ИННОВАЦИИ: ОТНОШЕНИЕ К НИМ

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИИ: ОТНОШЕНИЕ К НИМ
По восприимчивости инноваций их участники подразделяются на пять групп (Э. Роджерс).
Инноваторы, находящиеся в тесном контакте с организационной средой и готовые с определенным риском разрабатывать, предлагать и испытывать новые идеи. Доминантная черта характера — изобретательство и рационализаторство. Их доля среди всего персонала организаций, как правило, составляет до 2.5 проц.
Работники, очень быстро воспринимающие инновации (ранние реципиенты). Доминантная черта характера — чуткое прислушивание. Охотно выступают в роли местных авторитетов (до 13 проц.).
Средние работники. Иногда они оказываются в роли руководителей. Доминантная черта характера — рассудительность (до 34 проц.).
Работники, которые принимают инновации лишь под давлением мнения большинства. Доминантная черта характера — скептицизм (до 34 проц.).
Не согласные с любой инновацией. Доминантная черта характера — традиционализм. Воспринимают инновацию лишь тогда, когда она становится традицией (до 16 проц.).
Э. Роджерс проанализировал также характеристики инноваций, от которых зависит отношение к ним: 1) выгодность нововведения; 2) совместимость инновации с ценностями, нормами, привычками работников организации; 3) сложность, степень трудности для понимания и использования инновации; 4) диффе-ренцированность инновации по этапам, фазам, возможность ее экспериментальной проверки; 5) коммуникабельность инноваций, возможность включения их в сферу коммуникаций работников.
Последующие исследования показали, что на позитивное или негативное восприятие того или иного инновационного проекта существенно влияют: «свойскость» автора проекта («наш/не наш», изобретено «не здесь»); размер первоначальных затрат; риск для фирмы как решающий фактор; своевременность (не слишком ли рано/поздно браться за данный проект?); синдром страха перед успехом, интеллектуальный дискомфорт; стадия жизненного цикла фирмы: к зрелости она утрачивает инноватив-ность, а в состоянии кризиса склонна к новшествам; размер фирмы и степень ее формализованности, культура персонала, прежде всего руководителей.
Лит.: Rogers E. М. Diffusions of Innovations. — New York: The Free Press, 1962; Перлаки И. Нововведения в организациях. — М.: «Экономика», 1980.
Н. И. Лапин

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.