Грамотность
Грамотность
Начальное умение читать и писать. В этом смысле термин впервые стал использоваться в XIX столетии, когда неграмотность начала рассматриваться как социальная проблема. Ранее в связи с отсутствием массовых возможностей для получения начального образования просто было принято, что большинство людей не в состоянии научиться читать и писать. Во многих доиндустриальных обществах грамотность была заповедным полем привилегированной группы специалистов — клерков, бюрократов, священников и т.д., часто скрывающих систему письменного языка от основной массы населения или поддерживающих переписку не на родном языке. Грамотность в тех условиях представляла собой средство и элемент социального исключения. С появлением печати и расширением доступности письменных работ распространение грамотности стало значительным фактором в процессе демократизации социальной жизни и увеличения числа участников принятия решений. По аналогии в такой же динамике может рассматриваться понятие «компьютерная грамотность». Грамотность лежит в основе приобщения граждан к массовой коммуникации. От первичной грамотности обязателен переход к высокой культуре познания и мышления, что изменяет сущность участия человека в коммуникативной деятельности. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Грамотность
literacy), умение читать и писать. Согласно определению ЮНЕСКО, человек считается грамотным, если умеет читать и понимать прочитанное и записывать короткие простые утверждения, касающиеся его повседневной жизни, и функционально грамотным, если может участвовать в любой деят-ти, к-рая требует грамотности для успешной работы его группы или общины. В соответствии с первым условием лишь три взрослых человека из четырех на Земле грамотны. Уровень неграмотности наиб, высок среди женщин, т.к. исторически они имели ограниченный доступ к образованию по сравнению с мужчинами. В 1985 г. 2/3 неграмотных в мире приходились на их долю. Соотношение в этом аспекте между полами объясняется гл.об. положением дел в области образования в странах Юж. Азии, таких, как Бангладеш и Пакистан. Хотя со времен 2-й мировой войны неграмотность повсеместно существенно сократилась, совр. данные указывают на снижение темпов этого процесса. Задача борьбы с неграмотностью осложняется наличием объективных факторов, в т.ч. существованием множества языков и диалектов в большинстве развивающихся стран (напр., нигеро-конголезские языки в Африке) и тем, что нек-рые из них не имеют письменности. В Китае коренным жителям, составляющим пятую часть нас. Земли, необходимо выучить по меньшей мере 2 тыс. иероглифов, однако яп. опыт показывает, что сложности иероглифической письменности не являются столь существенным препятствием для всеобщей Г. Как показали исследования ЮНЕСКО, в таких разных странах, как Бразилия, Куба, Мьянма, Сомали и Танзания, с помощью энергичных мер и программ можно достигнуть значит, успехов.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ГРАМОТНОСТЬ
literacy) — 1. начальное умение читать и писать. В этом основном смысле термин впервые стал использоваться в 19-м столетии, когда неграмотность начала рассматриваться как социальная проблема. Ранее в связи с отсутствием массовых возможностей для получения начального образования просто было принято, что большинство людей не в состоянии научиться читать и писать. Во многих до индустриальных обществах грамотность была заповедным полем привилегированной группы специалистов — клерков, бюрократов, священников и т.д. — часто скрывающих систему письменного языка (см. Конфуцианство) или поддерживающих переписку не на родном языке. Таким образом, она представляла собой средство социального исключения. С появлением печати и расширением доступности письменных работ распространение грамотности стало значительным фактором в процессе демократизации социальной жизни и увеличило число участников в принятии решений. 2. По аналогии со смыслом 1 термин иногда также относят к другим формам грамотности, например, компьютерной. В современном обществе интерес к грамотности (и ее уровням) периодически становится главной темой политических дебатов. Например, важной составляющей движения за расширение государственного образования в 19-м столетии было понятие "мы должны обучать новых специалистов", хотя в равной мере продолжали выражаться опасения в том, что грамотность могла находить плохое применение. В функционалистской и неоэволюционных формах социологии, а также в более широком масштабе прямое всеобщее обеспечение начальной грамотности (и умения считать) считается необходимым требованием для бесперебойного функционирования современной экономики. См. также Неграмотное общество.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Грамотность
(от греч. grammatikos – умеющий читать и писать, получивший первоначальное образование; от греч. gramma – все начерченное и написанное: рисунок, знак, буква, надпись, сочинение, книга). Письменність. Literacy. Навыки начального письма, чтения и счета. Возникновение книгопечатания обеспечило материальную базу для массовой Г. Однако в связи с тем, что исторически Г. была прерогативой узкого круга людей и служила средством укрепления ими своего социального статуса (быть на службе у власти или церкви), то процесс перехода к массовому начальному обучению наталкивался на значительное сопротивление. Кроме того, церковь тоже не способствовала расширению круга грамотных людей и развитию науки, находясь в постоянной конфронтации с ней в силу того, что наука, в отличие от религии, по самой своей сути занимается не только производством нового знания, но и развитием познавательных способностей через самоанализ и развитие методологии познания, чем основательно подрывала основы религиозной веры. Это свидетельствует о том, что проблема Г. изначально была социальной по своей природе. Но вследствие потребности производства, интенсивного развития машинной техники, что является отличительной особенностью периода от конца ХVІІІ до начала ХХ столетия, проблема Г. стала одной из самых острых социальных проблем. Потребность в специалистах по обслуживанию и ремонту машин требовала специального обучения, которое без начальных навыков письма, чтения и счета невозможно. Подготовка таких специалистов сдерживалась массовой неграмотностью, что привлекло внимание правительств, политиков, ученых и т. д. Таким образом, проблема из общегуманистической перешла в практическую плоскость. Однако на современном этапе социального развития, сопровождаемого углубляющейся дифференциацией общества возникают новые лини разделения людей по уровню грамотности. В этих условиях система образования, будучи одним из социальных институтов, выполняет одновременно и функцию воспроизводства социальной и культурной дифференциации общества. Это вызывает повышенный интерес социологов к данной проблематике. Термин “грамотность” иногда употребляют и в более специфических значениях, когда есть необходимость ликвидации пробелов в знаниях у больших масс людей, имеющих прямой выход на практические потребности общества. Так, например, говорят об экологической, компьютерной, политической, экономической, музыкальной, технической грамотности и т. д., т. е. под Г. понимается минимальный уровень знаний в определенной области, необходимый для решения тех или иных социально значимых практических задач. Нынешний уровень развития науки и производства приводит к тому, что ученые начинают говорить о технологиях реализации задачи по обеспечению не просто всеобщей грамотности, но и всеобщего высшего образования. Вопрос только в том, какова реальная социальная цель такого образования: формирование всесторонне грамотного человека как культурной ценности или формирование функционера – придатка производственного процесса. А давно известно, каковацель образования, таково и будущее общество. См. также Абстрактный алфавит и Образование.