ДОСУГ
свободное, незанятое время человека, используемое по личному усмотрению.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Досуг
часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
ДОСУГ
время для свободной самореализации, когда человек наконец-то способен сделать то, чего от пего безуспешно добиваются па работе.
Источник: Альтернативный социологический словарь
ДОСУГ
англ. leisure; нем. Freizeit. Часть нерабочего времени, к-рая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. См. СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Досуг
Дозвілля. Leisure. 1. Способ и характеристика использования свободного времени. 2. Часть бюджета свободного времени, затрачиваемая на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, умственного, эстетического и физического развития,
поддержания здоровья и т. д. См. также Свободное время.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
Досуг
совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
ДОСУГ
синоним понятия «свободное время»; совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. В узком смысле слова – отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д. В широком смысле включает также творческую и любительскую деятельность, занятия физкультурой и спортом
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Досуг
Время, которым человек с определенной степенью свободы может распорядиться по собственному разумению, свободное от обязательных занятий, от которых невозможно отказаться. В этом плане у социологов возможны расхождения. Например, куда отнести время ухода за собой (физическая зарядка, купание, которые являются элементами восстановления сил для работы или учебы)? Досуг культурного человека обычно заполнен потреблением информации.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ДОСУГ
система различных видов человеческой деятельности , ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение Д. способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.
В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения Д. В первом случае - это деятельностные разновидности Д.: творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. Во втором случае - это пассивное потребление различных культурных мероприятий и - особенно во второй половине 20 в. - потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).
E. Tauber
Источник: Социология: энциклопедия
Досуг
leisure), свободное от работы время, к-рое можно посвятить любимому занятию. Традиц. виды таких занятий: спорт, садоводство, рыбалка, коллекционирование, настольные и карточные игры, посещение кафе и ресторанов и т.д. Начиная с 1960-х гг. нас. развитых стран получило возможность больше времени отдавать Д. Это произошло благодаря множеству факторов, среди к-рых — сокр. раб. недели и соответственно длинные выходные, автоматизация на произ-ве и повышение продолжительности жизни. Улучшение питания и мед. обслуживания, общедоступность личного автотранспорта, удешевление авиаперелетов и т.д. способствовали развитию туризма. Дальнейшее улучшение кач-ва жизни привело к появлению у мн. людей желания продолжить образование (продолжение образования). В отличие от развитых стран в большинстве развивающихся такие понятия, как Д., забота о личном здоровье и отдых, до сих пор считаются роскошью.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ДОСУГ
Часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению. В узком смысле слова под ним понимаются отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д. Основные параметры Д. – продолжительность, место и способ проведения, структура. Д. входит как составная часть в категорию “свободное время”, которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, отдых, общественную деятельность. По мнению французского социолога Ж. Дюмазедье, Д. – это совокупность действий, которые человек совершает по своему желанию с тем, чтобы расслабиться или отвлечься, добровольно принять участие в общественной жизни, приобрести какие-то знания или самосовершенствоваться после того, как он освободится от своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Однако Д. не следует отождествлять ни с отдыхом, хотя некоторые его формы могут включать в себя и Д., ни с праздностью, когда человек ищет пути удовлетворения своих потребностей, не принимая участия в работе или иной продуктивной деятельности. Д. – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Иначе говоря, это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Досуг
включает те виды деятельности, которые доставляют индивиду чувство удовольствия, веселья и развлечения. Люди используют досуг для релаксации, для снятия стресса, преодоления трудностей, удовлетворения своих интересов, поддержания физической формы, социальных взаимоотношений, для возможности самовыражения и творчества. Деятельность досуга относительно свободна от выполнения обязанностей по сравнению с продуктивностью и самообслуживанием. Примеры деятельности досуга:
-физкультура и спорт – наблюдать, участвовать, тренировать или другим образом организовывать спортивную деятельность;
-художественное творчество – рисование, графика, поэзия, проза и т. д.;
-рукоделие – шитье, вязанье, плотничное дело и другие ремесла;
-контакты с другими – телефонные разговоры, написание писем, совместные обеды, встречи и т. д.;
-уход за животными – обучение, забота о животных; хобби – увлечения, любимые занятия; клубы и группы – церковные группы, молодежные клубы, группы по интересам и т. д.;
-баня, сауна – релаксация, снятие стрессов;
-посещение музеев, галерей – приобщение к культурным достояниям, к прекрасному;
-игры – карты, настольные, компьютерные игры и т. п.;
-развлечения – телевизор, радио, театр, фильмы, пение в хоре и т. д.
