ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА МЕТОД

Найдено 1 определение
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА МЕТОД
исследовательский метод (качественный), разработанный в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации. Основывается на эмпирически доказанных положениях об универсальности интенциональных (мотивационно-целевых) принципов функционирования любых видов социальной коммуникации и о возможности выделения в любом целостном, завершенном коммуникативном акте (произведении, материале и т.д.) иерархически организованной структуры коммуникативно-познавтальных программ, ориентированных на интенцию. Интенция (от лат. intentio) – «стремление, намерение, цель, направленность на какой-либо предмет». Понятие, пришедшее из античной философии и средневековой схоластики; используется в экзистенциональной и феноменологической философии. Расширительное значение приобрело в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической концепциях, где используется при анализе любых проявлений человеческой активности в среде. Для этого в основу номинации положен имплицитно присутствующий здесь признак – «мотивация», характеризующий побуждающее начало человеческой деятельности. Соответственно, интенция трактуется как «равнодействующая мотивов и целей (точнее – искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром» (Т.М. Дридзе). Поскольку любой целостный, завершенный коммуникативный акт (по Т. Дридзе, «текст») рассматривается «…не как речеязыковая, а как коммуникативно-познавательная единица, т.е. изначально обращенное к партнеру, опредмеченное ментальное образование, ”цементированное” коммуникативной интенцией, составляющей его смысловое ядро» (Т. Дридзе), существуют общие, универсальные, при любых формах и способах общения, закономерности его структурной организации. Они отражают, во-первых, «набор» структурных элементов и, во-вторых, особенности взаимозависимости (предикативности) этих структурных элементов. На основе выделения таких структур строится МИА, позволяющий выявлять скрытые, латентные «пружины» овеществления в коммуникативном акте искомой «равнодействующей мотивов и целей» автора. Типовая интенциональная (мотивацинно-целевая) структура целостного, завершенного коммуникативного акта: 1-й уровень – сверхзадача, замысел, цель, целеполагание, коммуникативное намерение, мотивация общения (в комплексе – интенция). Большей частью вербально не выражена или выражена частично; 2-й уровень – тезисы и контртезисы; 3-й уровень – аргументы и контраргументы; 4-й уровень – иллюстрации (к тезису, аргументам, к разъяснениям тезиса, аргументов, к проблемной ситуации); 5-й уровень – фоны (к цели сообщения, к тезисам, аргументам, иллюстрациям); 6-й уровень – фоны к фонам. Все уровни «пронизывает» проблемная ситуация, вызвавшая к жизни данный акт коммуникации. И проблемная ситуация, и все уровни структуры ориентированы на интенцию, служат ее реализации. Составление мотивационно-целевой структуры начинается с выявления социокультурного фона, в котором происходил коммуникативный акт, а также определения проблемной ситуации. В отличие от речи и дискурса, которые «…подчинены законам языка как системы и, актуализируя эту систему, “развертываются” линейно» (Т. Дридзе), коммуникативный акт нелинеен: во временном, фактическом следовании его разных компонентов (при транслировании и, соответственно, восприятии) их иерархичность по отношению к интенции, как правило, не соблюдается (например, в телепередаче сначала может идти музыкальная заставка и только затем сообщаются некие идеи, факты). ИАМ позволяет проследить, как воспринятое произведение «преломилось» в сознании личности. Процедура основана на анализе особенностей его интерпретирования после восприятия (для этих целей в анкету включаются открытые вопросы с различными просьбами и заданиями). Сопоставление исходной, объективно существующей структуры конкретного произведения со структурой, отражающей особенности восприятия этого же произведения, позволяет определить, понял ли респондент интенциональность коммуникатора, различает ли главное, второстепенное, третьестепенное и т.д. (по отношению к интенциональности), запомнил ли основные логические и эмоциональные «узлы» (речь идет не о согласии с автором – только о понимании). Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации коммуникативных интенций; этот феномен связывается не с врожденными качествами, а с разным уровнем коммуникативных навыков личности. Возможность оценки качества интерпретирования позволяет осуществлять дифференциацию по социоментальным группам (синонимы: «группы сознания», группы по уровню развития коммуникативных навыков). При адекватной интерпретации происходит смысловой контакт, при котором совмещаются «смысловые фокусы» порождаемого и интерпретируемого произведения; отсутствие смыслового контакта характеризуется как коммуникативный сбой. ИАМ, как правило, используется в комплексных исследованиях, в сочетании с традиционными социологическими и социально-психологическими методами и подходами. Сопоставление результатов всех этапов изучения позволяет социальную диагностику и социально ориентированное проектирование: выявляются коммуникативные сбои и их причины, разрабатываются рекомендации, способствующие достижению диалога с аудиторией, анализируются особенности эмоционального и поведенческого реагирования разных групп аудитории, прежде всего социоментальных групп, по отношению к содержанию, автору, личности, социальному явлению, процессу. См. также: Интенция.
Лит.: Дридзе Т.М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2, М., 1990; Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач. М., 1994; Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М., 1999; Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М., 2000; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М., 2009. Т.З. Адамьянц

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.