ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
инновационная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономической, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании.

Источник: Инновационные технологии государственного и муниципального управления

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (
ИСТ ) – нововведения в способах организации общественной жизни и деятельности. Их можно рассматривать в трех аспектах: 1)как сущность социальных технологий; 2) как технологии внедрения инноваций, и 3) как один из видов социальных технологий.
В соответствии с первой точкой зрения, технологизация – инновационный метод освоения социального пространства, а сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. В результате их применения возникают и материализуются новые идеи, подходы и инициативы, порождающие позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что, в свою очередь, приводит к рациональному использованию материальных, экономических, духовных, социальных и других ресурсов. К числу таких инновационных методов в управлении относят системный (и его разновидности – критический, аксиологический, классификационно-типологический), а также ситуационный анализ, имитационное моделирование, сценарный метод, исследование действием, активные методы развития персонала, включая тренинги и т.д. В соответствии со второй точкой зрения, инновационные технологии как технологии внедрения инноваций, определяются как процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности. В результате этого создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизни, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Для внедрения инноваций разрабатывается специальнаые программы активизации инновационного процесса, включающие в себя финансово- экономические, организационные, научно-информационные, правовые и другие мероприятия. В соответствии с треьей точкой зрения, инновационные технологии рассматриваются как вид социальных технологий. За основание классификации здесь берётся степень новизны, уровень использования научных знаний и социального обеспечения. То есть, благодаря инновационным социальным технологиям предполагается создание гибкой системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенностей его восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов и объектов управленческого воздействия к новым условиям жизнедеятельности, а также возможных социальных перспектив и последствий реализации конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного новшества, но и социальные механизмы его осуществления, прогнозировать социальные последствия в широком смысле слова с учетом специфики функционирования общественной системы, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности.
Инновационные социальные технологии противопоставляются традиционным и рутинным технологиям. Выделяют различные основания для их классификации. Например, по типу новшества различают: технологии прямого и косвенного действия. Инновационные социальные технологии прямого действия направлены на формирование такой совокупности социальных процессов, которая соответствовала бы свободному развитию социальной системы и человека. На уровне общества это, например, социальные технологии перехода от тоталитарного строя к демократическому и правовому. ИСТ косвенного действия направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности. Это технологии совершенствования существующих структур, организаций, социальных порядков (например, совершенствование форм организации и оплаты труда ). По степени радикальности новшеств выделяют модификационные и радикальные. Особое значение последние приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных действий и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, политических и духовных сфер общественной жизни. Кроме того, ИСТ могут возникать в ходе развития внутренних процессов или же как результат внешнего влияния. Таким образом, ИСТ направлены на значительные преобразования социальной реальности в какой-либо ее области. Разработка данного вида технологий является трудоемкой деятельностью .Она основывается на тщательном научном анализе объекта преобразования и его возможных последствий.
Лит.: Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001; Социальные технологии: Толковый словарь. Отв. ред. В.Н. Иванов. М.-Белгород, 1995; Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий. Киев, 2004. И.В. Бурмыкина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и простроения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу "если..., то...", носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.
Инновационная диагностика происходит в три этапа: 1) до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер); 2) во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей); 3) после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения) - включая в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления. Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений - задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним. Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном прежде всего.
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИННОВАЦИОННЫЕ
28 декабря 2013 г. был принят Федеральный закон № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (далее — Закон), вступивший в силу с 1 января 2015 г. В 2014 г. Министерство труда и социальной защиты РФ, органы и учреждения социальной защиты в регионах проделали большую работу по модернизации социального обслуживания граждан в соответствии с основными положениями и требованиями нового Закона. Модернизация социального обслуживания граждан представляет собой широкомасштабный процесс его качественного обновления, обусловленный стремлением реализовать положение Конституции РФ о том, что Россия является социальным государством, проводить гуманную социальную политику в отношении клиентов социальных служб, что требует обеспечения высокого качества предоставляемых клиенту социальных услуг. Закон инициировал внедрение многих инноваций в повседневную практику социальной работы, которые стимулировали разработку С.т.и.
Важной инновацией нового Закона, которая определяет С.т.и., стало то, что в нем четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (ст. 15). Основанием для предоставления социального обслуживания может быть заявление самого гражданина, его законного представителя, а также иных лиц, например, органов и общественных объединений. При поступлении заявления уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании (в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления). О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано только в судебном порядке. Другой инновацией, влияющей на СТИ, является акцент на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании. В соответствии со ст. 9 гражданам гарантируется право на свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
Следующая инновация — закрепление принципа осуществления социального обслуживания, исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Услуги могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому, однако предусматривается индивидуальная программа (И.п.) для каждого клиента, которая формируется в соответствии со ст. 16 Закона. И.п. составляется исходя из потребности конкретного гражданина в социальных услугах. Предусматривается ее пересмотр в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр осуществляется с учетом результатов реализованной И.п. И.п. для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер.
Инновацией нового Закона является введение понятия “социальное сопровождение”. С.т.и. “социальное сопровождение” понимается как оказание гражданам при необходимости содействия в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Это С.т.и. осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со ст. 28 Закона. При предоставлении социальных услуг теперь необходимо заключение соответствующего договора (очень важная инновация!) о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в течение суток с даты предоставления И.п. поставщику социальных услуг (ст. 17). Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные И.п., а также стоимость социальных услуг, в случае если они предоставляются за плату или частичную плату. Без составления договора могут оказываться только срочные социальные услуги. К ним относятся: обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги. Еще одна инновация (ст. 19) предусматривает определение основных условий, которые должны быть соблюдены и обеспечены при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме. Эти условия связаны с созданием доступной среды для получателей социальных услуг, их самостоятельного передвижения на территории, для размещения оборудования, дублирования текстовых сообщений голосом и шрифтом Брайля, использования жестового языка, обеспечения доступа тифлосурдопереводчика, собак-проводников и др. Все это требует развития соответствующих С.т.и.
Принципиальной инновацией Закона, которая радикально влияет на внедрение С.т.и., является привлечение к оказанию социальных услуг негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих). Поставщиком социальных услуг может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Международный опыт социальной работы со всей убедительностью показывает, что практически все С.т.и. возникали именно по инициативе энтузиастовобщественников. Эти люди, объединенные различными мотивами: болезнь (своя или близкого родственника), немощь, неравнодушие, сострадание, милосердие к окружающим и др., предлагали интересные социально значимые идеи, концепции, которые реализовывали в оптимальные, малозатратные, удобные для исполнителей и клиентов, эффективные С.т.и., которые затем становились массовыми и общедоступными. Во всем мире таких энтузиастов, объединенных в различные общественные организации и объединения, называют “третий сектор”, в который входят и негосударственные общественные организации (Н.г.о.), некоммерческие общественные организации (Н.к.о.) социальной сферы.
Положение Закона о введении общественного контроля в сфере социального обслуживания трудно в полной мере назвать инновацией в России, поскольку еще в царской России массово действовали попечительские советы. Однако ныне во всех государственных организациях социального обслуживания должны создаваться подобные попечительские советы. Это стимулирует соответствующие С.т.и. по организации деятельности этих советов, реализации их рекомендаций. Инновацией Закона является и то, что информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания и порядок ее размещения на официальном сайте социального учреждения в сети Интернет определяется уполномоченным органом исполнительной власти. Информация о результате проверки размещается органами местного самоуправления на своих официальных сайтах. Это требует соответствующих С.т.и., основанных на информационных технологиях. Еще одна инновация, прописанная в ст. 34 Закона, вводит общественный контроль в сфере социального обслуживания, осуществляемый гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания. Важно иметь эффективные С.т.и., особенно на региональном уровне, для осуществления реального общественного контроля с участием граждан и общественных организаций за стационарными социальными учреждениями, где, как правило, больше всего нареканий со стороны клиентов. Как видим, новое законодательство целенаправлено на развитие разнообразных С.т.и. в соответствии с нуждами и запросами клиентов.
В.А. Фокин
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
335.96 кб

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Михайлова Наталия Александровна
Читать PDF
118.98 кб

Экономические и социальные аспекты инновационных технологий фармацевтической деятельности

Лоскутова Екатерина Ефимовна, Косова Ирина Владимировна, Лагуткина Татьяна Петровна, Дорофеева Валерия Валерьевна, Теодорович Алёна Александровна
Представлены основные направления научных исследований кафедры в области использования инновационных технологий в фармацевтической деятельности: исследование затрат на лекарственную терапию различных заболеваний, продвижение лекар
Читать PDF
568.99 кб

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Селиванов С. Г.