоких показателях накопленного человеческого капитала структурные и социальные диспропорции могут приводить к существенному снижению качества человеческого потенциала.
Так как совокупный Ч. п. не сводим к сумме индивидуальных характеристик отдельных людей, то при его оценке необходим как анализ основных его элементов (здоровье, образование, занятость, социальная защищенность и др.), так и учет степени сбалансированности их развития. Можно говорить о высоком Ч. п. населения лишь в том случае, если люди не только образованы и здоровы, но главное, что их качество и количество сбалансированы в демографическом, территориальном, профессионально-квалификационном планах. Дефицит той или иной группы выражается в снижении качества человеческого потенциала, избыток или недостаток мешают его эффективному использованию. Сбалансированность предполагает не только экономическую, профессиональную, но и систему балансов потребностей, в частности, сбалансированность доходов и возможностей различных групп населения; сбалансированность социальных конфликтов и доверия. Т. е., изучать Ч. п. – это значит, наряду с объективными данными о качестве образования, здравоохранения, производства, выявить уровень социально-экономической защищенности населения, состояние социального капитала, социальное самочувствие и другие параметры, отражающие возможности человека, группы, общества при реализации своих интересов. Данный подход рассматривает Ч. п. как целостное единство, интегральную характеристику двух сторон: репрезентирующую человеческие качества и отражающую возможности их развития.
В этом плане основной задачей исследования человеческого потенциала является не только описание уровня развития человеческого капитала (здоровье, рождаемость/смертность, образование, занятость и др.), но изучение возможности активной адаптации человека на производстве, на работе, в быту, в обществе, социальные связи, уровень их конфликтности, степень доверия и др. Поэтому человеческий потенциал характеризует в основном общество и человека с точки зрения способности к адекватным действиям и восприятию окружающего мира, самоутверждению (пониманию самоценности), к четкому выделению себя из социума, к независимости и самостоятельности в отношении культуры и социальной среды, наличия социального чувства, заинтересованного, доброжелательного отношения к другим людям, уверенности в себе, креативности, оптимизма и других качеств, обеспечивающих адаптивные способности к изменениям. Данное понимание эвристично в плане принятия прогнозных мер и управленческих решений, так как указывает, что сформированный человеческий капитал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться в разной степени. Таким образом, понятие человеческого потенциала характеризует соотношение (степень напряжения) наличных достижений социума (качество жизни, стабильность и безопасность существования и т. п.) и потенциальных его возможностей (в том числе при отсутствии достижений в данный момент), т. е. выражает степень возможного.
Поэтому в социологии человеческий потенциал того или иного общества (сообщества, слоя) выявляется на основе изучения его состояния (здоровье, знания, труд, доходы, квалификация, занятость, адаптированность к социальным изменениям, удовлетворенность инфраструктурой, культурно-ценностные ориентации и др.) под углом зрения социального измерения экономики и социально-экономических возможностей общества. В этом плане показатели человеческого потенциала выражаются: 1) в социальных возможностях развития человеческого потенциала. Так, например, при анализе состояния здоровья они рассматриваются не только на основании самооценок, но и с точки зрения сохранения и воспроизводства человеческого потенциала в условиях конкретного уровня развития социальной инфраструктуры; 2) в экономических возможностях человеческого потенциала. Например, трудовой потенциал, занятость характеризуют с точки зрения обеспечения развития человеческого потенциала и распределения возможностей для его реализации в условиях сложившейся производственной инфраструктуры; 3) в экзистенциальных, личностных возможностях, где человеческий потенциал анализируется с точки зрения личностной самореализации и развитости социального капитала и социальных сетей, формирующихся в обществе.
Лит.: Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблемы сохранения и развития. – М., 2008; Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭиМО. – 2004. – № 9; Человеческий потенциал белорусской деревни / Смирнова Р. А. и др. – Минск, 2009. Р. А. Смирнова
104.58 кб
Человеческий потенциал и повседневность
В статье рассматриваются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала в социологическом аспекте.