ЭТНОС
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
См. также: Народность, Национальность
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Этнос это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Осн. условиями возникновения Э. является общность терр. и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков Э.; нередко Э. образуются и из разноязычных групп (напр., многие нации Америки). В ходе развития хоз. связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с др. народами и т. п. внутри Э. складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психол. характеристик, вырабатывается этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление о какой-то общности происхождения или историч. судеб входящих в Э. людей; реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания - этнонима. Эти элементы Э. могут также выступать в роли его признаков. Иногда формированию Э. способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении; при сильных расовых различиях для сложения Э. требуется возникновение значит. переходных групп (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. стремится к созданию социально-терр. организации (в первобытном обществе таковой является племя, в классовом обществе - этнич. или нац. автономия или отд. гос-во). С течением времени Э. может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный Э. или дав начало другому Э. (см. Этнические процессы). Для демографов Э. представляет интерес как устойчивая, важная в социальном отношении общность с характерными чертами воспроиз-ва нас. (см. Этническая демография).
Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М. 1973; его же, Очерки теории этноса, М. 1983.
В. И. Козлов.
В научный оборот термин “этнос” был введен в 1923 г. русским ученым-эмигрантом С.М. Широкогоровым.
Этничность — это форма общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Существует несколько теорий и концепций этноса. Так, сторонники примордиализма (В.А. Тишков) полагают, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или обществе, т.е., этничность нельзя создать искусственно или навязать ее.
Согласно дуалистической теории этноса (Ю.В. Бромлей) это понятие имеет двойную природу: в узком смысле как этникос — это исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающая как общими чертами, так и стабильными особенностями культуры и психики, сознанием своего единства и отличием от других подобных образований. В широком смысле этнос — это этносоциальный организм, существующий в пределах государства и представляющий определенную социально-экономическую целостность.
Социобиологическая теория этноса (П. ван де Берг) предполагает, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы. Этнос — это расширенная родственная группа, в основе которой лежит генетическая предрасположенность человека к родственному отбору, что позволяет делать группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы.
Исследователи рассматривают следующую классификацию этносов: род (группа людей, основанная на кровных связях), племя (этнос эпохи первобытно-общинного строя), народность (окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединенных общим пространством, культурой, языком и т.д., но в котором еще присутствуют значительные внутренние различия), нация (сообщество людей в период индустриального и постиндустриального общества с сильной самоидентификацией).
И.Н. Тупицына
Лит.: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: КД “Либроком”, 2009; Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2010; Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Владивосток: Изд-во ДВУ, 2001.
В таком значении термин “Э.” оказывается синонимом “народа” или “народности”. Следует заметить, что русский термин “Э.” по преимуществу употребляется при изучении традиционных (родоплеменных, тейповых и т.п.) отношений, тогда как термин “этничность”, пришедший к нам из западной социальной антропологии, отражает то, что происходит с “этносами” в условиях глобальной модернизации. Важной естественной предпосылкой формирования Э. является общность территории, которая создает условия для тесного общения и хозяйствования. Э. может передвигаться и осваивать другие территории (арабы), потерять большую часть своей этнической территории (армяне), вовсе ее потерять (евреи), но сохранить свою этническую идентичность и позднее возвратиться на историческую територию. Даже общность языка не всегда играет решающую роль, ибо части Э. могут говорить на разных языках, но сохранить общую идентичность (мордва эрзя и мордва мокша). Решающую роль в этнической идентификации в культуре и духовной жизни выполняют такие компоненты, как ценности, нормы, образцы поведения, связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения. Интегративным показателем этнической общности является самосознание — чувство принадлежности именно к данному Э.
В отечественной науке под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию, которая ассоциирует себя с особой территорией, обладающей общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, исторической памятью, а также сознанием своего единства (солидарность). Существует два противоположных подхода к пониманию сущности Э.: 1) естественно-биологический; 2) социокультурный. Первый подход отстаивает расово-антропологическая школа, которая основывается на интерпретации генетически-расовой предрасположенности социокультурного разнообразия человечества (Ж. Голибо, Ж. Лалуж и др.). Авторы этой школы доказывали культурное превосходство белой расы. Социокультурный подход рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества в тесной связи с такими социальными группами, как классы, слои, территориальные общности. Этническая общность выступает в социальной структуре в качестве важного источника самодвижения и саморазвития, определяя общие условия развития всей структуры.
В последнее время обострилась проблема сохранения этнической идентификации.
