ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ

Найдено 1 определение
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ
государственное автономное учреждение г. Москвы созданное для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей на основании распоряжения Правительства Москвы от 16.07.2008 № 1602-РП. Учредителем учреждения является город Москва, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Профессиональная социальная работа в организациях системы социальной защиты населения предполагает изменение или переосмысление системы знаний, стереотипов и установок работников, имеющих непрофильное образование. Работники с профильным образованием должны постоянно повышать уровень своих профессиональных компетенций. Для организации переподготовки специалистов по социальной работе была проведена предварительная серьезная научная и научно-методическая работа, связанная с разработкой принципиально новых учебных планов, программ и учебных пособий, а также с вложением ресурсов.
Правительством г. Москвы повышению профессионализма кадров системы социальной защиты населения уделяется серьезное внимание. В системе социальной защиты населения г. Москвы в 2009 г. был создан Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов, ныне — Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, который занял особое место в кластере развития отрасли. Специфика деятельности Института такова, что ежедневный труд профессорско-преподавательского состава, обеспечивающий непрерывное профессиональное образование руководителей и специалистов отрасли — это залог повышения профессионализма кадров и инновационной деятельности учреждений социального обслуживания г. Москвы. Система повышения квалификации создает работникам социальной сферы возможности для развития профессиональной компетенции, творческого мышления и рационального подхода к оценке событий и фактов, благодаря чему каждый специалист может реализовать на практике современные технологии социального обслуживания.
Основными задачами Института являются реализация практико-ориентированных образовательных программ и повышение качества учебного процесса, подготовка сотрудников отрасли для работы в новых условиях функционирования системы социальной защиты населения и их аттестации; проведение научных исследований и научно-практических мероприятий; разработка учебно-методических пособий и рекомендаций; осуществление опытно-экспериментальной деятельности; организация изучения, обобщения и распространения лучших отечественных и зарубежных инновационных моделей и практик, поиск новых форм инновационной деятельности. В целях подготовки квалифицированных руководящих кадров для системы социальной защиты г. Москвы в Институте успешно работал факультет кадрового резерва, который не только осуществлял подготовку резерва руководящих кадров для организаций системы социальной защиты населения, но и формировал в процессе учебы управленческие компетенции, формировал новый тип руководителя-менеджера.
В Институте реализуются различные по уровню профессиональные программы. Лицензии получены на 65 программ повышения квалификации в объеме от 72 до 500 ч, 13 программ профессиональной переподготовки, три программы подготовки аспирантов. За годы работы свои знания и умения повысили более 35 тыс. специалистов отрасли.
 Анализ реализации образовательных программ свидетельствует о том, что сотрудники социальных служб в условиях введения профессиональных стандартов испытывают острую потребность в развитии профессиональных компетенций, в знаниях по новой отраслевой системе оплаты труда, по прикладной психологии общения с различными группами населения, во владении навыками организационной работы с получателями социальных услуг при обслуживании их на дому, технологиями использования супервизии в профессиональных ситуациях, электронного учета услуг. Особый интерес проявляется к вариативным и элективным дисциплинам: “Основы геронтологии и гериатрии”, “Профилактика вторичного сиротства”; “Ресоциализация семьи и несовершеннолетних группы риска”; “Внедрение стандарта качества управления ресурсами”, “Программы повышения мотивации к труду выпускников государственных учреждений для сирот”; “Семейная психология и психология общения”; “Налаживание социальных контактов с детскими организациями”; “Организация работы по соблюдению трудового законодательства”; “Управление персоналом”; “Тайм-менеджмент”; и ряду других дисциплин. В учебном процессе активно используются интерактивные формы обучения: деловые игры, тренинги, мастер-классы, вебинары, стажировки на 13 опорно-экспериментальных площадках (учреждениях различного профиля, утвержденных приказом руководителя Департамента труда и социальной защиты населения в качестве разработчиков инновационных проектов).
Для решения поставленных учебных и научных задач Институт располагает высококвалифицированным профессорскопреподавательским составом. Так, из штатных сотрудников: 18 докторов наук, профессоров, в том числе восемь членов диссертационных советов и один эксперт ВАК; 24 кандидата наук, доцента.
За последние годы работы значительно укрепились связи Института с регионами Российской Федерации и странами СНГ: за прошедший период повысили квалификацию около 6000 специалистов социальной сферы из 83 регионов РФ, трех стран СНГ. Имеется практика зарубежных стажировок специалистов системы: слушатели и преподаватели ИДПО изучали зарубежный опыт социальной работы в 15 странах Европы. Работает Международная школа социальной работы, созданная совместно с Глобальным Институтом социальной работы Сингапура. Институт стал членом Оксфордского академического союза и активно сотрудничает с международным профессиональным сообществом.
Опираясь на фундаментальные научные знания, кафедры Института совместно с учреждениями социального обслуживания ведут научно-исследовательскую работу, организованную на опытноэкспериментальных площадках, в которую вовлечены в различных формах более 8000 специалистов социальной сферы г. Москвы. Проведено более 80 научных исследований. Ежегодно проводится комплексный мониторинг уровня и качества жизни 15 тыс. москвичей пожилого возраста. Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности методических объединений психологов, социальных работников, юристов, специалистов по социальной реабилитации инвалидов.
Институтом выпущено в свет более 400 изданий, среди которых особое место занимают четыре энциклопедии социальных практик: “Энциклопедия социальных практик”, “Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации”, “Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации”, “Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации”. В этих книгах проанализированы более 600 современных инновационных социальных проектов, реализуемых в 64 регионах России.
Сегодня на Институт возлагается значительная ответственность за реализацию государственной социальной политики в вопросах кадрового обеспечения эффективной деятельности системы социальной защиты в новых условиях, повышения качества, профессионализма и результативности деятельности специалистов в условиях внедрения профессиональных стандартов и реализации Федерального закона № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” и Закона г. Москвы № 34 “О социальном обслуживании населения города Москвы”. Институт осуществляет основанную на научных исследованиях и передовой социальной практике подготовку и переподготовку кадров, способных внести значимый вклад в эффективное развитие системы социальной защиты населения города. Масштаб и качество научно-методической работы специалистов Института, как одного из наиболее динамично развивающихся учреждений Департамента, подтверждено Международным сертификатом качества ISO 9001, многочисленным наградами, и дает гарантию планомерного, системного обновления содержания работы организаций социального обслуживания, формирования новой профессиональной ментальности социальных работников.
Е.И. Холостова, И.В. Мкртумова

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.