Герменевтика

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Герменевтика
наука об интерпретации культурных проявлений человеческой деятельности. С точки зрения современных воззрений герменевтики, наиболее важным представляется ее акцент на интерпретации конкретных культурных составляющих исходя из общего культурного фона, контекста, путем восстановления той общекультурной перспективы, в рамках которой автор формулировал свои взгляды (X. Гадамер).

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. herme-neutikos - разъясняющий, истолковывающий) - англ. hermeneutics; нем. Hermeneutik. 1. Истолкование текстов. 2. Философское учение об искусстве понимания "другого" (Ф. Шлейермахер). 3. Метод интерпретации культ.-истор. явлений и понимания субъекта, основанный на "внутреннем опыте" человека и его непосредственном восприятии "жизненной целостности" (В. Дильтей, Х-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

герменевтика
hermeneutics греч. herme-neutikos ‘разъясняющий, истолковывающий’. - 1. наука об интерпретации смысла текста. 2. По Ф. Шлейермахеру (Friedrich Schleiermacher, 1998), немецкому философу, учение об искусстве понимания «другого». 3. Метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на «внутреннем опыте» человека и его непосредственном восприятии «жизненной целостности» (Hans-Georg Gadamer, 1967; Martin Heidegger, 1927, 1962).

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Герменевтика
Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста (или действия) в широком контексте мировосприятия, продуктом которого он является. Метод зародился в ходе работы по толкованию древних библейских текстов, существенно искаженных более поздними переводами. Действительное значение выяснялось путем исследования общего контекста написания литературных памятников. Тот же подход используется в отношении социальных действий: социологи рассматривают событие в контексте его проявления, соответственно интерпретируя его смысл. Критики метода указывают на сложность выяснения степени относительной достоверности прочтения событий тем или иным исследователем. По российскому телевидению в последние годы практикуют показ передач, восстанавливающих состояние социально-политической среды на момент анализируемых событий. [12].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Герменевтика
(от греч. hermeneuticos – разъясняющий, истолковывающий). Герменевтика. Hermeneutics. 1. Истолкование текстов. 2. Согласно Ф. Шлейермахеру (Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher) – философское учение об искусстве понимания “другого”. 3. Метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на “внутреннем опыте” исследователя как человека и его “жизненной целостности”. Г. как метод познания разрабатывалась в работах В. Дильтея (Wilgelm Dilthey), Х.-Г. Гадамера (Hans-Georg Gadamer), Э. Гуссерля (Edmund Husserl), М. Хайдеггера (Martin Heidegger) и др. Г. в социологии культуры используется как в ходе непосредственной (без предварительного эмпирического исследования) интерпретации явлений культуры, так и опосредовано через интерпретацию результатов измерений, т. е. эмпирических данных, полученных в ходе прикладного исследования. Г. оказала влияние на уточнение методологических принципов современных методов интерпретации культурно-исторических фактов и, особенно, при использовании в социологии культуры сравнительно-исторического и сравнительного методов познания, а также уточнения позиций генетической социологии.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Герменевтика
теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию истолкования Библии. Герменевтика получила развитие в работах В. Дильтея, утверждавшего, что значительное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой, природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. Герменевтика стремится понять человеческое действие через его связь с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Такая обратная связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигает и К. Маннхейм. Он считает, что индивидуальные культурные проявления могут быть поняты, если их рассматривать как части общего мировоззрения. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. За последнее время наибольший вклад в решение этой проблемы состоящее в ссылке на вышеупомянутый «герменевтический круг», внесен Х.Г. Гадамером. Он настаивает на том, что Герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ГЕРМЕНЕВТИКА
