вид эксперимента в социальных дисциплинах , проводится с группами участников, существующих независимо от экспериментатора (классами в школе, студенческими группами и т.п.). Особенно популярен в педагогических экспериментах, при проверке эффективности обучающих методик. Обладает низкой валидностью внешней , т.к. весьма чувствителен к выбору групп.
О.В. Терещенко
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Источник: Социология: энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
разновидность эксперимента, в к-ром вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от др. факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора. Для более надежных выводов относительно роли последнего необходимо провести повторные исследования. Преимуществом данного метода является естественность изучаемого процесса. Недостатком - сравнительная редкость и стихийность возникновения ситуации, соответствующей целям исследования; зависимость исследователя от хода событий; невозможность вмешательства; трудности фиксации основных характеристик процесса. Данный метод исследования является переходным от эксперимента к наблюдению: отсутствуют такие существенные признаки эксперимента, как активность исследователя и контроль переменных, но сохраняются объяснительная гипотеза и логич. схема ее доказательства. П.А. Вихалемм.
Источник: Российская социологическая энциклопедия