Институт

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Институт
социальный - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Институт
от лат. institutum - установление, учреждение) - в узком смысле специализированное научное или учебное заведение, в широком - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений [98].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Институт
определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности людей, традиции.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ИНСТИТУТ
от лат. institution - учреждение, установление) - 1. Учреждение, установление. 2. Совокупность норм права, регулирующих определенную группу обществ. отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИНСТИТУТ
самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

ИНСТИТУТ
устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих определённую сферу человеческой деятельности и организующих систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Например, менеджмент, политические партии, профсоюзы, средства массовой информации.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ИНСТИТУТ
устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих определённую сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Например, менеджмент, политические партии, профсоюзы, средства массовой информации.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ИНСТИТУТ
от лат. institutum - учреждение, установление) - англ. institution/"institut; нем. Institution. нем. Institution, soziale. Истор. сложившиеся формы организации и регулирования обществ, жизни (напр., семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Институт
(от лат. institutum – учреждение, установление). Інститут. Institution. Установленный во времени порядок, определяющий правила и образцы поведения. Термин И. в социологии не имеет однозначного смысла. Помимо вышеуказанного значения, им определяют одновременно и организации, и учреждения, регулирующие социальное поведение и выполнение социальных функций индивидами и группами. Так, например, право как социальный институт есть и система правовых норм, и система органов (организаций), обеспечивающих действие норм права. См. также Социальный институт.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

институт
1) сложившиеся формы организации общественной жизни (семья, образование, религия, монархия), предполагающие совокупность социальных статусов и ролей; 2) совокупность норм, регулирующих типичное поведение людей; 3) учреждение, осуществляющее надзор или лечение; 4) установленный закон (институт процедуры развода); 5) по Д. Норту (определение, распространенное в институциональном подходе к изучению рынков в экономической социологии) - правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. - Литература: Норт Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 2; Его же. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ИНСТИТУТ
institute) — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Термин используется разными способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями. В функционалистской теории (см. Функционализм) понятие связано с условиями функциональных предпосылок или функциональных императивов. Малиновский перечисляет семь социальных институтов, в которых соединяются биологические и социально-психологические потребности. Гофман применяет термин тотальное учреждение для обозначения бюрократически организованных институтов (см. Бюрократия), члены которых имеют мало возможностей избегать норм и ролей административной структуры. Институционализация касается процесса, посредством которого разрабатываются и реализуются предназначенные для различных социальных установок нормы и роли. Хотя она часто включает сверхсоциализированную концепцию человека, исследователи, испытывающие влияние феноменологической социологии, подчеркивают творческие и адаптивные аспекты социальной жизни.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Институт
 (от лат. «institutum» – «установление, учреждение») – совокупность норм в какой-либо области общественных отношений, сфере совместной деятельности людей (например, институт творческой деятельности); распорядок, установленный какими-либо нормами (например, институт семьи, институт школы); условное наименование учреждений или организаций, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в каком-либо виде или области общественных отношений (например, институт общественных творческих организаций).
Традиционно выделяют такие фундаментальные институты, как собственность, государство, семья, наука, система средств массовой информации и коммуникации, воспитание и образование, право и другие.
Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение и т.п.), способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации.
Под общественными креативными институтами мы подразумеваем, с одной стороны, совокупность норм и критериев творческой деятельности (интеллектуальное, сугубо креативное, эстетическое развитие, формирование адаптивных качеств и глобального мышления) и, с другой стороны, ряд общественных творческих объединений и организаций, обеспечивающих совместную эврологическую деятельность индивидов, мотивированных к творчеству.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

