ГУМАНИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гуманизм
мировоззренческий (в том числе нравственный и этический) принцип, основанный на идее самоценности личности.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

ГУМАНИЗМ
направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ГУМАНИЗМ
исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

гуманизм
совокупность воззрений, утверждающих высшую ценность человека как личности. - Литература: Сорокин П. Таинственная энергия любви // Социс, 1991. № 8, 9; Волков Ю.Г., Малиницкий В.С. Идеология и гуманизм. М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2004.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Гуманизм
1) идеология, рассматривающая человека как центр мироздания, микрокосм, концентрирующий в себе все творческие потенции Вселенной, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей; 2) культурное движение эпохи Возрождения.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

ГУМАНИЗМ
от лат. humanus - человеческий) - англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как "меру всех вещей".

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

гуманизм
humanism лат. homo ‘человек’. - Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; признание права человека на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм заложил прочные основы для развития науки и процесса гуманизации образования. Идея межкультурного диалога предполагает реализацию принципов гуманизма, толерантности, открытости и гибкости. См. антропоцентричность.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ГУМАНИЗМ
humanism) — 1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала человечества и ценности субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого Маркса (включая интерес к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы. "Гуманизм" в философии и социальных науках был главной мишенью структурализма и постструктурализма, провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический марксизм является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его "Капитал" (см. Альтюссер). См. также Ницше.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ГУМАНИЗМ
(от лат. humánus - человечный) - система ценностей, идеалов и установок действия, принципов организации и управления общественной жизнью, а также идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу и абсолютное проявление ее творческих способностей. Г., к-рый сложился как альтернатива существующим идеологиям, ориентирован на гармоническое развитие всех сторон человеческой жизни. В противовес приоритету ценностей свободного рынка и материального благополучия Г. главной целью социального развития считает максимальное раскрытие творческих способностей личности, приумножение научных знаний и духовных ценностей. В настоящее время Г. предлагает мировому сообществу наиболее оптимистическую перспективу на будущее, своего рода концепцию планетарного Г., основные положения к-рой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания всех людей на Земле.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ГУМАНИЗМ
(от лат. humanus – человечный) – принцип, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Хотя о нём говорили ещё деятели Возрождения, он не нашёл опоры в широких народных массах и остался элитарным. Сторонники Г. исходили из положения о том, что в каждом человеке заложены безграничные возможности. Целью общества, по их мнению, должно быть создание условий для реализации этих возможностей, т. е. всестороннее развитие человека, свободного от социального или духовного гнёта. Идеи Г. развивали просветители, расцвет деятельности которых пришёлся на восемнадцатый век. Полагая, что причины всех социальных бед коренятся в невежестве людей, они придавали большое значение проблемам воспитания. Современный Г. может быть назван демократическим, поскольку он провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу. Он является одним из принципов, на которых основывается деятельность социальных работников.

Источник: Словарь по волонтерству.

