Разновидности языковых образований (идиомов), выделенные по следующим параметрам: 1) по числу частных коммуникативных функций: монофункциональные, полифункциональные и универсальные языковые образования; 2) по вхождению в те или иные сферы коммуникации: языки-макропосредники, региональные языки, ритуальные языки (Л.Б. Никольский, Дж. Гамперц, Е. Найда, У. Уондерли). Монофункциональное языковое образование обслуживает одну сферу общения того или иного социума. Полифункциональное языковое образование – несколько сфер. Универсальное языковое образование обслуживает все сферы общения того или иного социума.
Функциональные типы языковых образований
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Функциональные типы языковых образований
Разновидности языковых образований (идиомов), выделенные по двум параметрам: 1) по числу частных коммуникативных функций и 2) по вхождению в те или иные сферы коммуникации. В результате классификации по первому признаку выделяются монофункциональные, полифункциональные и универсальные языковые образования, а по второму - языки-макропосредники, региональные языки, ритуальные языки. Классификация разработана Л.Б. Никольским; сходные, однако менее детализированные, классификации предлагались Дж. Гамперцом, Е. Найдой и У. Уондерли.
-монофункциональное языковое образование - обслуживает лишь одну сферу общения данного социума; напр., арабский язык как язык религии в мусульманских тюркоязычных общностях;
-полифункциональное языковое образование - обслуживает несколько сфер общения данного социума, но количество этих сфер на одну меньше, чем у универсальных языковых образований; не имеет официального статуса в многонациональном государстве;
-универсальное языковое образование - обслуживает все сферы общения данного социума. Напр., современные национальные литературные языки в однонациональных государствах; национальные языки, имеющие статус государственных в многонациональных государствах, если официальный статус языка совпадает с фактическим.
См. также: Функционально-типологическая классификация языков
-монофункциональное языковое образование - обслуживает лишь одну сферу общения данного социума; напр., арабский язык как язык религии в мусульманских тюркоязычных общностях;
-полифункциональное языковое образование - обслуживает несколько сфер общения данного социума, но количество этих сфер на одну меньше, чем у универсальных языковых образований; не имеет официального статуса в многонациональном государстве;
-универсальное языковое образование - обслуживает все сферы общения данного социума. Напр., современные национальные литературные языки в однонациональных государствах; национальные языки, имеющие статус государственных в многонациональных государствах, если официальный статус языка совпадает с фактическим.
См. также: Функционально-типологическая классификация языков