Институт

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Институт
социальный - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Институт
от лат. institutum - установление, учреждение) - в узком смысле специализированное научное или учебное заведение, в широком - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений [98].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Институт
определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности людей, традиции.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ИНСТИТУТ
самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

ИНСТИТУТ
от лат. institution - учреждение, установление) - 1. Учреждение, установление. 2. Совокупность норм права, регулирующих определенную группу обществ. отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИНСТИТУТ
от лат. institutum - учреждение, установление) - англ. institution/"institut; нем. Institution. нем. Institution, soziale. Истор. сложившиеся формы организации и регулирования обществ, жизни (напр., семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Институт
(от лат. institutum – учреждение, установление). Інститут. Institution. Установленный во времени порядок, определяющий правила и образцы поведения. Термин И. в социологии не имеет однозначного смысла. Помимо вышеуказанного значения, им определяют одновременно и организации, и учреждения, регулирующие социальное поведение и выполнение социальных функций индивидами и группами. Так, например, право как социальный институт есть и система правовых норм, и система органов (организаций), обеспечивающих действие норм права. См. также Социальный институт.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

институт
1) сложившиеся формы организации общественной жизни (семья, образование, религия, монархия), предполагающие совокупность социальных статусов и ролей; 2) совокупность норм, регулирующих типичное поведение людей; 3) учреждение, осуществляющее надзор или лечение; 4) установленный закон (институт процедуры развода); 5) по Д. Норту (определение, распространенное в институциональном подходе к изучению рынков в экономической социологии) - правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. - Литература: Норт Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 2; Его же. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ИНСТИТУТ
institute) — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Термин используется разными способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями. В функционалистской теории (см. Функционализм) понятие связано с условиями функциональных предпосылок или функциональных императивов. Малиновский перечисляет семь социальных институтов, в которых соединяются биологические и социально-психологические потребности. Гофман применяет термин тотальное учреждение для обозначения бюрократически организованных институтов (см. Бюрократия), члены которых имеют мало возможностей избегать норм и ролей административной структуры. Институционализация касается процесса, посредством которого разрабатываются и реализуются предназначенные для различных социальных установок нормы и роли. Хотя она часто включает сверхсоциализированную концепцию человека, исследователи, испытывающие влияние феноменологической социологии, подчеркивают творческие и адаптивные аспекты социальной жизни.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Институт
 (от лат. «institutum» – «установление, учреждение») – совокупность норм в какой-либо области общественных отношений, сфере совместной деятельности людей (например, институт творческой деятельности); распорядок, установленный какими-либо нормами (например, институт семьи, институт школы); условное наименование учреждений или организаций, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в каком-либо виде или области общественных отношений (например, институт общественных творческих организаций).
Традиционно выделяют такие фундаментальные институты, как собственность, государство, семья, наука, система средств массовой информации и коммуникации, воспитание и образование, право и другие.
Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение и т.п.), способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации.
Под общественными креативными институтами мы подразумеваем, с одной стороны, совокупность норм и критериев творческой деятельности (интеллектуальное, сугубо креативное, эстетическое развитие, формирование адаптивных качеств и глобального мышления) и, с другой стороны, ряд общественных творческих объединений и организаций, обеспечивающих совместную эврологическую деятельность индивидов, мотивированных к творчеству.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