Гуманизм
(от лат. humanus – человеческий). Гуманізм. Humanism. 1. Представление о человеке как универсальной ценности. Г. – принцип идеологии и социальной практики, исходящий из признания человека в качестве главной ценности, раскрываемой через отношения равенства и справедливости, интерпретируемых в качестве высших культурных ценностей, раскрывающих смысл и собственно человеческий способ бытия в мире, т. е. бытия по законам культуры. 2. Направление в философии, науке и искусстве эпохи Возрождения, основанное на свободомыслии относительно отвергаемых им религиозных догматов и религии в целом, а также утверждении античного положения о человеке как “меры всех вещей”. 3. Объект критики структуралистской и постструктуралистской философии и социологии, отвергающих гуманистическое понимание человека как “меры всех вещей” на том основании, что всесторонне и гармонически развитого человека, т. е. “тотального” (К. Маркс) человека как субъекта не существует, а реально существует индивид в системе функционально определенных социальных ролей. Главная идея структурализма и постструктурализма заключена в положении “смерть субъекта”.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Гуманизм
humanism), система воззрений, к-рая до известной степени рассматривает человека как центр мироздания. Строгой теории Г. не существует, но любое мировоззрение, утверждающее, что единств, ценностью в мире является человек или, более широко, что он является подлинным мерилом ценностей, может быть названо гуманистическим. Отношения между Г. и религ. мыслью довольно сложны, и в нек-рых отношениях Г. противостоит религ. верованиям в силу признания совершенства человека, что противоречит учению о первородном грехе. В этом смысле Г. близок к индивидуализму, утверждающему, что целью человека является в т.ч. и реализация личных способностей посредством развития индивидуальных природных задатков. Он связан также и с убеждением в возможности социального прогресса. Исторически Г. впервые заявил о себе в эпоху Ренессанса (в кач-ве примера можно привести соч. голл. гуманиста Эразма Роттердамского, 1469—1536). Г. проявился в возрождении интереса к культуре Древн. Греции и Рима, а также к произв. иск-ва, прославлявшим человека-творца, а не Бога. С полным основанием Маркса можно назвать гуманистом; в 20 в. Г. получил как светское, так и религ. выражение в экзистенциализме.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Гуманизм
от лат. humanus – человечный) – направление человеческой мысли, система взглядов, выражающих ценности человеческой жизни и самого человека на всех уровнях его Я, его прав на счастье, свободное осуществление творческих возможностей, восхождение к более высоким уровням развития. Идеи гуманизма обнаруживаются уже у людей древних цивилизаций. Как широкое идейно-культурное движение, близкое современности, гуманизм сформировался в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Гуманисты этого периода (Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи и др.) выступали за утверждение достоинства человека и против деспотии средневековой церкви и схоластики. В эпоху буржуазных революций идеи гуманизма получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей, немецких философов, в европейской художественной литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Кант, Лессинг, Гете, Шиллер, Фихте, Гегель, Фейербах и др.), в произведениях русских революционных демократов (Герцен, Белинский и др.). В современную эпоху надвигающейся глобальной экологической катастрофы, обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, идеи и принципы гуманизма приобретают новую актуальность. Возникла потребность в новом подходе к пониманию гуманизма, формированию его принципов с позиций возросших знаний о человеке и с учетом сложившихся на Земле обстоятельств жизни. Среди идей современного гуманизма: приоритеты общечеловеческих интересов, подлинных ценностей жизни, индивидуальности человека, демократии, ответственности всех и каждого за жизнь на планете Земля, плюрализма и толерантности философских, культурных, религиозных, педагогических и других традиций различных народов, общностей и отдельных людей. Новый гуманизм отличается более демократическим характером (чем, скажем, буржуазный или пролетарский гуманизм) и способствует сплочению людей в самую крупную общность – целостное человечество. Гуманизм в новом качестве составляет идейную и интегративную базу реформирования образования во всех странах. Особое значение имеют идеи гуманизма для воспитания человека XXI в. В России эти идеи получили развитие в процессах гуманизации и гуманитаризации образования, в создании новых научных направлений – психологического консультирования, психотерапии, психологии социальной работы.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ГУМАНИЗМ
1) идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу и полное проявление ее творческих способностей; 2) система ценностей, идеалов и директив действия, принципов организации и управления обществ, жизнью. Ранние формы Г. возникли в период античности, однако расцвет Г. связан с эпохой Возрождения, к-рая противопоставила религиозной теоцентрической концепции человеческого существования антропоцентризм, сделав человека самоцелью последнего. В результате возникли представления о самоценности личности и ее естественных правах. Негативной чертой возрожденческого типа гуманизма стала постепенная деградация принципа антропоцентризма до уровня гипериндивидуализма и апологии абсолютного человеческого своеволия. В новое время Кант видел сущность Г. в том, чтобы рассматривать человека только как цель, но не как средство. Сартр отождествляет Г. с экзистенциалистским пониманием человека как свободного и ответственного за свои действия. Современный Г, к-рый сложился как альтернатива существующим идеологиям, ориентирован на гармоническое развитие всех сторон человеческой жизни. В противовес приоритету ценностей свободного рынка и материального благополучия Г. главной целью соц. развития считает максимальное раскрытие творческих способностей личности, приумножение научных знаний и духовных ценностей. В наст, время Г. как идеология и система общечеловеческих ценностей предлагает мировому сообществу наиболее оптимистическую перспективу на будущее, своего рода концепцию планетарного Г., основные положения к-рой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания всех людей на Земле. Современная Россия находится в ситуации идеологического вакуума, порождающего у людей чувства пессимизма или тотального разочарования. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы не искать в прошлом оправдания сложившейся ситуации или виновников происшедшего, а действовать в настоящем, пользуясь позитивными составляющими исторического момента: демократическими свободами и уникальным культурным опытом России.
Лит.: 1) Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000; 2) Волков Ю.Г Гуманистическое будущее России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2; 3) Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000. Ю .Г Волков

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ГУМАНИЗМ
(лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (XV–XVI вв.).
Термин “Г.” введен в научный оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека и отвергает все, что способствует отчуждению человека, т.е. является античеловеческим.
Г. как качество, существенное свойство человека, включает в себя: альтруизм — доброту; нравственность — совокупность жизненных правил поведения, реализующих доброту; волю — душевную силу, реализующую нравственное поведение человека.
Целью Г. является выработка таких общих принципов экономического, политического, социального, культурного и правового общежития, которые бы уравнивали права индивида и общества, давали людям максимум возможностей для их деятельности на пользу людям, обществу и государству.
Чертами Г. являются естественность, постоянное развитие, творческий подход, открытость, постоянное изменение.
Г. опирается на следующие принципы: экономический — предоставление человеку права на собственность, возможность трудиться, производить, реализовывать продукты своего труда; политический — народовластие, политическое устройство, при котором источником власти является народ; юридический — провозглашение верховенства закона, перед которым все равны; этический — закрепление на сознательном уровне моральных принципов и норм.
К признакам Г. относятся: свободное общество свободных людей с равными возможностями; осуществление производства для удовлетворения здоровых потребностей людей и общества; развитие общества на основе уважения и сотрудничества; подчинение общественных отношений раскрытию творческого потенциала каждого человека; высокоорганизованное саморегулируемое общество.
Вместе с тем Г. не приемлет идеологию как таковую, принудительное обобществление собственности, тоталитаризм, всеобщую регламентацию жизни, насильственный переход от одного состояния общества к другому; считает, что становление гуманистического общества возможно не в отдельной стране, а на всей планете Земля в целом.
На принципе Г. основываются международное и российское право. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства”.
Конституция РФ провозглашается приоритет личности: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав, свобод человека и гражданина — обязанность государства” (ст. 2). Идея Г. нашла отражение в Уголовном кодексе РФ, приоритетной задачей которого является охрана от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина (ст. 2).
С.А. Анисимова
Лит.: Всеобщая декларация прав человека ООН // Социальная защита. 1995. № 11; Конституция РФ от 12.12.1993; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 62.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ГУМАНИЗМ
лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.)
Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека ; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л. Валла, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Ж. Бодена, М. Монтеня, Ф. Рабле, Ф. Бэкона, Т. Мора, У. Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Лессинг, И. Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По И. Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории .
Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм - - и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального" , "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Ж.-П. Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя.
Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека" ( Сверхчеловек).
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Гуманизм социологии и социология гуманизма

Овсянников А. А.
В статье рассматривается проблема развития культуры, социального капитала в процессе модернизации России как доктрины нового постиндустриального развития страны.
Читать PDF

Гуманизм и становление сложного общества

Маршак Аркадий Львович
Статья представляет собой рецензию на монографию С.А. Кравченко по проблеме гуманистического анализа общественных отношений на современном этапе в условиях модернизационных процессов, происходящих в мировом сообществе и в РФ.
Читать PDF

Презентация книги Ю. Г. Волкова, В. С. Малицкого «Идеология и гуманизм»

Агафонов Юрий Александрович
Читать PDF

Гуманизм и будущее России

Волков Юрий Григорьевич
Читать PDF

Гражданский гуманизм социологической концепции П. А. Сорокина

Ульяновский Виктор Иванович
На основе ряда работ российского и американского периода творчества П.А.
Читать PDF

Гуманизм в классической мусульманской мысли

Сагадеев Артур Владимирович
Читать PDF

Ю. Л. Игнатюк. Гуманизм – фундаментальный принцип культуры: культурологический дискурс

Э.Ж
Читать PDF

Исихазм и гуманизм – духовные детерминанты образования личности в России и Европе

Гусакова Виктория Олеговна
Читать PDF

Современный гуманизм

Кувакин В.
Читать PDF

Технократия и гуманизм

Кулюткин Ю.Н.
Читать PDF

Гуманизм, модернизация, интеллигенция

Красин Юрий Андреевич
Автор показывает взаимосвязь модернизации российского общества с распространением и развитием гуманистического мировоззрения.
Читать PDF

Миротворческий гуманизм В. Короленко (к юбилею книги "о войне, отечестве и человечестве")

Закирова Наталия Николаевна, Ольховская Людмила Васильевна, Конлифф Марк
Проявивший свой талант писателя-беллетриста В. Короленко оставил значительный след в истории как общественный деятель периода народнического движения, Первой мировой войны и русских революций.

Похожие термины:

  • Гуманизм национальных отношений

    (лат. humanus человечность) — содержание отношений между нациями, народами, представителями различных национальностей на личностном уровне на основе признания человека, независимо от его национальн
  • гуманизм военный

    по У. Беку – в контексте косовской войны в 1999 году «призыв к справедливости и соблюдению прав человека становится мечом, который используется для вторжения в другие страны». - Литература: Beck, U. Power in
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА

    одна из концепций организации труда в американской социологии 70— 80-х гг. минувшего столетия. Г. т. ориентирована на преодоление психологич. отчуждения работника от процесса труда, пробуждение у не
  • Гуманизация воспитания и обучения

    реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.