Геронтология
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Социологический словарь
ГЕРОНТОЛОГИЯ (от греч. geron, род. падеж gerontos - старик и logos - учение), наука, изучающая старение живых организмов, в т. ч. человека. Включает биологию старения (см. Старость), гериатрию, герогигиену и геронтопсихологию. Основоположником совр. науч. Г. является И, И. Мечников, к-рый экспериментально изучал биол. аспект дарения, что послужило предпосылкой для науч. разработки социального аспекта Г. Осн. задачи Г.- изучение механизмов старения и проявлений возрастных изменений, установление влияния средовых социально-гигиенич. факторов на ход возрастных изменений, разработка мероприятий по увеличению продолжительности жизни и работоспособности людей, а также мероприятий, обеспечивающих оптим. условия для здоровой жизни и деятельности в пожилом возрасте; поиск воздействий, замедляющих темп старения и увеличивающих продолжительность жизни. Важным направлением развития совр. Г. является исследование социальных причин старения, особенностей образа жизни людей пожилого и старого возраста, а также др. социальных аспектов (см. Демографическое старение). Достижения Г. широко используются в гериатрич. практике, разработке демографич. политики.
И. В. Калинюк.
В дословном переводе с греческого Г. означает науку о старости и старении. Г. как наука о старении человека традиционно связана с биологией, но сам термин возник не сразу и не вдруг закрепился в научном сообществе. Как отмечают Т.В. Карсаевская и А.Т. Шаталов (1978, с. 62), существует три варианта названия этой науки: антропогеронтология (по аналогии с антропологией), геронтология человека (по аналогии с физиологией человека) и просто геронтология (по аналогии с психологией). Более подходящим и соответствующим по представлению о предмете исследования является третье название, которое и закрепилось в науке.
В наибольшей степени социальный подход к определению понятия Г. дает В.В. Фролькис (1973, с. 5): “наука о старении живых существ, в том числе и человека. Г. представляет собой комплексную социально-биологическую науку, изучающую закономерности, механизмы и проявления старения в общем онтогенетическом плане, устанавливающую влияние средовых, социально-гигиенических факторов на ход возрастных изменений, разрабатывающую теоретически и практически мероприятия по увеличению продолжительности жизни, работоспособности людей”.
Как область знания Г. включает в себя три ведущих компонента: биологический — раскрывает физиологическую сторону старости и старения; психологический — мыслительные и психические процессы; социальный — старость раскрывается в социальном контексте.
Существуют разнообразные системы классификации Г. В схеме В.Ф. Мирека (1962, с. 43) в структуре Г. выделены два раздела: общая Г. и специальная Г. К разделу общей Г. он относит сравнительную, генетическую, экологическую, биоценологическую, биогеографическую, эволюционную, морфологическую, физиологическую, поведенческую, биохимическую, физико-химическую, типовую, индивидуальную и экспериментальную Г. Все это — фундаментальные направления биологического исследования старения. В раздел специальной Г. включены: антропогеронтология, зоогеронтология, фитогеронтология, микробогеронтология, вирусогеронтология. Такая схема отражает представление о старении с позиции биологического этапа развития Г., в то время как социальные аспекты в ней не представлены.
Социальная Г. — это общественная дисциплина, раздел Г., направленный на решение демографических и социально-экономических проблем старения населения.
Термин “социальная Г.” ввел в научный оборот американский ученый Дж. Стиглиц в конце 40-х гг. XX в. В начале 1960-х гг. социальная Г. получила признание и стала научной дисциплиной, располагающей собственным категориальным аппаратом, принципами сбора и анализа данных, методами их обобщения и интерпретации.
В словарях-справочниках по социальной работе социальная Г. определена как “область исследований финального этапа онтогенетического развития человека, социокультурных установок и экспектаций (ожиданий) по отношению к определенному социально-демографическому слою — пожилым людям” (1997, с. 311); “область знания, изучающая особенности пожилых людей как определенного социально-демографического слоя: образ жизни пожилых людей, способы их социальной адаптации к новым условиям жизни в связи с выходом на пенсию, перемены в их социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении, социальной роли и т.д.” (1998, с. 57).
Важнейшим признаком, характеризующим социальную Г. как науку, является наличие структуры, в рамках которой образуются ее системные свойства. Социальная Г. как наука и учебная дисциплина имеет объект и предмет исследования, цели и задачи, основные закономерности и принципы, а также функции.
Объектом исследования социальной Г. является пожилой человек в структуре общества и в системе общественных отношений. Пожилые люди выступают объектом не только как социально-демографическая группа, но и как поколение людей старшего возраста, обладающее возрастной уникальностью, только ему одному присущим опытом, образом жизни.
Предметом исследования социальной Г. выступают демографические, социальные, психологические и другие аспекты старости и старения человека как живого организма и закономерности его развития. Предмет социальной Г. может быть множественным. Это и индивидуальные переживания пожилых и старых людей, и определение места и положения пожилых и старых людей в обществе, и социальная политика в отношении пожилых и старых людей. В целом в качестве предмета социальной Г. можно выделить адаптацию и социализацию пожилого человека в социуме.
