присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действия универсального закона конкуренции, влияние которого пронизывает все сферы общественного и природного бытия, И. о. м. становится необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов и социальных групп.
Объективная ограниченность доступных природных ресурсов на фоне стремительно возрастающих общественных потребностей обусловливает «инновационность» современного мышления в качестве его неотъемлемой характеристики. И. о. м. представляет собой скорее специфический подход к организации деятельности, чем набор уже готовых выводов относительно способов осуществления нововведений. Будучи своеобразным интеллектуальным инструментом, обеспечивающим особую технику протекания мыслительных процессов, И. о. м. служит содержательным источником инновационной культуры, ценностно-нормативная сфера которой включает наиболее распространенные в данном обществе представления о типах, нововведениях и методах их реализации. Внешним проявлением И. о. м. выступает тот или иной вид инновационного поведения, носители которого преобразуют способы осуществления деятельности в различных сферах жизни общества либо объекты, на которые эта деятельность направлена.
Лит.: Хейне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. – М., 1991; Экономический образ мышления: реальность и перспективы. – Минск, 1994. Китов А. И. Экономическая психология. – М., 1987. О. В. Кобяк