В числе необходимых условий обеспечения этнической устойчивости и стабильности условий существования Э. национальные движения выдвигают требования создания собственных национально-территориальных организаций.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
Основы теории Э. были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э.
Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Л. Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие "Э." отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие "Э." оказалось непродуктивным (например, категория "народность"). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "Э." употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "этничность", отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.
П.В. Терешкович
Источник: Социология: энциклопедия
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Поэтому Э. является только такая культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей, т.е. обладает этническим самосознанием. Важным компонентом этнического самосознания выступает представление сб общности происхождения всех членов Э., под которой понимается совместная историческая практика их предков. Культурное единство членов Э. может формировать и общность психического склада. Этническое самосознание выражается также в употреблении общего самоназвания. Иногда формированию Э. способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении или возникновение значительных переходных метисных групп (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению этнического самосознания и культуры, Э. имеет тенденцию к созданию территориально-политической организации, однако наличие ее для Э. не обязательно, а для некоторых периодов — не характерно. С течением времени культура, география, расселение, политические и социально-экономические условия существования Э. могут существенно меняться, однако, пока у них сохраняется этническое самосознание как основной этнический определитель, они считаются принадлежащими к прежнему Э.
В основе образования Э. лежит принцип комплиментарности (сходности жизненных установок) и стереотипа поведения, который возникает в процессе исторического развития. Поэтому главным определяющим фактором выделения Э. является общность исторической судьбы, формирующей особый поведенческий тип Э., систему субъективных ценностных отношений, отличных от других, где язык и религия являются важными, но дополнительными элементами этого процесса. Связанная одинаковым происхождением, материальной и духовной культурой общность людей, образующая Э., включает в себя всю совокупность как биосоциальных особенностей физического и психического склада (темперамент), социально-экономических условий (территория возникновения, «место развития»), так и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык, религиозные и духовные традиции). Некоторые ученые (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев и др.) отстаивали идею панэтничности, т.е. представление о том, что Э. является наиболее универсальной формой социальной жизни людей. Вместе с тем бытует мнение, что социально-культурная ориентация людей может определяться в большей степени принадлежностью к другим крупным общностям — государственной или религиозной. В то же время было бы неверно рассматривать Э. как сугубо социальное явление, а с другой стороны, отождествлять Э. с биологической популяцией.
Э. — сложное, многообразное социальное явление, поэтому разработка теории Э., в частности типологизации и классификации Э., еще не завершена. В советской науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности Э. — племя, народность, нацию, связывая их с общественно-историческими формациями. В последние годы эта типология дополнена новыми подходами. Этнологи выделяют, с одной стороны, собственно Э., или этникосы, включая в них все группы людей данной этнической принадлежности, с другой — этносоциальные организмы, включая в них только территориальнокомпактные и социально-политически организованные части Э. Вместе с тем предложена иерархия этнических общностей, в которой кроме Э. выделяются субэтнические группы и метаэтнические общности.
В нашей отечественной литературе термин «этнос» появляется в начале XX в. Первая его обстоятельная характеристика была дана еще в 20-е гг. русским этнографом С. М. Широкогоровым. Широким фронтом этнографические исследования проводились в 50-60-е гг., на основе которых были изданы фундаментальные труды. Новый подъем исследований теории этноса произошел в 70-80-е гг. Огромный вклад в научную разработку теоретических основ Э. и этнических процессов внесли ученые Л. Н. Гумилев, Ю. В. Бромлей и др. Теория Э. и по определению его отличительных признаков и по его типологизации (классификации) еще не завершена как в отечественной, так и зарубежной науке.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, традиционной культуры и быта, этнической ориентации, этнических и эстетических норм и т.д. Для более устойчивого существования Э. стремится к созданию социально-территориальной потестарной ориентации (в классовом обществе - к национальной автономии или к национальному государству). С течением времени Э. может претерпеть изменения, отдельные части его могут разобщиться территориально, группы переселенцев и другие природные, политические и социально-экономические условия, могут изменить многие стороны прежней культуры и быта, перейти на язык другого Э., однако, пока у них сохраняется этническое самосознание как основной этнический определитель, они считаются принадлежащими к прежнему Э.
Изменения языка и культуры, а также основных социально-экономических и других параметров Э. называются этническими процессами (см.) в широком смысле этого слова; в узком смысле этническими процессами называются лишь те изменения ,., которые ведут к перемене этнического самосознания, к переходу из одного Э. в другой, определяя собой и ход этногенеза.
Этническая терминология, прежде всего, названия науки - "этнография", "этнология" (см.), давно вошли в научный обиход, однако разработка теории Э. до 1920-х гг. по существу заменялась главным образом разработкой теории нации . Посвященная теории Э. книга С.М.Широкогарова долгое время оставалась малоизвестной, и фактически деятельность советских ученых в этом направлении развернулась с середины 1960-х гг., после статьи С.А.Токарева, в статьях и книгах В.И.Козлова, Ю.В.Бромлея и др. авторов. В западной науке разработка этой тематики шла менее интенсивно.
Э. - сложное и многообразное социальное явление, поэтому разработка теории Э., в частности типологизации и классификации Э. - (см.) еще не завершена. В советской науке уточняются историко-стадиальные типы Э. - племя, народность, нация (см.). Так, для первобытной эпохи особым Э. некоторые считают не только племя, но и группу родственных племен ("соплеменность"); для названия типа Э. рабовладельческой формации предложен термин "демос", для Э. феодальной формации - вместо термина "народность" - "мезос" и т.п.
Ю.В.Бромлеем было предложено выделять с одной стороны собственно Э. или этникосы (см.), включая в них все группы людей данной этнической принадлежности, с другой - этно-социальные организмы (см.), включая в них лишь территориально-компактные и социально-потестарно организованные части Э. Вместе с тем была предложена иерархия Э., в которой кроме Э. выделяются их части (субэтносы) и их совокупности (метаэтносы), основанные на лингвистической близости, религиозном или государственном единстве (например, славянский метаэтнос, мусульманский метаэтнос, индийский метаэтнос и пр.). Однако эти предложения не стали общепринятыми.
Своеобразную концепцию Э. предложил Л.Н.Гумилев; по его мнению Э. является не социальным, а биолого- географическим явлением, возникающим в определенных местах земли в результате деятельности особо активных людей - "пассионариев", происхождение которых вызвано мутагенным действием космических лучей (см. "Этногенез"). Взаимодействие различных Э., по Гумилеву, приводит либо к их взаимоуничтожению (как у физических полей различного ритма), либо к появлению нежизнеспособных "химерских" форм. Среди советских этнологов эта концепция не нашла сколько-нибудь широкой поддержки.
Многие советские ученые (в особенности Л.Н.Гумилев и Ю,В.Бромлей) отстаивали идею панэтничности, т.е. представление о том, что Э. был и остается наиболее универсальной формой социальной жизни людей и что каждый человек принадлежит к тому или иному Э. Такая идея входит в основу парадигмы этнической (см.). Вместе с тем, бытует мнение, что многие люди не чувствуют себя принадлежащими к тому или иному Э., как таковому, что их социальная ориентация определяется принадлежностью к государственной или религиозной общности (например, в Индии к определенным кастам и т.п.).
ЛИТ.: Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)// Вопросы философии. 1964, N 11.
Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969.
Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности// Расы и народы, 1976, вып. 6.
Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса). В кн.: Исследования по общей этнографии. М., 1979.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей// Сов.этнография, 1986, N 3.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов
В качестве системного показателя взаимодействия географического, природного и социального (социально-экономического и духовно-психологического) факторов он вводит понятие пассионарности, которая выступает как результат природно-космического воздействия на состояние и изменение наследственности э. Через пассионарность проявляется социальная энергетическая активность последних. Эти выводы позволяют рассматривать э. как результат конкретно-специфических форм проявления биосоциальных законов в естественно-историческом цивилизационном процессе (сам Л. Н. Гумилев при этом преувеличивал роль географической среды). Дальнейшее развитие идеи о биосоциальной природе э. получили в трудах акад. Н. Н. Моисеева, который, анализируя взаимодействие человечества с природной средой, пришел к выводу, что в обществе действуют не только социальные, но в снятом виде и биосоциальные законы. Роль последних в значительной мере зависит от состояния самого социального организма. На низкой ступени развития человечества в первобытном обществе их влияние было велико. В ходе цивилизационного прогресса воздействие их на общественную жизнь ослабевало и становилось по существу незаметным в периоды социального подъема. Но биосоциальные законы, играя в целом подчиненную роль в развитии общества, выходили на передний план в условиях социального упадка.