Институт
(institution). От латинского institutio — основание, метод, обучение. Существуют три основных подхода к использованию этого понятия. С одной стороны, институт может рассматриваться с точки зрения праксиса. Так, например, в своем «Левиафане» (2651) Томас Гоббс предлагает нам рассуждать в контексте передачи власти или наделения полномочиями, подразумевая, что целью является только достижение общего блага при помощи гарантий договорных обязательств и защиты прав личности. Но также можно вслед за Максом Вебером рассматривать монополию на легитимные ограничения и ссылаться на совокупность норм и санкций, эксплицитным и формальным образом определенных не в рамках общности, а в рамках общества. Второе направление, которое молено найти как у барона Де ля Брэда так и у Эмиля Дюркгейма, придает значение верованиям и образцам поведения, которые, предшествуя индивидам, способны породить единство целого, идет ли речь о «духе нации» или о «коллективном сознании». Третья концепция не признает принцип эффективной автономии институциональной реальности вне экономической сферы (разделение задач, отношения господства—подчинения, борьба интересов в марксистской традиции) или культурной (легитимность системы ценностей и устранение напряженности в социологии Парсонса).
Современный анализ опирается на одну из вышеизложенных проблематик, при этом акцент может быть сделан на «идеологический аппарат государства» (Луи Альтюссер), на «общественное воображение» (Корнелиус Касториадис), на «стигматизацию» или «наклеивание ярлыков» (работы Мишеля Фуко или Ирвинга Гоффмана, посвященные «закрытым мирам»: больницам, приютам, тюрьмам). Также нельзя не упомянуть о вкладе юристов (Морис Горио, Ханс Кельзен) и экономистов (школа общественного выбора (Public Choice), представители институционального направления): отмеченные печатью временности, отвечающие императивам социализации, институты с этой точки зрения представляются правилами действий, направленными на «объективацию дисциплины жизни», основанной на «устойчивых взаимных ожиданиях».

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ИНСТИТУТ
INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей. Так, школа как социальный институт охватывает роли учащихся, учительские роли (обычно включающие различные роли для «младших», «старших» и «ведущих» учителей), а также, в зависимости от степени автономии школы по отношению к внешним структурам, роли родителей и роли менеджеров/инспекторов, связанные с соответствующими властями в сфере образования. Институт школы в целом охватывает все эти роли во всех школах, образующих школьную систему образования в данном обществе. Обычно выделяют пять основных комплексов институтов: (1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; (3) институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; (5) институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Институционализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными для того, чтобы их можно было описывать как институты. Это понятие играет важную роль в противодействии взгляду, согласно которому институты представляют собой данные и неизменные реальности, указывая на то, что изменения в социальной практике ведут как к модификации существующих институтов, так и к возникновению новых институциональных форм. Понятие институционализации связано с тем положением теории ролей, в соответствии с которым люди обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими людьми, а не просто следуют предписанным образцам поведения. Понятие института широко используется в социологии, хотя часто и без уточнения его значения. Различные социологические школы трактуют его различным образом. Функционалисты, например, могут считать, что институты удовлетворяют «потребности» индивидов или обществ, тогда как феноменологи интересуются тем, каким образом люди создают или адаптируют институты, а не просто реагируют на их существование. См. также: Норма; Социальная структура; Сравнительный метод; Потребность; Экономическая социология. Лит.: Eisenstadt (1968b; 1968c)

Источник: Социологический словарь

ИНСТИТУТ
(отлат. institutum — установление) социальный — понятие, используемое в большинстве зап. социол. теорий (наиболее широко — в структурном функционализме) и обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ. сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие «И. моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей опред. вида. По той мере, в какой в ин-тах об-ва воплощены его ценности, а институциональные роли в свою очередь интернализованы в мотивационной структуре членов этого об-ва, можно судить о степени интеграции данной обществ, системы, о совпадении интересов об-ва в целом и частных интересов составляющих его индивидов.
В структурном функционализме рассматриваются идеальные модели полностью институционализированных социальных систем, представляющие собой аналитическую абстракцию. В любом реальном об-ве существует известная доля аномического, т. е. не подчиняющегося нормативному порядку, поведения (Аномия). В зависимости от сферы действия и их функции И. подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру об-ва по самым различ. критериям — от пола и возраста до вида занятий и способностей; регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам об-ва действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы контроля социального); культурные, связанные с идеологией, религией, иск-вом и т. п., и интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Развитие социальной системы сводимо к эволюции обществ. И. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т. е. находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Среди экзогенных факторов важнейшими явл. воздействия на социальную систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения И. под влиянием изменений в культуре связаны прежде всего с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом явл. способы оценки реальности, образующие «мироощущение» данной культурной общности, к-рые влияют решающим образом на характер И. С др. стороны, среди И. об-ва имеются такие, к-рые играют значит, роль в формировании этого мироощущения,— это в первую очередь И. семьи. Воздействия на И. со стороны личности подразумевают всякого рода новаторскую деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернализованной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей.
Эндогенные изменения И. происходят гл. обр. вследствие того, что тот или иной И. перестает эффективным образом обслуживать цели или интересы опред. социальных коллективов и групп. В таких случаях происходит переорганизация этих коллективов, часто выражающаяся в их дифференциации на более специализированные в функциональном отношении единицы. Это в свою очередь требует перестройки соотв. И. Эти новые дифференцированные структуры действуют на основе иных, более обобщенных и универсальных, институциональных норм, нежели прежние производственно-родственные единицы. Речь идет «о повышении и усложнении стандартов нормативного контроля в более дифференцированной системе по сравнению с менее дифференцированной». История эволюции социальных И. есть история постепенного превращения И. традиционного типа в И. совр. Традиционные И. характеризуются, прежде всего, аскриптивностью и партикуляризмом, т. е. основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большесемейная община явл. доминирующими И. первобытного об-ва. Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва появлялись И., регулирующие отношения между большеродственными коллективами и потому не полностью погруженные в кровнородственный контекст и традиционную «заданность». Это — политические И., И. экономического обмена, в функционировании к-рых аскриптивные критерии все более уступают место достиженческим.
В ходе своего развития И. становятся все более специализированными по функции; нек-рые из них занимают в системе И. положение господствующих. В развитых об-вах новейшего времени И., воплощающие достиженческий ценностный комплекс, получают все более широкое развитие. В число доминирующих попадают И. науки и массового высшего образования, к-рые обеспечивают интернализацию ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности, без присутствия к-рых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование совр. И. Отличительной чертой И. новейшего времени явл. также их относительно большая независимость от системы моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных И. становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности обществ, систем и происходит «расконформирование» личности, часто трактуемое как отчуждение. Л. А. Седов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Политический институт и политическая институционализация: определение понятий

Абрамов Андрей Вячеславович
В статье проанализированы различные подходы к определению политического института, даны авторские дефиниции категорий «политический институт» и «политическая институционализация».
Читать PDF

Институт образования как объект социально-философского анализа

Порожняков Александр Сергеевич
Читать PDF

Семья как социокультурный институт в историческом и современном контекстах (на примере культуры наро

Алексеева Н. Д.
В статье дается анализ семейно-брачных отношений в традиционной русской культуре, делается попытка проследить их влияние на развитие современного общества страны.
Читать PDF

Управленческая команда как социальный институт

Исламова Фарида Фердинантовна
Читать PDF

Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития ро

Самыгин П. С.
Читать PDF

Социальный институт; проблемы типологизации

Кобжицкий Валерий Владимирович
Рассмотрены вопросы теории институциональных ловушек, механизмы их эволюции.
Читать PDF

Социальный институт взаимопомощи в современной молодой семье Подмосковья

Прохорова Эльза Модестовна, Фадеева Юлия Валерьевна, Фодоря Анна Юрьевна
Читать PDF

Спорт как институт социализации молодежи

Кирсанов Владимир Евгеньевич
Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Читать PDF

Интеллектуальная собственность как социальный институт

Борисов Александр Федосеевич
Интеллектуальная собственность как социальный институт представляет собой совокупность социальных ролей и статусов физических лиц и отношений между ними по поводу продуктов интеллектуальной творческой деятельности, предназначенных
Читать PDF

СМИ как «четвертая власть» и институт социализации

Сафарян Арег Вартанович
Рассмотрение СМИ как «четвертой власти» стало общим местом как в науке, так и в журналистике.
Читать PDF

Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе

Гударенко Юлия Анатольевна
Исследуется рынок труда в качестве своеобразного критерия социальных изменений в конкретном обществе.
Читать PDF

Некоммерческие организации как социальный институт

Боронникова Елена Валерьевна, Кузнецова Лариса Архиповна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь

    далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политич
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси

    образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР (теории, методологии и методики социологических исследований - зав. отделом С.А
  • Институт демографии АН Украины

    (с 1934 г. – Институт демографии и санитарной статистики) первое в истории бывшего СССР государственное научно-демографическое учреждение. Организован в 1919 г. в Киеве, директором постоянно был М.В. П
  • ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ АН УССР

    ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ АН УССР (с 1934 - Ин-т демографии и санитарной статистики), первое в истории СССР гос. науч.-демографич. учреждение. Создан в 1919 в Киеве. Его бессменным директором был м В. Птуха. Осн.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    social institute) — см. Институт.
  • ИНСТИТУТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    устойчивая совокупность фиксированных норм и правил религиозного поведения верующих, имеющая организационные формы в соответствии с вероисповеданием, принятым в религиозных сообществах. И. р. з
  • Институт семьи

    это совокупность формальных норм и правил, неформальных и индивидуальных ограничений, регулирующих семейное поведение индивидов.
  • ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АН СССР

    единственный демографический институт на территории России за всю ее историю; работал в Ленинграде в 1930-1934 гг., был создан по инициативе В.В. Паевского, который вместе с С.А. Новосельским вел в нем о
  • Научно-исследовательский институт антропологии МГУ

    организован в 1922 г. по инициативе Д.Н. Анучина в Москве. Является одним из крупнейших мировых центров, занимающихся биологической антропологией.
  • Тавистокский институт человеческих отношений

    крупный научный центр Соединенного Королевства, изучающий проблемы эффективности производства через взаимоотношения между технологией производства и социально-психологическими технологиями.
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ

    далее - ОИСИ) - официальная социологическая организация в БССР, открытая в 1965 (решение Секретариата ЦК КПБ от 09.11.1965; директор заведующий кафедрой истории КПСС МГПИ кандидат исторических наук Молоч
  • Институт современной семьи

    набор формальных норм и правил и индивидуальных ограничений, соответствующих друг другу и регулирующих семейное поведение индивидов.
  • Институт традиционной семьи

    это совокупность социальных ограничений в виде формальных и неформальных ограничений, норм и правил, регулирующих семейное поведение индивидов.
  • ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ

    ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ Римского ун-та (Istituto di Demografia, Universila di Roma), учебно-науч. подразделение ф-та статистич. и демографич. наук Римского ун-та. Осн. в 1957. Наряду с педагогической деятельностью сотрудник
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ПО ДЕМОГРАФИИ

    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ПО ДЕМОГРАФИИ (Ne pesegtudomanyi Kutalo Intezet) при Центр. статистич. управлении Венгрии, гос. н.-и. учреждение. Создан в 1963 в Будапеште. Гл. направления науч. деятельности: изуче
  • ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ при Гетеборгском ун-те (Demografiska Institutionen), гос. специализир. н.-и. учреждение. Осн. в 1969; имеет статус независимого подразделения в структуре ун-та, подотчетен Шведскому совет
  • НИДЕРЛАНДСКИЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    НИДЕРЛАНДСКИЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Nederlands Interuniversitair Demografisch Instituut, NIDI), гoc. учебно-науч. учреждение Мин-ва просвещения и науки Нидерландов, осн. в 1970 в Ворбурге. Ведет изучени
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ, ИНЕД (Institut national d´etudes dernographiques - INED), гос. н.-и. учреждение Мин-ва социальных дел Франции, осн. в 1945 в Париже. Состоит из ряда отделов: общие пробл
  • МИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

    далее - МНИИСЭПП) - социологический исследовательский институт, созданный по решению Минского городского исполнительного комитета в 1993. Деятельность МНИИСЭПП обусловлена необходимостью постоян
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, ФРГ (Bundesmstitut fur Bevolkerungs forschung), гос. науч.-исследоват. учреж дение. Создан в 1973 в г. Висбаден. Осн. направления деятельности изучение проблем народона