hermeneutics) — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого. Происходит от термина, служащего интерпретации библейских текстов — практики, предполагавшей тщательность в понимании "подлинной" версии работы. Дильтей использовал этот термин (а также Verstehen) по отношению к методу "культурных наук", то есть к субъектам, которые устанавливают "общее понимание" между создателем и толкователем. Маннгейм делал подобные утверждения и распространил их на следующую идею: текст нужно рассматривать как документ особого мировоззрения. Гадамер пытался утвердить свою "феноменологическую герменевтику", взывая к идее герменевтического круга, — способности человека распознавать и обобщать определенное представление только на основе интерпретации его отдельных случаев, а понять определенное действие или памятник он может лишь посредством обращения к,создавшему их "мировоззрению". По мнению Гадамера, процесс утверждения всегда временный и никогда не завершается — наша "истина" становится только частичной и должна подвергаться непрерывному изменению. Самая последняя по времени герменевтика разработана Рикером (1981), который сосредоточился на ее литературном критическом понимании: текст находится в ключевом положении посредника традиции и уникальности и потому стоит в позиции потенциального критического анализа и мира, и "Я". Подобные возможности были открыты Хабермасом в его "критической герменевтике" — попытке проиллюстрировать, что всякое толкование должно брать те стороны в коммуникации, которые искажены капиталистическими властными отношениями. Часто критикуемая за свое очевидное поклонение релятивизму и субъективности, герменевтика остается подходом, стимулирующим важнейшие дебаты в социологии. Хабермас выделяет две ее жизненно важные особенности. Она напоминает социальным наукам о проблемах, возникающих в результате символического преструктурирования их предмета, а также подрывает упрощенные, "объективистские" понимания естественных наук (ср. Кун, Фейерабенд). См. также Слияние горизонтов, Двойная герменевтика.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ГЕРМЕНЕВТИКА
HERMENEUTICS) Герменевтикой называется теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию толкования Библии, когда рукописное ее копирование приводило к возникновению множества ошибок. Герменевтика первоначально была связана с проблемой восстановления «аутентичной» версии Библии. В начале XIX в. герменевтика начинает задаваться вопросом о том, каким образом интерпретировать любой текст, сосредоточиваясь при этом не только на тексте (как в случае с интерпретацией Библии), но и стремясь учесть опыт автора. Герменевтика получила развитие в работах В.Дильтея, утверждавшего, что важное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Дильтей предложил два таких метода. Первый сосредоточивается на отношении между автором определенного действия, книги или картины, с одной стороны, и интерпретатором — с другой. Интерпретатор достигает понимания, помещая себя в позицию автора. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. При использовании второго метода характеристики индивидов игнорируются. Вместо этого герменевтика стремится понять человеческое действие в его связи с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Так, произведение живописи понимается в контексте мировоззрения того общества, в котором оно появляется. Подобным образом само мировоззрение может конструироваться аналитиком из его индивидуальных проявлений. Такого рода связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигал и К. Маннгейм. Он считал, что индивидуальные культурные проявления можно понять, если рассматривать их как часть общего мировоззрения. Аналитик приписывает человеческому действию «документальный смысл», раскрывающийся в контексте мировоззрения независимо от индивидуальных намерений. Например, документальный смысл живописи можно понять, если рассматривать живописные полотна в контексте мировоззрения породивших их обществ или групп. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. Однако основная трудность при герменевтическом анализе заключается в том, каким образом обеспечить валидность интерпретаций, ибо, на первый взгляд, одна интерпретация смысла определенного действия или текста так же хороша, как и другая. Решением этой проблемы является упомянутый «герменевтический круг». Наиболее заметным автором последнего времени, предлагавшим именно такой вариант решения, является Х.Г. Гадамер. Он настаивает на том, что герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части. Например, интерпретируя книгу, необходимо восстановить ту перспективу, в рамках которой автор формулировал свои взгляды. Согласно Гадамеру, мостом, перекрывающим пространственный и временной разрыв между автором и интерпретатором, является традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов». Однако этот разрыв никогда не может быть полностью преодолен, как никогда не может быть и полностью верной интерпретации. Таким образом, интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра в рамках герменевтического круга. См. также: Позитивизм; Феноменология; Geisteswissenschaften; Verstehen. Лит.: Connerton (1976); Bauman (1978)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
664.75 кб

99. 03. 042. Глейзера. "помещенныея": пространственная герменевтика я и другого (по данным опросов п

Якимова Е. В.
Читать PDF
1.08 мб

Герменевтика политических и военно-политических решений

Макаренков Евгений Викторович, Карелина Ирина Мухаметжановна
Проведена проблематизация и теоретический анализ возможности и механизмов принятия политических решений. Сформулированы и проанализированы особенности военно-политических решений.
Читать PDF
169.84 кб

Постмодернистская библейская герменевтика

Арапов Александр Владиленович
Статья посвящена постмодернистским подходам в библейской герменевтике. Рассмотрены деконструктивистскиий, контекстуальный и социориторический подходы. Дан обзор феминистской, либерационистской и афроцентрической герменевтики.
Читать PDF
369.77 кб

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

Читать PDF
125.04 кб

Герменевтика Вячеслава иванова

Исупов К. Г., Никулушкин К. В.
В статье дается характеристика герменевтического метода Вячеслава Иванова. Основной материал статьи его книга 1932 г. «Достоевский. Трагедия миф мистика».
Читать PDF
61.30 кб

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
920.71 кб

Герменевтика культурной политики в современной России

Ремизов Вячеслав Александрович
Рассмотрены подходы к культурной политике в современной России. Сформулирована суть культурной политики в политологическом ключе.
Читать PDF
537.80 кб

Герменевтика граффити: Нью-Йоркский «Бомбинг»

Тылик Артём Юрьевич
В статье предлагается аналитика Нью-Йоркских граффити конца 1960-х начала 1970-х гг. как сложного феномена, тесно связанного с социокультурными трансформациями, происходившими на Западе.
Читать PDF
74.85 кб

Герменевтика гимна. Часть II

Воробьева Елена Юрьевна
Основная задача герменевтики понимание не может быть решена без диалектического к ней подхода. Понимание это поиск не только понятного в непонятном, но и непонятного в понятном.
Читать PDF
682.95 кб

Герменевтика, лингвистика и эзотерическая космология: история взаимоотношений

Александров Д.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций

Иванов Николай Александрович
Всё разнообразие и спектр подходов к изучению орнамента оказывается не только предполагаемым и ожидаемым, но, по утверждению некоторых исследователей, является бесспорным, и более того, только в многообразии смыслов, которые могут
Читать PDF
272.73 кб

О.Н. ЕРЧЕНКОВ. ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗА ХАМСЫ КАК СИМВОЛА ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА

С.Г.
Читать PDF
302.30 кб

Герменевтика современной образовательной политики

Денисенкова Наталья Николаевна
Рассматривая тенденции и перспективы, а также политические аспекты модернизации системы образования, автор старается увидеть эту проблему в контексте развития современного общества.
Читать PDF
260.75 кб

Информационная герменевтика как методология понимания научной терминологии

Назаров Дмитрий Михайлович
Посвящена рассмотрению проблемы герменевтики как метода научного познания и выявлению особенностей ее применения в научных исследованиях.
Читать PDF
118.43 кб

Герменевтика и компетентностный подход в образовании

Болдонова Ирина Сергеевна
В статье говорится о применении герменевтических идей в компетентностном подходе, поскольку в центре внимания модернизации образования находится личность и ее адаптивные способности.

Похожие термины:

  • ДВОЙНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

    double hermeneutic) (Гидденс, 1984) — предположение о том, что понимание в социологии и социальной науке подразумевает понимание социальной деятельности на двух уровнях: (а) "значимого социального мира как со
  • герменевтика современная

    по Х. Фергусону - направление, исходящее из того, что нет текста, который мог бы «говорить сам за себя». Несмотря на намерение автора или авторов, а также обстоятельства изначального производства и
  • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

    hermeneutic circle) - см. Гадамер.