В периоды разрушения этногенеза, которые в истории неоднократно проявлялись в локальных вариантах цивилизационного процесса (Древний Шумер, майя, Римская империя и др.), происходило рассеивание э. Особую актуальность эти проблемы приобретают в настоящее время, когда зависимость человека от природных условий определилась в кризисном варианте в виде возникновения глобальных проблем и происходит частичное перемещение акцента в развитии цивилизационного процесса с собственно социальных факторов и противоречий в сферу отношения общества с окружающей средой, в биосоциальную среду, определяющую состояние э. Предотвращение деградации человечества становится возможным лишь на путях разумного использования технологических и культурных возможностей, создаваемых информационной цивилизацией, что требует специфических подходов для их реализации в рамках отдельных э. Будущее э., составляющих основу цивилизаций, будет определять их способность, решать постав ленные историей задачи обеспечения устойчивого развития, коэволюции природы и общества. Этнические свойства общностей являются формой социальных от ношений между людьми: экономических, политических, семейных и др. Этносоциальный организм, как единство непрерывно взаимодействующих между собой природного и социального аспектов общественной жизни в процессе этногенеза создает условия для формирования его историко-социальных типов (родоплеменные общности, народности, нации, меж национальные региональные образования), которые определяют социальный аспект э. Понятие типов этнических общностей фиксирует отдельные этапы этногенеза в зависимости от исторических ступеней развития самого общества, что принципиально важно для характеристики сущности э. Так родоплеменной тип организации соответствует доцивилизационному периоду развития человечества, народности – космогенному обществу (рабство и феодализм), нации — техногенной цивилизации (капитализм и социализм). В процессе развития и взаимодействия этнических общностей происходило как их разделение, отпочкование частей от целого, так и объединение с другими э. Акад. Ю. В. Бромлей, отмечая доминирующую роль тенденции объединения э. в процессе этногенеза, впервые обосновал ее виды: консолидация (внутри и межэтническая), этническая ассимиляция (естественно добровольная или насильственная) и межэтническая интеграция (см.: Бромлей Ю. В. Этносоциальные процесссы: теория, история, современность. М., 1987. С. 78).
В условиях становления постиндустриальной цивилизации все более широко проявляет себя тенденция межэтнической интеграции и глобальной универсализации, что ведет к возникновению межэтнических общностей и разнообразию этнических форм. Сложившиеся ныне мировые цивилизации (западноевропейская, арабская, индийская, восточно-славянская, латиноамериканская и др.) являются более высокими по сравнению с нациями как типом социокультурных общностей, а их системным качеством является уровень сплоченности э., их составляющих. Эти процессы протекают противоречиво, и, нередко, осложняясь негативными социальными условиями, приводят к этническим конфликтам и войнам. Поэтому становление информационной цивилизации на основе рыночного хозяйства, объективно определяющего высокий уровень интернационализации народов, требует особо внимательного отношения к этническому фактору, который при отсутствии должного политического руководства инициирует национализм, этнократизм, сепаратизм, националрелигиозный фундаментализм и другие виды негативной идеологии и соответствующей ей деятельности. Игнорирование данного явления, как показала практика развала СССР, — прямой путь не просто к общенациональному кризису, но и к социальной деградации народов. Масштабные межэтнические интеграционные процессы ведут к возникновению супер и мегаэтносов. Суперэтносы — формирование надэтнических общностей народов, принадлежащих к различным э. и проживающих в едином государстве (российский народ, индийский народ и др.). Мегаэтносы — сообщества близких в этническом отношении народов, проживающих в различных государствах (арабский народ, латино-американский народ и др.). Понимание сущности э. и основных тенденций их развития в настоящее время является необходимым условием разработки национальной политики применительно к различным уровням этнонациональных отношений: в рамках отдельных государств, на межгосударственном и международном. Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
1) Особый исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования. Такая общность складывается и развивается естественноисторическим путём; она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в неё людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счёт самовоспроизводства, которое обеспечивается механизмом этнической эндогамии. Э. является только та совокупность людей, которая осознаёт себя как таковую и отличает себя от других аналогичных общностей. Каждый Э. обладает определённым внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими его от всех других образований того же типа.
2) Исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием этническим), фиксированным в самоназвании (этнониме). Характерной чертой Э. является преимущественное заключение эндогамных (см. эндогамия) браков. В этом значении термин «Э.» аналогичен термину «этникос». В современном русском языке такому пониманию термина «Э.» в известной мере соответствует понятие «национальность», используемое в тех случаях, когда «национальность» понимается как совокупность лиц одной этнической (национальной) принадлежности независимо от их территориального размещения.
3) Живая социальная реальность, особого рода самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся чрезвычайно сложная социальная система. В числе механизмов её самовоспроизводства существенное значение имеет осознание членами Э. своего единства, опирающегося на историческую традицию. Э. обладает пространственной выраженностью, социальной структурой, культурной компонентой, историческим бытием. Поэтому члены современных этносов – это личности, включённые в ткань как современной, так и прошлой истории народов.
4) Исторически сложившаяся устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающая общим самосознанием этническим, элементами материальной и духовной культуры, разделяющая общее самоназвание (см. этноним) и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в том числе государственными.
Необходимыми условиями формирования (этногенеза) Э. являются: наличие общности территории (см. территория этническая), хозяйственной деятельности и языка. Если Э. складывается из разноязычных групп, то общность языка вырабатывается в процессе этногенеза. Сильное воздействие на формирование Э. оказывают миграции и контакты этнические, природно-географические и политические факторы.
Каждый Э. образует определённую целостную систему, характерными чертами (этническими признаками) который, необходимыми для её существования и функционирования, считаются:
1) этнический язык (см. в статье родной язык);
2) этническая культура и этническая традиция, которые воплощаются в обычаях, обрядах, народном искусстве, нормах поведения, в быту и т.п.;
3) этнический (национальный) характер, который помогает различать Э., говорящие на одном языке, родственные по происхождению, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой экономически;
4) самосознание этническое, поскольку этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую и отличает от других аналогичных образований;
5) этноним – собственное имя Э., являющееся внешним выражением самосознания этнического.
В ряде случаев этническим признаком может выступать религия. Например, синтоизм – религия только японцев, иудаизм – евреев и т.д.
Для существования Э. важен разделяемый всеми его членами миф об общем происхождении (вера в «родную кровь») и общая историческая память, а также ассоциация с определённой территорией («родная земля»). Э. может выступать как разновидность популяции и в таком случае характеризуется общими расовыми признаками. Например, бушмены Южной Африки принадлежат к бушменской малой расе, пигмеи бассейна р. Конго – к негрилльской малой расе. Однако, антропологический тип в большинстве случаев не может выступать в качестве сколько-нибудь существенного этнического признака. Поскольку нередко один Э. состоит из людей, принадлежащим к различным расовым типам (например, большинство латиноамериканских народов).
Э. представляет собой не просто сумму этнических признаков, а определённое целостное образование. Поэтому у одних Э. ведущим признаком может быть язык, у других – черты поведения, у третьих – хозяйственно-бытовые особенности и т.п.
На ранних стадиях человеческой истории целостность Э. поддерживалась однотипной социальной организацией и контролем лидеров, этнически однородными браками и традициями. На поздних стадиях важную роль играют государство и идеология. Через единую государственность обеспечивается социально-экономическая и политическая целостность Э. Поэтому Э. имеет тенденцию к созданию территориально-политической организации, однако наличие её для него не обязательно, а для некоторых исторических периодов – не характерно. Многие этносы могут существовать в составе одного государства (например, ория, синдхи, панджабцы и др. в Индии) или один Э. – на территории нескольких государств (например, саамы в Норвегии, Финляндии, Швеции и России; курды в Азербайджане, Турции, Ираке, Иране, Сирии).
Ряд учёных (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилёв и др.) отстаивали идею панэтничности, т.е. представление о том, что этносы являются наиболее универсальной формой социальной жизни людей. Вместе с тем бытует мнение, что социально-культурная ориентация людей может определяться в большей степени принадлежностью к другим крупным общностям – государственной или религиозной.
История показала и доказала, что Э. одна из самых устойчивых, надёжных и стабильных форм социокультурной жизни людей. Поскольку это межпоколенная группа, устойчивая во времени и имеющая стабильный состав, а каждый этнофор обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из Э. Благодаря этим качествам Э. является для человека самой надежной опорой в жизни. Кроме того, Э. выполняет ряд жизненно важных функций для каждого из своих членов: во-первых, ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; во-вторых, задаёт общие жизненные ценности; в-третьих, защищает, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.
При разработке теории этноса в 70-е гг. 20 в. Ю.В.Бромлей предложил разграничивать значение Э. в широком – этносоциальном и узком – собственно этническом смысле. Он исходил из предпосылки, что в реальной объективной действительности Э. существует в двух основных формах: собственно этнической – этникос и как этносоциальной организм (ЭСО).
Кроме того, в отечественной науке до сих пор принято делить Э. на три историко-стадиальных типа: племя, народность, нацию. Однако такое деление не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этносов.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия