Эксперимент
один из основных методов исследования, направленный на доказательство или опровержение научного предположения.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Эксперимент
метод исследования, призванный выявить причину и следствие в строго контролируемых условиях.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Эксперимент
способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Эксперимент
(от лат. experimentum – проба, попытка, опыт). Експеримент. Experiment. Исследование, проводимое с целью проверки некоторой гипотезы.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
Эксперимент
воспроизведение какого-нибудь явления опытным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Источник: Краткий словарь по социологии
ЭКСПЕРИМЕНТ
проверка гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой влиянию независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ЭКСПЕРИМЕНТ
род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролирующего изменения.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Эксперимент
метод консультирования, позволяющий получить информацию об изменении показателей деятельности изучаемого объекта в результате воздействия на него новых факторов.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ЭКСПЕРИМЕНТ
метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Эксперимент (experiment)
Метод исследования, при котором переменные могут изучаться при полном и систематическом контроле, в ситуации, искусственно созданной исследователем, либо в естественной.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Эксперимент
способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние независимой переменной на зависимую переменную.
Источник: Социология права словарь специальных терминов
ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum -проба, попытка, опыт) -англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Эксперимент
метод сбора информации посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность исследуемого социального объекта и введения определенного индикатора в его социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Эксперимент бывает лабораторным и полевым.
2
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
ЭКСПЕРИМЕНТ
от лат. experimentum ~ проба, опыт) - форма познания объективной действительности в науке, при к-ром явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за к-рыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Эксперимент
метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик. Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Эксперимент
(от лат. experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. За исключением редких случаев проведение экспериментов в целях антропологии невозможно.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Эксперимент
(от лат. «experimentum» – «проба, опыт») – один из основных методов научного познания вообще, социологического в частности. Характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или нескольких переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в исследуемых процессах и явлениях, а также в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов – изменения влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (латинский аналог – experimentum crucis). Конкретный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.
Констатирующий эксперимент позволяет регистрировать выявленные факты, подвергать их инвентаризации, систематизации, обобщению (теоретический аспект).
Формирующий эксперимент позволяет через создание специальных ситуаций (и институциональных структур) раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития исследуемых процессов и явлений, а также поведенческих контуров изучаемого объекта (прикладной аспект).
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
Эксперимент
проверка гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой влиянию независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой [26.– С.84]. –метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ [8.– С.12]. –опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную [8.– С.57]. –целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам [17.– С.190]. –метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Требует выдвижения гипотезы о взаимосвязи различных его характеристик. Эксперименты классифицируют по специфике поставленной задачи (на научный и практический), по характеру логической структуры доказательства гипотезы (на параллельные и последовательные), по характеру экспериментальной ситуации (на полевые и лабораторные). Задача эксперимента – объяснить отдельные стороны социального объекта путем изоляции некоторых его характеристик и изучения их влияния на происходящие в нем явления и процессы. Позволяет получить информацию о направлении связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемом объекте [21.– С.468]. –метод получения информации о количественном и качественном изменении социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов [9.– С.591–592]. –метод консультирования, позволяющий получить информацию об изменении показателей деятельности изучаемого объекта в результате воздействия на него новых факторов [10.– С.375].
Источник: Социология. Словарь.
ЭКСПЕРИМЕНТ
лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не)соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом.
Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Г. Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.).
Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах И. Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является также и мощным генератором нового знания.
Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях.
К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.).
Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности, Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора).
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия