наука об интерпретации культурных проявлений человеческой деятельности. С точки зрения современных воззрений герменевтики, наиболее важным представляется ее акцент на интерпретации конкретных культурных составляющих исходя из общего культурного фона, контекста, путем восстановления той общекультурной перспективы, в рамках которой автор формулировал свои взгляды (X. Гадамер).
Герменевтика
Герменевтика
Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге
ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. herme-neutikos - разъясняющий, истолковывающий) - англ. hermeneutics; нем. Hermeneutik. 1. Истолкование текстов. 2. Философское учение об искусстве понимания "другого" (Ф. Шлейермахер). 3. Метод интерпретации культ.-истор. явлений и понимания субъекта, основанный на "внутреннем опыте" человека и его непосредственном восприятии "жизненной целостности" (В. Дильтей, Х-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
герменевтика
hermeneutics греч. herme-neutikos ‘разъясняющий, истолковывающий’. - 1. наука об интерпретации смысла текста. 2. По Ф. Шлейермахеру (Friedrich Schleiermacher, 1998), немецкому философу, учение об искусстве понимания «другого». 3. Метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на «внутреннем опыте» человека и его непосредственном восприятии «жизненной целостности» (Hans-Georg Gadamer, 1967; Martin Heidegger, 1927, 1962).
Герменевтика
Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста (или действия) в широком контексте мировосприятия, продуктом которого он является. Метод зародился в ходе работы по толкованию древних библейских текстов, существенно искаженных более поздними переводами. Действительное значение выяснялось путем исследования общего контекста написания литературных памятников. Тот же подход используется в отношении социальных действий: социологи рассматривают событие в контексте его проявления, соответственно интерпретируя его смысл. Критики метода указывают на сложность выяснения степени относительной достоверности прочтения событий тем или иным исследователем. По российскому телевидению в последние годы практикуют показ передач, восстанавливающих состояние социально-политической среды на момент анализируемых событий. [12].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Герменевтика
(от греч. hermeneuticos – разъясняющий, истолковывающий). Герменевтика. Hermeneutics. 1. Истолкование текстов. 2. Согласно Ф. Шлейермахеру (Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher) – философское учение об искусстве понимания “другого”. 3. Метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на “внутреннем опыте” исследователя как человека и его “жизненной целостности”. Г. как метод познания разрабатывалась в работах В. Дильтея (Wilgelm Dilthey), Х.-Г. Гадамера (Hans-Georg Gadamer), Э. Гуссерля (Edmund Husserl), М. Хайдеггера (Martin Heidegger) и др. Г. в социологии культуры используется как в ходе непосредственной (без предварительного эмпирического исследования) интерпретации явлений культуры, так и опосредовано через интерпретацию результатов измерений, т. е. эмпирических данных, полученных в ходе прикладного исследования. Г. оказала влияние на уточнение методологических принципов современных методов интерпретации культурно-исторических фактов и, особенно, при использовании в социологии культуры сравнительно-исторического и сравнительного методов познания, а также уточнения позиций генетической социологии.
Герменевтика
теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию истолкования Библии. Герменевтика получила развитие в работах В. Дильтея, утверждавшего, что значительное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой, природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. Герменевтика стремится понять человеческое действие через его связь с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Такая обратная связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигает и К. Маннхейм. Он считает, что индивидуальные культурные проявления могут быть поняты, если их рассматривать как части общего мировоззрения. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. За последнее время наибольший вклад в решение этой проблемы состоящее в ссылке на вышеупомянутый «герменевтический круг», внесен Х.Г. Гадамером. Он настаивает на том, что Герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части.
ГЕРМЕНЕВТИКА
hermeneutics) — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого. Происходит от термина, служащего интерпретации библейских текстов — практики, предполагавшей тщательность в понимании "подлинной" версии работы. Дильтей использовал этот термин (а также Verstehen) по отношению к методу "культурных наук", то есть к субъектам, которые устанавливают "общее понимание" между создателем и толкователем. Маннгейм делал подобные утверждения и распространил их на следующую идею: текст нужно рассматривать как документ особого мировоззрения. Гадамер пытался утвердить свою "феноменологическую герменевтику", взывая к идее герменевтического круга, — способности человека распознавать и обобщать определенное представление только на основе интерпретации его отдельных случаев, а понять определенное действие или памятник он может лишь посредством обращения к,создавшему их "мировоззрению". По мнению Гадамера, процесс утверждения всегда временный и никогда не завершается — наша "истина" становится только частичной и должна подвергаться непрерывному изменению. Самая последняя по времени герменевтика разработана Рикером (1981), который сосредоточился на ее литературном критическом понимании: текст находится в ключевом положении посредника традиции и уникальности и потому стоит в позиции потенциального критического анализа и мира, и "Я". Подобные возможности были открыты Хабермасом в его "критической герменевтике" — попытке проиллюстрировать, что всякое толкование должно брать те стороны в коммуникации, которые искажены капиталистическими властными отношениями. Часто критикуемая за свое очевидное поклонение релятивизму и субъективности, герменевтика остается подходом, стимулирующим важнейшие дебаты в социологии. Хабермас выделяет две ее жизненно важные особенности. Она напоминает социальным наукам о проблемах, возникающих в результате символического преструктурирования их предмета, а также подрывает упрощенные, "объективистские" понимания естественных наук (ср. Кун, Фейерабенд). См. также Слияние горизонтов, Двойная герменевтика.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ГЕРМЕНЕВТИКА
HERMENEUTICS) Герменевтикой называется теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию толкования Библии, когда рукописное ее копирование приводило к возникновению множества ошибок. Герменевтика первоначально была связана с проблемой восстановления «аутентичной» версии Библии. В начале XIX в. герменевтика начинает задаваться вопросом о том, каким образом интерпретировать любой текст, сосредоточиваясь при этом не только на тексте (как в случае с интерпретацией Библии), но и стремясь учесть опыт автора. Герменевтика получила развитие в работах В.Дильтея, утверждавшего, что важное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Дильтей предложил два таких метода. Первый сосредоточивается на отношении между автором определенного действия, книги или картины, с одной стороны, и интерпретатором — с другой. Интерпретатор достигает понимания, помещая себя в позицию автора. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. При использовании второго метода характеристики индивидов игнорируются. Вместо этого герменевтика стремится понять человеческое действие в его связи с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Так, произведение живописи понимается в контексте мировоззрения того общества, в котором оно появляется. Подобным образом само мировоззрение может конструироваться аналитиком из его индивидуальных проявлений. Такого рода связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигал и К. Маннгейм. Он считал, что индивидуальные культурные проявления можно понять, если рассматривать их как часть общего мировоззрения. Аналитик приписывает человеческому действию «документальный смысл», раскрывающийся в контексте мировоззрения независимо от индивидуальных намерений. Например, документальный смысл живописи можно понять, если рассматривать живописные полотна в контексте мировоззрения породивших их обществ или групп. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. Однако основная трудность при герменевтическом анализе заключается в том, каким образом обеспечить валидность интерпретаций, ибо, на первый взгляд, одна интерпретация смысла определенного действия или текста так же хороша, как и другая. Решением этой проблемы является упомянутый «герменевтический круг». Наиболее заметным автором последнего времени, предлагавшим именно такой вариант решения, является Х.Г. Гадамер. Он настаивает на том, что герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части. Например, интерпретируя книгу, необходимо восстановить ту перспективу, в рамках которой автор формулировал свои взгляды. Согласно Гадамеру, мостом, перекрывающим пространственный и временной разрыв между автором и интерпретатором, является традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов». Однако этот разрыв никогда не может быть полностью преодолен, как никогда не может быть и полностью верной интерпретации. Таким образом, интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра в рамках герменевтического круга. См. также: Позитивизм; Феноменология; Geisteswissenschaften; Verstehen. Лит.: Connerton (1976); Bauman (1978)
Источник: Социологический словарь