ЭТНОЛОГИЯ
Этнология
наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Этнология
Наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ЭТНОЛОГИЯ
от греч. ethnos -народ и logos - слово, учение) - англ. ethnology; нем. Ethnologie. Наука, объясняющая происхождение, расселение, культурно-бытовые, соц. социально-психол. связи и отношения этнических групп и народов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Этнология
(близкое понятие - этнография) - историческая дисциплина, исследующая все стороны традиционной культуры и быта народов мира, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Основной объект - материальная и духовная культура.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Этнология
(от греч. ethnos – племя, народ и logos – слово, учение). Етнологія. Ethnology. Согласно Ф. Боасу (Franz Boas), А. Креберу и другим, направление в социологии, изучающее примитивные и традиционные общественные системы. Основу этнологической методологии составляют принципы антиэволюционизма, уникальности каждой культуры, отрицание прогресса и придание особого значения структурам.
этнология
ethnology греч. ethnos ‘народ’+ logos ‘понятие, учение’. - теоретическая комплексная научная дисциплина, предметом изучения которой являются процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Объединяет знания из этнографии, философии, социологии, географии, истории и других смежных наук. Разграничение предмета исследования между этнографией как описательной дисциплиной и этнологией как теоретической дисциплиной оспаривается многими учеными. В современной западной литературе чаще используется термин «этнология», а не «этнография». Ср. антропология, антропология культурная.
ЭТНОЛОГИЯ
ethnology) — сравнительное историческое изучение народов и культур в окружающей их среде. В США и части Европы "этнология" иногда служила всеобъемлющим понятием для гуманитарных исследований, включая различные виды археологии, материальной культуры, лингвистику, социологию, наряду с социальной, культурной и физической антропологией с учетом социологии. У такого всеохватывающего представления имелись противники. Британская социальная антропология, например, обычно дистанцировалась от всеобъемлющего "главного" исторического представления, подразумеваемого этнологическими наблюдениями. Радклифф-Браун и другие защищали этнографические исследования социальной организации народов способом "здесь и сейчас", называемым методологическим отклонением от этнологии, несмотря на сохранение интереса к нему в сравнительном анализе. Напротив, американская культурная антропология, следуя примеру Боаса и Кройбера ("Антропология: раса, язык, культура, психология", 1923), отстаивала такой подход. Этнологические исследования, наряду с этнографическими, помогали приводить классификацию и таксономизацию "общей" истории человечества во всех физических, материальных и культурных проявлениях.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Этнология
(от греч. ethnos – народ, племя и logos – слово, учение, суждение, наука), 1) теоретическая наука о народах мира (этносах), которая анализирует, обобщает и осмысливает фактический материал, решает теоретические вопросы. В этом значении термин «Э.» утвердился и используется в зарубежной научной литературе. При этом Э. противопоставляется этнографии, которая рассматривается как эмпирическая, чисто описательная дисциплина, собирающая только фактический материал для Э. 2) в отечественной науке до конца 20 в. то же, что и этнография. В конце 20 в. в связи с изменением политико-идеологической и социально-экономической ситуации в нашей стране, после переименования головного научного учреждения в Москве Института этнографии в Институт этнологии и антропологии, от термина «этнография» стали отказываться, заменив его термином «Э.». Кроме того, многие учёные, вслед за своими западными коллегами, стали рассматривать этнографию как описательную науку, а Э. – как теоретическое народоведение, которое использует этнографические материалыкак источниковую базу для своих теоретических обобщений и выводов. В связи с этим была предложена новая трактовка термина «Э.». Э. – это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культуры народов мира, этнические и межэтнические процессы. Современная Э. вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала, и предоставляет этнографии концептуальный аппарат. (Дополнительно см. этнография.)
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005
этнология
(от греч. ethnos- народ + logos — понятие, учение) — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культуры народов мира, этнические и межэтнические процессы. В современном понимании Э. изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также этносоциальные (национальные), этнополитическиа, этнопсихологические, этнолингвистические и др. процессы и отношения этнонациональной сферы общества. Таковы предмет, проблематика и научный статус Э. в современной России.
На Западе существуют различные эквиваленты этого термина, употребляемого чаще всего в узком смысле как народоведение. Так, в Великобритании Э. развивалась главным образом под названием «антропологии социальной», в США — «антропологии культурной». Э. как научная дисциплина тесно переплетается с этнографией, во многом совпадает с ней. Однако между ними есть и различия, прежде всего в целях и методах исследования. Этнография занимается непосредственным наблюдением, описанием и оценкой определенной деятельности членов какой-либо этнической группы. Этот термин означает главным образом антропологическую исследовательскую технику. В Э. применяется широкий спектр исследовательских методов: социологические, политологические, демографические, статистические и др. Главным в Э. является научный анализ и теоретическое обобщение имеющегося материала, эмпирических данных. Целью этнологических исследований является обогащение знаний об этнонациональной сфере общества новыми теоретическими выводами, решение конкретных научных задач практического значения. В этой связи нередко различия между двумя близкими научными дисциплинами сводят к тому, что этнография — это чисто описательная дисциплина, а 3. — теоретическая дисциплина. Конечно, такое деление весьма условно, но оно не лишено смысла.
Начиная с 1970-х гг. этнографы (этнологи) СССР стали проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая акад. Ю. В. Бромлея, видных ученых Ю. В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациональных исследований расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и др. аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основании работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнографами, а вся эта научная дисциплина стала уже больше Э., чем этнографией. Именно тогда, в начале 1990-х гг.. Институт этнографии был преобразован в Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук.
Разумеется, национальные отношения как комплексная проблема изучаются и др. отраслями знаний. Однако, в отличие от других дисциплин, Э. рассматривает проблематику национальных отношений прежде всего через призму этнических процессов, т.е. анализирует их состояние и развитие с учетом этнических и межэтнических аспектов. В связи с этим Э взаимодействует со многими общественными науками: историей, географией, социологией, политологией, психологией, демографией. антропологией и др Соответственно Э. включает в себя такие составные части, как этносоциология, этнополитология, этнопсихология, этнодемография, этнолингвистика, этноконфликтология и др.
В современную эпоху, характерную возрастанием роли этнических факторов в жизни многих стран мира, в том числе в Российской Федерации, Э. имеет большое познавательное, теоретическое и практическое значение. Теоретические выводы и практические рекомендации этнологов помогают разобраться в современных сложных этнических процессах, понять причины и найти пути урегулирования межнациональных конфликтов, оптимизировать межэтнические отношения. В 90-е гг, проблемы, относящиеся к Э., изучаются во многих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, центры подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья. Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие др. учреждения, специализирующиеся по вопросам к этнических, межнациональных отношений. Сюжеты и аспекты рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к Э. в широком понимании этой научной отрасли. В Российской Федерации стали издаваться журналы этнологического профиля, в их числе «Этнополитический вестник», «Жизнь национальностей», «Новый Вавилон», «Этнофор» и др.
В последние годы учебный курс Э. стал преподаваться в вузах Российской Федерации. Создаются программы и учебные пособия нового курса. Первые годы преподавания показывают целесообразность и полезность введения такой учебной дисциплины в вузах. Во всяком случае студенты проявляют к «Этнологии» большой интерес.
На Западе существуют различные эквиваленты этого термина, употребляемого чаще всего в узком смысле как народоведение. Так, в Великобритании Э. развивалась главным образом под названием «антропологии социальной», в США — «антропологии культурной». Э. как научная дисциплина тесно переплетается с этнографией, во многом совпадает с ней. Однако между ними есть и различия, прежде всего в целях и методах исследования. Этнография занимается непосредственным наблюдением, описанием и оценкой определенной деятельности членов какой-либо этнической группы. Этот термин означает главным образом антропологическую исследовательскую технику. В Э. применяется широкий спектр исследовательских методов: социологические, политологические, демографические, статистические и др. Главным в Э. является научный анализ и теоретическое обобщение имеющегося материала, эмпирических данных. Целью этнологических исследований является обогащение знаний об этнонациональной сфере общества новыми теоретическими выводами, решение конкретных научных задач практического значения. В этой связи нередко различия между двумя близкими научными дисциплинами сводят к тому, что этнография — это чисто описательная дисциплина, а 3. — теоретическая дисциплина. Конечно, такое деление весьма условно, но оно не лишено смысла.
Начиная с 1970-х гг. этнографы (этнологи) СССР стали проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая акад. Ю. В. Бромлея, видных ученых Ю. В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациональных исследований расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и др. аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основании работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнографами, а вся эта научная дисциплина стала уже больше Э., чем этнографией. Именно тогда, в начале 1990-х гг.. Институт этнографии был преобразован в Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук.
Разумеется, национальные отношения как комплексная проблема изучаются и др. отраслями знаний. Однако, в отличие от других дисциплин, Э. рассматривает проблематику национальных отношений прежде всего через призму этнических процессов, т.е. анализирует их состояние и развитие с учетом этнических и межэтнических аспектов. В связи с этим Э взаимодействует со многими общественными науками: историей, географией, социологией, политологией, психологией, демографией. антропологией и др Соответственно Э. включает в себя такие составные части, как этносоциология, этнополитология, этнопсихология, этнодемография, этнолингвистика, этноконфликтология и др.
В современную эпоху, характерную возрастанием роли этнических факторов в жизни многих стран мира, в том числе в Российской Федерации, Э. имеет большое познавательное, теоретическое и практическое значение. Теоретические выводы и практические рекомендации этнологов помогают разобраться в современных сложных этнических процессах, понять причины и найти пути урегулирования межнациональных конфликтов, оптимизировать межэтнические отношения. В 90-е гг, проблемы, относящиеся к Э., изучаются во многих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, центры подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья. Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие др. учреждения, специализирующиеся по вопросам к этнических, межнациональных отношений. Сюжеты и аспекты рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к Э. в широком понимании этой научной отрасли. В Российской Федерации стали издаваться журналы этнологического профиля, в их числе «Этнополитический вестник», «Жизнь национальностей», «Новый Вавилон», «Этнофор» и др.
В последние годы учебный курс Э. стал преподаваться в вузах Российской Федерации. Создаются программы и учебные пособия нового курса. Первые годы преподавания показывают целесообразность и полезность введения такой учебной дисциплины в вузах. Во всяком случае студенты проявляют к «Этнологии» большой интерес.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.