Наиболее существенные и устойчивые связи объекта/предмета исследования социальной Г. раскрываются посредством анализа ее закономерностей. Г.П. Медведева (2000, с. 68–78) выделила и обосновала десять закономерностей социальной Г.: 1) обусловленность темпов и качества процесса старения совокупностью социальных, биологических и психологических причин; 2) ограничение жизнедеятельности в пожилом и старческом возрасте; 3) зависимость совокупного социального статуса пожилого человека от социальной политики государства; 4) зависимость индивидуального социального статуса пожилого человека от вида и формы его жизнедеятельности в трудоспособном возрасте; 5) повышение степени зависимости от общества в пожилом и старческом возрасте; 6) взаимосвязь и взаимозависимость проблем пожилых людей в социуме и проблем социума в связи с пожилыми людьми; 7) социально, политически, экономически и этически обусловленная необходимость заботы о пожилых людях; 8) решение социальных проблем пожилых граждан через личностные, личностных — через единичные. Каждый из пожилых людей является носителем уникального, характерного только для него одного комплекса социальных проблем, обусловленного особенностями личности пожилого человека и его жизненного пути, а также условиями жизнедеятельности. Умение оказывать помощь в решении таких единичных проблем позволит специалистам гериатрической службы оказывать качественную помощь в решении разного рода социальных проблем пожилых граждан; 9) обусловленность форм и методов социальной защиты пожилых граждан условиями их жизнедеятельности; 10) взаимосвязь и взаимозависимость социальной геронтологии и социальной работы.
В зависимости от целей конкретного научного исследования, в предмете исследования Г. могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления (Холостова, Егоров, Рубцов, 2004, с. 67–68; Медведева, 2000, с. 49–50): место и роль старения, старости и смерти в жизнедеятельности личности; социальное самочувствие пожилого человека, степень реализации им прав человека; социальная, экономическая и политическая активность пожилых граждан; личностный потенциал пожилого человека, возможности его раскрытия и использования в интересах самого пожилого человека, его семьи, социума; индустрия социально-геронтологических услуг, направленная на создание нормальных условий жизнедеятельности пожилого человека с целью обеспечения наиболее полной его самореализации, повышения статуса пожилых граждан в обществе; проблема взаимоотношений и взаимодействия, “солидарности” поколений; семейный статус пожилого человека, проблема одиночества в пожилом возрасте; состояние и перспективы развития “стареющего” социума; социальная профилактика старения, направленная на достижение активного долголетия индивидов и, следовательно, частично решающая проблему “стареющего” социума; исторические традиции в отношении общества к пожилым, формы и методы помощи пожилым и престарелым людям в России и за рубежом; опыт зарубежных стран по разработке и реализации государственной геронтологической политики, созданию систем социальной защиты пожилых граждан; деятельность негосударственных организаций и фондов, религиозных конфессий по оказанию помощи престарелым гражданам и др.
Цели и задачи социальной Г. определили три ведущих направления исследования социальной Г.: 1) изучение старения как процесса с позиций биологического и психологического анализа; 2) институциональный подход, акцентирующий внимание на проблемах социально-экономического статуса и социальных ролей пожилого человека в группе и в обществе в целом; 3) историко-культурологический анализ, базирующийся на сопоставлении различных представлений о старости и старении.
Социальная Г. может быть рассмотрена на трех уровнях. Первый (низший) уровень анализа, или микроуровень, охватывает процессы физического и психологического старения, присущие отдельному индивиду. На этом уровне объединены две сферы исследования — медико-биологическая и психологическая. Второй (средний) уровень (социально-психологический) означает перемещение фокуса исследований с психофизиологических параметров индивидуального старения на процесс старения личности как члена группы и переживание опыта старости в непосредственном социальном окружении. Третий (высший, макросоциальный) уровень — анализируются такие явления, как воздействие на процесс старения доминирующего способа производства, характер семейных связей, жилищных условий, религии, распределения экономических ресурсов и политической власти, уровня социального благосостояния, темпов научно-технического прогресса (Холостова, Егоров, Рубцов, 2004, с. 67–68).
Наиболее значительным принципом социальной геронтологии выступает принцип интегративного подхода к изучению, решению проблем старения/старости индивида и социума, так как он ориентирует исследователей максимально учитывать весь комплекс разнообразных факторов, влияющих на процессы старения как отдельного индивида, так и социума в целом.
Е.И. Холостова
Лит.: Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978; Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000; Мирек В.Ф. Геронтология как научная дисциплина и ее положение в системе медико-биологических наук // Проблемы долголетия: Труды I и II совещания по вопросам старости и долголетия. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962; Словарь-справочник по социальной работе / Под ред.
Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 1997; Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М.: Контур, 1998; Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова. Е.Д. Катульский и др. М.: Большая рос. энцикл., 2000; Фролькис В.В. Старость и старение // Справочник по гериатрии / Под ред. Д.Ф. Чеботарева, Н.Б. Маньковского. М.: Медицина, 1973; Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учеб. пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2004.