Институт
(institution). От латинского institutio — основание, метод, обучение. Существуют три основных подхода к использованию этого понятия. С одной стороны, институт может рассматриваться с точки зрения праксиса. Так, например, в своем «Левиафане» (2651) Томас Гоббс предлагает нам рассуждать в контексте передачи власти или наделения полномочиями, подразумевая, что целью является только достижение общего блага при помощи гарантий договорных обязательств и защиты прав личности. Но также можно вслед за Максом Вебером рассматривать монополию на легитимные ограничения и ссылаться на совокупность норм и санкций, эксплицитным и формальным образом определенных не в рамках общности, а в рамках общества. Второе направление, которое молено найти как у барона Де ля Брэда так и у Эмиля Дюркгейма, придает значение верованиям и образцам поведения, которые, предшествуя индивидам, способны породить единство целого, идет ли речь о «духе нации» или о «коллективном сознании». Третья концепция не признает принцип эффективной автономии институциональной реальности вне экономической сферы (разделение задач, отношения господства—подчинения, борьба интересов в марксистской традиции) или культурной (легитимность системы ценностей и устранение напряженности в социологии Парсонса).
Современный анализ опирается на одну из вышеизложенных проблематик, при этом акцент может быть сделан на «идеологический аппарат государства» (Луи Альтюссер), на «общественное воображение» (Корнелиус Касториадис), на «стигматизацию» или «наклеивание ярлыков» (работы Мишеля Фуко или Ирвинга Гоффмана, посвященные «закрытым мирам»: больницам, приютам, тюрьмам). Также нельзя не упомянуть о вкладе юристов (Морис Горио, Ханс Кельзен) и экономистов (школа общественного выбора (Public Choice), представители институционального направления): отмеченные печатью временности, отвечающие императивам социализации, институты с этой точки зрения представляются правилами действий, направленными на «объективацию дисциплины жизни», основанной на «устойчивых взаимных ожиданиях».

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ИНСТИТУТ
INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей. Так, школа как социальный институт охватывает роли учащихся, учительские роли (обычно включающие различные роли для «младших», «старших» и «ведущих» учителей), а также, в зависимости от степени автономии школы по отношению к внешним структурам, роли родителей и роли менеджеров/инспекторов, связанные с соответствующими властями в сфере образования. Институт школы в целом охватывает все эти роли во всех школах, образующих школьную систему образования в данном обществе. Обычно выделяют пять основных комплексов институтов: (1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; (3) институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; (5) институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Институционализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными для того, чтобы их можно было описывать как институты. Это понятие играет важную роль в противодействии взгляду, согласно которому институты представляют собой данные и неизменные реальности, указывая на то, что изменения в социальной практике ведут как к модификации существующих институтов, так и к возникновению новых институциональных форм. Понятие институционализации связано с тем положением теории ролей, в соответствии с которым люди обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими людьми, а не просто следуют предписанным образцам поведения. Понятие института широко используется в социологии, хотя часто и без уточнения его значения. Различные социологические школы трактуют его различным образом. Функционалисты, например, могут считать, что институты удовлетворяют «потребности» индивидов или обществ, тогда как феноменологи интересуются тем, каким образом люди создают или адаптируют институты, а не просто реагируют на их существование. См. также: Норма; Социальная структура; Сравнительный метод; Потребность; Экономическая социология. Лит.: Eisenstadt (1968b; 1968c)

