Деквалификация

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Деквалификация
утрата навыков работы в данной профессии, специальности, падение качества работы, снижение разряда, ухудшение профессионализма.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ
deskilling) — процесс деградации труда, в котором труд становится все более фрагментированным и утрачивает свою сложность, самостоятельное содержание и основу знаний. Наиболее значительная разработка данного понятия (тезис о деградации труда) содержится в теории процесса труда Бравермана основанной на идеях Маркса. Деквалификация рассматривается как результат капиталистического контроля над процессом труда, в котором управляющие, используя принципы научного управления, отделяют замысел от исполнения и все более отстраняют рабочих от контроля над процессом труда, оставляя им рутинные однообразные задачи. Аргумент о том, что уровень мастерства падает по мере развития капитализма и технологии, основан на представлении о ремесленном труде XIX в. как о модели квалифицированного труда. В этой теории деквалификация выступает главной причиной пролетаризации в классовой структуре, сводящей и квалифицированный ручной труд, и труд конторских служащих к однородному рабочему классу. В противоположность этой теории, тезис о постиндустриальном обществе постулирует общее повышение уровней мастерства благодаря индустриализации. Новая технология порождает потребность в многопрофильной квалификации (поливалентности), а более высокие уровни квалификации и технической экспертизы вытесняют ремесленные виды. Большинство дебатов об изменении уровней мастерства предполагает различные определения мастерства и типы доказательства. Например, доказательство обновления мастерства покоилось на формальном представлении о работе и квалификациях, а доказательство деквалификации анализировало фактическое мастерство, требуемое в работе. Аргумент в пользу деквалификации критиковался как детерминистский и покоящийся на идеализированном образе ремесленного рабочего. Сравнительное исследование на основе теории случайности обнаружило доказательства обновления труда и деквалификации в различных индустриальных отраслях и обществах с иными организационными стратегиями, рынками труда и другими зависящими от обстоятельств факторами. На уровне общества трудно оценить полноту подобных изменений, ибо экономическая перестройка структуры способна вытеснить мастерство в старых отраслях промышленности и создать новые его уровни в развивающихся секторах. Кроме того, хотя отдельные виды труда иногда подвергаются деквалификации, это не обязательно распространяется на рабочих, поскольку они могут также быть высоко мобильными (например, конторские служащие из числа мужчин) или переходить на работу с более высоким уровнем мастерства. Тем не менее широкое распространение эмпирических доказательств деквалификации обнаружено и в производстве, и в сфере услуг, связанных с механизацией и компьютеризацией. См. также Мастерство; Новая технология; Интеллектуальный труд; Фордизм и постфордизм; Ремесленное ученичество.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ
1. В общераспространенном смысле — частичная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Это имеет место в случае длительной безработицы или добровольного длительного перерыва в работе, поскольку поддержание квалификации предполагает освоение новых знаний и умений, связанных с технич. и научным прогрессом. 2. Деградация труда-понятие, используемое марксистами в смысле дробления производственных операций и превращения рабочего в «частичного работника» (фордизм), и более широко — в смысле отчуждения труда, т. е. необходимости продавать свою рабочую силу.
В рамках теории структурного функционализма и связанной с этим подходом социальной психологии — несоответствие трудового поведения социальным нормам, принятым в данном обществе, культуре, что вызывает напряженность во взаимоотношениях на производстве, производственную патологию.
Основные деструкции трудового поведения: Рестрикционизм (restrictio — ограничение) — Д. ф. т. п. наемного работника, которая проявляется в сознательном ограничении выработки или замедлении темпов работы как способе защиты группы от повышения норм, снижения расценок на продукцию, сокращения персонала и т. п. Ограничение выработки регулируется путем группового давления.
Избыточная интенсивность труда — нерациональное увеличение темпа работы, удлинение рабочего дня, повышение личных норм до уровня рекордов, что называется «патологической одержимостью работой» и ведет к преждевременному исчерпанию физических, психических и умственных возможностей работника.
Некомпетентность — проф. неосведомленность, ведущая к некачественной работе, ошибкам и неточностям.
Боязнь самовыражения — страх перед возможностью проявить свои способности, высказать собственное мнение. Эта форма приобретает характер тоски, ощущения угрозы. Человек испытывает страх перед новой информацией, что ведет к устареванию знаний и постепенной потере квалификации; он постоянно находится в состоянии боязни взять на себя ответственность за принятие решения, сомневается в своей ценности, не способен рисковать и не надежен в непредвиденных ситуациях.
Закрытость личности — осознанное или неосознанное выдавливание из сознания возможных следствий своего поведения. В результате человек оправдывает свои антисоц. поступки (корыстная мотивация) или вообще не думает об их последствиях, что нередко ведет к абсентеизму, пьянству, двойной морали, произ-ву некачественной продукции, порче имущества, а то и к противоправным действиям — хищениям, мошенничеству, проявлениям насилия на работе и т. п.
Как правило, большая часть деструктивных наклонностей формируется в процессе первичной социализации и обретает специфические проявления позже, в период адаптации на работе. Если молодой работник попадает в нездоровую трудовую среду, они могут принять характер стабильных. Современные деятельностно-активистские теории не используют термин «Д. ф. т. п.», утверждая в качестве нормы изменчивость правил соц. поведения (неоинституционализм).
См также: Деформация трудового поведения.
Лит.: Верховин В. И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. — М.: МГУ, 1991; Леонтьев A. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971; Савельева H. Н. Применение норм законодательства в отношении работников, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения // Трудовое право. 2003. № 4; Шаталова Н. И. 1) Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. 2000. № 7; 2) Трудовой потенциал работника: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Н. И. Шаталова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ
DE-SKILLING) Воздействие технологического изменения на квалификацию работников является предметом длительной полемики. В 1960-е и 1970-е гг. некоторые авторы, например Д. Белл (Bell, 1974), полагали, что средние квалификационные требования работы в производственной сфере повышаются, приводя к трансформации структуры занятости и росту среднего класса. Г. Браверман (Braverman, 1974) не соглашался с этой точкой зрения, утверждая, что физический труд и простейшие виды умственного труда подвергаются деквалификации. Стратегия работодателей заключается, с его точки зрения, в снижении квалификационных требований в рамках производственного процесса (зачастую посредством новых технологий, упрощающих производственные задачи), ибо наличие квалификации позволяет рабочим сопротивляться господству менеджеров — на рынке труда имеется ограниченное количество квалифицированных рабочих, а без их опыта производственные системы функционировать не могут. Браверман полагал, что служащие превращаются скорее в пролетариат, а не в средний класс. Однако, согласно разработанной позднее теории гибкой специализации, деквалификация как менеджерская стратегия была связана с фордизмом и более не является господствующей, поскольку технологии, используемые в современных системах производства, требуют более разносторонней и более высокой квалификации рабочей силы. Оценка этих противоречащих друг другу точек зрения связана с рядом трудностей. (1) Система занятости во всех развитых обществах изменяется в направлении сокращения доли низкоквалифицированных работ и роста числа рабочих мест, предполагающих высокий уровень квалификации и знаний, что ведет к росту среднего класса и повышению среднего уровня квалификации населения. Однако в рамках этого общего повышения сохраняется возможность снижения квалификационных требований в случае с определенными видами работы (например, связанными с физическим трудом на производстве). (2) Квалификация является социальной конструкцией, и, в то же время, она указывает на реальные атрибуты знания и/или физической сноровки. Таким образом, это двусмысленное понятие. Официальные профессиональные классификации указывают на повышение квалификационных уровней работ, тем не менее, по крайней мере среди профессий низшего уровня, этот очевидный рост может быть отчасти результатом переклассификации работ, «реальный» квалификационный уровень которых не повысился. (3) На определение квалификации может влиять организованное сопротивление работников; например, некоторые британские ремесленные профсоюзы в течение долгого времени с успехом сохраняли «ярлык» квалифицированности для своих членов, работа которых соответствующим образом оплачивалась менеджерами и которые сохраняли свой традиционный контроль над определенными аспектами производственного процесса даже несмотря на то, что «реально» их работа была менее квалифицированной, чем прежде. (4) Существует различие между работами и работниками. Работы могут деквалифицироваться, а рабочие в силу множества различных причин нет. Когда деквалификация имеет место в период экономического роста, фактическое число рабочих мест (работ), доступных для квалифицированных рабочих, может возрастать даже несмотря на то, что это число уменьшается относительно общего числа всех рабочих мест. В прошлом деквалификация часто была результатом появления новых отраслей производства с более низкими квалификационными требованиями: потеря квалификации, о которой могут свидетельствовать статистические данные, отражала не деквалификацию работников и работ в уже существовавших отраслях и фирмах, а изменения в индустриальной структуре. (5) Данные, приводимые теми, кто полагает, что некоторая категория работ (а именно физический труд на производстве) подверглась деквалификации или реквалифицикации, ненадежны. Как правило, в данном случае ссылаются на небольшое число кейс-стади отдельных видов работы без какого-либо доказательства того, что они репрезентативны по отношению ко всем работам. Адекватных крупномасштабных, репрезентативных исследований воздействия новых технологий на работы и квалификации работников не проводилось. Тем не менее, как показывают обследования, проводимые с целью определить, как работники воспринимают свою работу, большинство людей, занятых в большинстве работ, полагает, что внедрение новых технологий привело к повышению квалификационного уровня их работы. См. также: Автоматизация; Пролетаризация; Трудового процесса подход. Лит.: Gallie et al. (1998)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
496.47 кб

Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия

Рапацкая Людмила Александровна, Ивахненко Александр Анатольевич
В статье описываются причины и следствия профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Приводятся группы признаков, комплексно характеризующих этот процесс.
Читать PDF
131.61 кб

Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты

Ивахненко Александр Анатольевич
Автором излагаются основные социально-педагогические причины профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы.
Читать PDF
11.96 мб

Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы и пути её преодоления

Ивахненко Александр Анатольевич
Явление профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы рассматривается автором как психолого-педагогическая проблема, находящаяся во взаимосвязи с феноменом профессионального выгорания.
Читать PDF
482.07 кб

Развитие исполнительской культуры педагога-музыканта как путь защиты от профессиональной деквалифика

Ивахненко Александр Анатольевич
В статье изложены основные причины профессиональной деквалификации педагога-музыканта, описаны признаки нарушения профессионального развития.
Читать PDF
480.76 кб

Курсы повышения квалификации как средство преодоления профессиональной деквалификации педагога-музык

Ивахненко Александр Анатольевич
Статья посвящена развитию курсов повышения квалификации преподавателей детских музыкальных школ (детских школ искусств) как одного из средств преодоления профессиональной деквалификации педагога-музыканта.

Похожие термины:

  • ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

    (ДП) - deskilling – процесс обеднения содержания труда, в котором работа управляющего звена становится все более фрагментированной, утрачивает свою сложность, самостоятельное значение и основу для тво