Деятельность досуга может играть важную роль в жизни инвалидов, особенно, когда ограничено их участие в продуктивной деятельности (см. Продуктивная жизнедеятельность).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Досуг
время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Количество свободного времени постоянно увеличивается: с менее чем 1 тыс. часов в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах. Рабочее время составляет около 40 часов в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индустрии Д., обеспечивающей различные способы его проведения. Способы проведения Д. (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т. п. Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована главным образом вокруг Д.; у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин; мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т. д. В значительной мере формы Д. обусловлены культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы Д. как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 50-х гг. XX в. появились концепции «общества досуга», «посттрудового общества». В них современное общество рассматривается как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли Д., который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека.
Источник: Социология. Словарь по обществознанию
ДОСУГ
совокупность видов деятельности (см. Вид деятельности), предназначенных для удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей людей в свободное время. Время, затраченное на них, - время досуга - это часть свободного времени. Функции Д. (досуговой деятельности) совпадают с функциями свободного времени (см. Время свободное). Виды деятельности Д. служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В узком смысле слова под Д. понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени (см.) в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др. досуговые занятия. Различают активный Д. и пассивный Д. Первый вид связан с активными (как физич., так и умственными) занятиями, различн. видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, "потребителя" культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы Д. получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, транзисторных радиоприемников и т.п. В.Д. Патрушев
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ДОСУГ
LEISURE) Досуг часто определяется как время, остающееся после оплачиваемой работы. Однако это определение вводит в заблуждение в случае с теми, кто не имеет оплачиваемой работы: женщинамидомохозяйками, безработными и пожилыми. В Британии время, которое люди проводят на работе, с начала ХХ в. постепенно сокращается (оно уменьшилось примерно с 53 до 40 часов в неделю для рабочих, занятых физическим трудом на производстве), хотя в конце 1990-х гг. появились признаки движения в противоположном направлении. Существует множество различных способов проведения досуга, но обычно его проводят дома (70% мужчин и 80% женщин), главным образом за телевизором. Тем не менее, в образцах досуга существуют значительные гендерные и классовые различия, а также различия, связанные с жизненным циклом. В частности, мужчины больше свободного времени проводят вне дома по сравнению с женщинами, при этом последние, вне зависимости от того, имеют они оплачиваемую работу или нет, в целом имеют меньше свободного времени. Профессионалы и менеджеры в большей степени, нежели члены других социальных классов, вовлечены во все сферы проведения досуга, что является отчасти отражением величины финансовых ресурсов. Молодежь и пожилые имеют больше свободного времени по сравнению с другими возрастными группами: в известном смысле, жизнь этих двух групп организована вокруг досуга. Вследствие роста уровня доходов на Западе многие домохозяйства имеют больше денег для проведения досуга. С этим связан рост индустрии досуга, обеспечивающей множество способов проведения свободного времени. Такая тенденция приводит некоторых комментаторов к идее возникновения праздного общества или потребления общества, в котором идентичность человека определяется его досугом, а не оплачиваемой работой. См. также: Приватизм.
Источник: Социологический словарь
ДОСУГ
система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение Д. способствует как процессам восстановления жизненных сил человека (рекреации), так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.
В рамках исследований выделяют активные и пассивные формы проведения Д. В первом случае это деятельностные разновидности Д.: творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. Во втором случае — это пассивное участие в различных культурных мероприятиях, в том числе в поле средств массовой информации (телевидение, интернет и пр.)
Д. предполагает возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для Д. В число учреждений сферы Д. входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы Д. зависят от экономики, уровня развития культуры.
А.К. Быков
Лит.: Грушин Б.А. Свободное время // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. С. 572; Даринский А.В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Большая рос. энцикл., 1993; Tauber E. Досуг // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003.
Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.
ДОСУГ
leasure) — 1. Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий. 2. Деятельность, занимающая "свободное время". Теоретики досуга (см. К. Ройек "Капитализм и теория досуга", 1985) обычно либо подчеркивали "личную свободу" проведения досуга по сравнению с трудовыми и семейными обязанностями, либо иллюзию свободы, выявляя ограничения выбора в связи с домашними обязанностями (особенно у женщин), и пути формирования таких ограничений, обусловленные культурой массового потребления и капиталистическим обществом. Интерес социологов к досугу вырос в 1980-е гг., отталкиваясь от индустриальной социологии эры изобилия 50-х гг., породившей теорию постиндустриального общества. Дьюбин (1955) даже доказывал, что досуг заменил работу, превратившись в "главный жизненный интерес". Последующие исследования посвящались изучению отношений между работой и досугом (см. Паркер, 1971; Роберте, 1970), продемонстрировав сложную модель таких отношений и непрерывное центральное значение работы. К тому же вопрос досуга стал важен с точки зрения двух критических теоретических традиций: марксистского структурализма и культурных исследований, склонных рассматривать досуг в современном обществе как существенно "ограниченный" капитализмом. Однако новые подходы считают его сферой растущего сопротивления к товаризации и стандартизации (см. Хорн и др., 1987; Холл и Джефферсон, 1976; Грюно, 1983). Затем социологи стали охватывать множество других проблем, поставленных постмодерном и постмодернизмом и культурой массового потребления. См. также Культурные исследования; Сопротивление через ритуал. Досуг, происходящий от латинского Нсеге — "быть позволенным", имеет общее происхождение с "лицензией" и, следовательно, содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения, с которым имеют дело современные теоретики социологии. См. также Спорт; Игра; Общительность.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ДОСУГ
1) время, свободное от работы и домашних обязанностей и используемое для восстановления сил, поддержания здоровья, пассивного отдыха, поддержания и развития культурного кругозора, занятий спортом, общения с другими людьми и т.д.; 2) совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и соц. потребностей людей в свободное от работы время.
Д. (от лат. licere — «быть позволенным») имеет общее происхождение с «лицензией» и, следовательно, содержит в самом себе дуализм свободы и несвободы, личной воли и принуждения. Теоретики Д. (К. Ройек, 1985 г.) обычно подчеркивали либо «личную свободу» в проведении Д. по сравнению с трудовыми и семейными обязанностями, либо иллюзию свободы, выявляя ограничения выбора в связи с домашними обязанностями (особенно у женщин) и пути формирования таких ограничений, обусловленные культурой массового потребления и капиталистич. об-вом.
Интерес социологов к Д. вырос в 1980-е гг. под влиянием концепций об-ва изобилия (50-е гг.), но особенно теорий постиндустриального общества. Дьюбин (1955 г.) даже доказывал, что Д. заменил работу, превратившись в «главный жизненный интерес». Последующие исследования посвящались изучению отношений между работой и Д. (Паркер, 1971 г.; Робертс, 1970 г.), продемонстрировав сложную модель таких отношений и центральное значение работы. К тому же проблематика Д. стала важной и различающейся по подходу в марксистском структурализме и культурологических течениях, склонных рассматривать Д. в совр. об-ве как существенно «ограниченный» капитализмом, как сферу растущего сопротивления товаризации и стандартизации (Хорн и др., 1987 г.; Холл и Джефферсон, 1976 г.; Грюно, 1983 г.). Марксистски ориентированный Ж. Фридман (1961 г.) рассматривал Д.
В качестве инерционного продолжения монотонии или разнообразия работы, а его оппонент Ж. Дюмазедье утверждал, что Д. имеет компенсаторные в отношении работы функции, т. е. монотония и рутинность работы стимулируют активный Д., а напряженная творческая трудовая деятельность сопровождается преимущественно пассивным отдыхом.
Социология Д. претерпевала изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. В этом ракурсе менялись акценты целевых установок и методов исследований. Напр., в рамках структурно-функционального подхода отечественные социологи рассматривали время Д. как часть свободного времени. Функции Д. совпадают с функциями свободного времени. Виды Д. служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях, творчестве, любительских занятиях и общении. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени в группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др.
Принято различать активный и пассивный Д. Первый связан с деятельным поведением (как физическим, так и интеллектуальным), а второй — с пассивными видами времяпрепровождения, напр, прикованностью к телевизору. Пассивные формы Д. получили в последнее десятилетие широкое распространение. Среди типов Д. существуют значительные половозрастные и социокультурные различия, а также различия, связанные с жизненным циклом.
В последнее время исследователи переходят к изучению досуговой деятельности в рамках качеств, методологии, уяснения личностных смыслов Д.
См. также: Отпуск, Рекреация.
Лит.: Грушин Б. Свободное время: актуальные проблемы. — М., 1967; Зборовский Г. E., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. — Свердловск, 1970; Орлов Г. П. Свободное время как социологическая категория. — Свердловск, 1973; Патрушев В. Д. Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923— 1991 годы. — М.: Ин-т социологии, 1994.
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.