Источник: Социологический словарь

ИНСТИТУТ
(отлат. institutum — установление) социальный — понятие, используемое в большинстве зап. социол. теорий (наиболее широко — в структурном функционализме) и обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ. сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие «И. моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей опред. вида. По той мере, в какой в ин-тах об-ва воплощены его ценности, а институциональные роли в свою очередь интернализованы в мотивационной структуре членов этого об-ва, можно судить о степени интеграции данной обществ, системы, о совпадении интересов об-ва в целом и частных интересов составляющих его индивидов.
В структурном функционализме рассматриваются идеальные модели полностью институционализированных социальных систем, представляющие собой аналитическую абстракцию. В любом реальном об-ве существует известная доля аномического, т. е. не подчиняющегося нормативному порядку, поведения (Аномия). В зависимости от сферы действия и их функции И. подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру об-ва по самым различ. критериям — от пола и возраста до вида занятий и способностей; регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам об-ва действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы контроля социального); культурные, связанные с идеологией, религией, иск-вом и т. п., и интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Развитие социальной системы сводимо к эволюции обществ. И. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т. е. находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Среди экзогенных факторов важнейшими явл. воздействия на социальную систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения И. под влиянием изменений в культуре связаны прежде всего с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом явл. способы оценки реальности, образующие «мироощущение» данной культурной общности, к-рые влияют решающим образом на характер И. С др. стороны, среди И. об-ва имеются такие, к-рые играют значит, роль в формировании этого мироощущения,— это в первую очередь И. семьи. Воздействия на И. со стороны личности подразумевают всякого рода новаторскую деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернализованной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей.
Эндогенные изменения И. происходят гл. обр. вследствие того, что тот или иной И. перестает эффективным образом обслуживать цели или интересы опред. социальных коллективов и групп. В таких случаях происходит переорганизация этих коллективов, часто выражающаяся в их дифференциации на более специализированные в функциональном отношении единицы. Это в свою очередь требует перестройки соотв. И. Эти новые дифференцированные структуры действуют на основе иных, более обобщенных и универсальных, институциональных норм, нежели прежние производственно-родственные единицы. Речь идет «о повышении и усложнении стандартов нормативного контроля в более дифференцированной системе по сравнению с менее дифференцированной». История эволюции социальных И. есть история постепенного превращения И. традиционного типа в И. совр. Традиционные И. характеризуются, прежде всего, аскриптивностью и партикуляризмом, т. е. основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большесемейная община явл. доминирующими И. первобытного об-ва. Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва появлялись И., регулирующие отношения между большеродственными коллективами и потому не полностью погруженные в кровнородственный контекст и традиционную «заданность». Это — политические И., И. экономического обмена, в функционировании к-рых аскриптивные критерии все более уступают место достиженческим.
В ходе своего развития И. становятся все более специализированными по функции; нек-рые из них занимают в системе И. положение господствующих. В развитых об-вах новейшего времени И., воплощающие достиженческий ценностный комплекс, получают все более широкое развитие. В число доминирующих попадают И. науки и массового высшего образования, к-рые обеспечивают интернализацию ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности, без присутствия к-рых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование совр. И. Отличительной чертой И. новейшего времени явл. также их относительно большая независимость от системы моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных И. становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности обществ, систем и происходит «расконформирование» личности, часто трактуемое как отчуждение. Л. А. Седов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Институт образования как объект социально-философского анализа

Порожняков Александр Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Семья как социокультурный институт в историческом и современном контекстах (на примере культуры наро

Алексеева Н. Д.
В статье дается анализ семейно-брачных отношений в традиционной русской культуре, делается попытка проследить их влияние на развитие современного общества страны.
Читать PDF
0.00 байт

Спорт как институт социализации молодежи

Кирсанов Владимир Евгеньевич
Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Читать PDF
0.00 байт

Интеллектуальная собственность как социальный институт

Борисов Александр Федосеевич
Интеллектуальная собственность как социальный институт представляет собой совокупность социальных ролей и статусов физических лиц и отношений между ними по поводу продуктов интеллектуальной творческой деятельности, предназначенных
Читать PDF
0.00 байт

СМИ как «четвертая власть» и институт социализации

Сафарян Арег Вартанович
Рассмотрение СМИ как «четвертой власти» стало общим местом как в науке, так и в журналистике.
Читать PDF
0.00 байт

Управленческая команда как социальный институт

Исламова Фарида Фердинантовна
Читать PDF
0.00 байт

Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе

Гударенко Юлия Анатольевна
Исследуется рынок труда в качестве своеобразного критерия социальных изменений в конкретном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития ро

Самыгин П. С.
Читать PDF
0.00 байт

Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества

Кострикин А. В.
Статья посвящена исследованию молодежных общественных объединений как институтов гражданского общества в современной России.
Читать PDF
0.00 байт

Институт государства в условиях меняющейся внешней среды

Махмутова Ирина Наиловна
Рассматривается эволюция теоретических подходов к проблеме государства. Анализируется внешняя среда, в рамках которой взаимодействуют государство и рынок.
Читать PDF
0.00 байт

Институт социальной рекламы в оценках россиян

Маркин Илья Михайлович
В статье приводится анализ данных, полученных в ходе исследования институционализации социальной рекламы в России. Исследование проведено в 2008 г.
Читать PDF
0.00 байт

Концептуализация понятия «Социальный институт» в современной социологии

Юсуфов Михаил Михайлович
В данной статье речь идет о концептуализации понятия «социальный институт» в современной социологии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: