Интервьюер

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Интервьюер (анкетер)
лицо, вступающее в непосредственное взаимодействие с опрашиваемым с целью получения от него желаемой информации.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Интервьюер
от англ. interview - деловая встреча; беседа)–человек, проводящий интервью. Интервьюер, как и анкетер, предварительно проходит специальную подготовку. См. Интервьюера эффект.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Интервьюер
1) исследователь, который проводит целенаправленную беседу и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования; 2) лицо, осуществляющее процесс интервью. Существуют определенные типы интервьюеров: агрессор, отстраненный, друг и т. д.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Интервьюер
англ. interviewer-беседующий)-лицо, проводящее интервью. В социологическом исследовании, проводимом методом интервью, И. выполняет ряд функций. Они зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение собственно интервью или беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих впечатлений от интервью и другие специальные отметки. Особое значение отводится принципам подбора кандидатов в И. и качествам, которыми он должен обладать. Первое требование к нему это располагающая внешность. Кроме того, необходимы определенные качества, наличие которых у кандидатов в И. выявляется с помощью многократной процедуры тестирования. К таким необходимым основным качествам относятся: добросовестность, психологическая устойчивость, восприимчивость, общительность, аккуратность, педантичность, сообразительность, высокий уровень интеллектуального развития, непредвзятость, интерес к людям, тактичность в обращении, хорошие манеры, четкость речи и т. п. От И. требуется умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его и вместе с тем не позволять ему слишком отклоняться от темы интервью. Он должен уметь держаться непринужденно, раскованно, выглядеть здоровым, бодрым, опрятно одетым, в соответствии с обстановкой и с той средой, в которой осуществляется опрос. Как показывает опыт многих социологических центров, из приблизительно 100 кандидатов в И. после процедур отбора, устных и письменных проверок остается, как правило, не более 10 человек. По мнению многих исследователей, наиболее подходят для работы в качестве И. женщины, особенно в возрасте 35-45 лет, с высшим образованием, с достаточным жизненным опытом и общительные по натуре (Г. Хаймен). Подавляющее большинство И. западных центров по изучению общественного мнения женщины. От правильного проведения беседы и навыков И. зависит качество полученной информации. Опыт свидетельствует, что большинство ошибок, допущенных в ходе всего исследования, являются ошибками И. В связи с этим разработано несколько непреложных правил, нарушать которые запрещается. В специальной «Азбуке для интервьюера» подчеркивается, что И. ни в коем случае не должен самостоятельно менять формулировки и порядок вопросов; не должен добавлять от себя или исключать что-либо из опросного листа; не делать подсказок опрашиваемому или давать наводящие пояснения. И. должен записывать ответ по возможности дословно, неукоснительно следовать специальной инструкции социолога, твердо усвоить, что лицо, обозначенное для опроса, не может быть заменено другим без разрешения социолога, что никогда не следует самому отвечать на вопросы вместо опрашиваемого и т. д. Многое зависит от степени подготовленности И. На практике существуют различные системы их подготовки. Наиболее эффективная из них предусматривает следующие этапы: 1) вводная беседа И. с социологом; 2) ознакомление с инструкцией для И.; 3) ознакомление с планом интервью или опросником; 4) пробные интервью между собой; 5) проверочное интервью с социологом; 6) показательное интервью, проводимое социологом-инструктором с одним из И.; 7) контрольное интервью с незнакомым лицом, осуществляемое под непосредственным наблюдением социолога. Применяются также различные способы контроля за качеством работы И.: периодические выборочные прослушивания социологом хода интервью, выборочные проверки качества заполнения опросных листов, повторные проверочные интервью с опрошенными лицами и т. п. Серьезной проблемой является воздействие И., или так называемый «эффект И.». Речь идет о возможности влияния личности И. на мнения и ответы опрашиваемых в процессе беседы. При этом воздействие могут оказывать как социально-демографические (пол, возраст, образование, профессия), так и сугубо личностные характеристики И. (темперамент, общительность, мировоззрение, ценностные, целевые установки и др.) Для уменьшения возможного влияния личностных характеристик социологи нередко ограничивают общее количество интервью, проводимых одним И., до 7-10, увеличивая число И. Поскольку это не всегда возможно и целесообразно, прибегают и к другим мерам предосторожности. Так, опыт свидетельствует, что не следует проводить более 5-6 интервью в день, иначе у И. может установиться «избирательное слушание», произойти стереотипизация записи ответов, наступить усталость, что в конечном счете резко снижает качество полученной информации. В отечественной социологической практике, как правило, в качестве И. на общественных началах привлекаются люди различных профессий: учителя, медицинские работники, студенты, комсомольские активисты, библиотекари и др. В тех случаях, когда имеется возможность оплатить труд И., за основу в большинстве своем берут среднемесячную зарплату лаборанта с учетом количества затраченных в процессе опроса часов. Затраты на обучение, подбор и подготовку И. могут быть оправданы лишь при наличии их постоянной сети. В нашей стране лишь несколько социологических центров обладают своей постоянной сетью И. Всю работу с ними они осуществляют на основе трудового договора. Центры периодически организуют для своих И. консультации, школы-семинары и курсы повышения квалификации.

Источник: Социологический справочник

ИНТЕРВЬЮЕР
англ. interviewer) - лицо, проводящее интервью. Функции И. зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям И. в последнее время все чаще стала добавляться еще одна - экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого. Рез-ты наблюдения И., его оценки, замечания относительно поведения опрашиваемого, различн. характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой ценную информацию методич. характера. Работа с И. начинается с отбора кандидатур. В настоящее время разработано множество принципов подбора кандидатов в И. Практически каждый социологич. центр, располагающий постоянной сетью И., имеет свои принципы отбора. В России подобные центры стали создаваться сравнительно недавно, поэтому общие принципы подбора недостаточно еще разработаны. Как правило, к этой работе привлекаются на обществ. началах люди различн. профессий, чаще всего студенты вузов, учителя, аспиранты. Первое требование к кандидату в И. - это располагающая внешность. Затем следует целый ряд необходимых качеств, к-рые выявляются с помощью многократного тестирования: добросовестность, психологич. устойчивость, восприимчивость, общительность, аккуратность, сообразительность, интеллектуальное развитие, непредвзятость, объективность и т. п. И. должен уметь слушать собеседника, не перебивать его, вместе с тем не позволять слишком отклоняться от темы интервью; должен обладать хорошей манерой Речи, умением держаться непринужденно, раскованно, выглядеть здоровым, бодрым, опрятным. Как показывает опыт, из 100 кандидатов после тестирования, устных и письменных проверок остается не более 10. С отобранными кандидатурами проводится серьезная работа по подготовке, к-рая включает следующие этапы: 1) вводная беседа с социологом; 2) ознакомление с инструкцией для И.; 3) ознакомление с планом интервью или опросником; 4) пробные интервью между собой; 5) проверочное интервью с инструктором; 6) показательное интервью, проводимое социологом с одним из И.; 7) контрольное интервью с незнакомым лицом, проводимое под наблюдением социолога. Разработаны и применяются на практике также различн. способы контроля за качеством работы И.: периодические прослушивания социологом интервью, выбороч. проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью, проводимые социологом. От правильного поведения И. во время беседы также во многом зависит качество получаемой информации. В связи с этим разработаны несколько непреложных правил, нарушать к-рые И. не должен. В специальных "Азбуках для интервьюера" подчеркивается, что И. ни в коем случае не должен менять самостоятельно формулировки и порядок вопросов в опросном листе; не должен добавлять чего-либо от себя к содержанию вопроса; не делать подсказок и наводящих пояснений, должен записывать ответ по возможности дословно. И. должен неукоснительно следовать инструкции, твердо усвоить, что лицо, обозначенное для опроса, не может быть заменено другим без ведома социолога, что никогда не следует заполнять опросный лист самому. Разработаны целевые каталоги качеств, необходимых И. По мнению многих исследователей, женщины более подходят для этой работы. Лучшими интервьюерами являются женщины в возрасте 35 - 45 лет, с высшим образованием, с достаточным жизненным опытом и общительные по натуре (Г. Хаймен). Почти во всех зап. центрах по изучению обществ. мнения женщин-интервьюеров больше, чем мужчин (в ин-те Гэллапа 60% интервьюеров - женщины; в ин-те Норка - 85%; в ин-те Роупера - 97%). Серьезной проблемой для социологов является воздействие И., или "эффект интервьюера". Речь идет о влиянии личности И. на мнения и поведение опрашиваемых в процессе интервью. При этом воздействовать могут как соц.-демографич. (пол, возраст, образование, соц. происхождение), так и индивидуально-личностные характеристики И. (темперамент, общительность, манера речи и поведения, внешность, ценностные ориентации и целевые установки). Чтобы уменьшить возможность воздействия личностных характеристик, социологи ограничивают количество интервью, проводимых каждым И., до 7-10 в течение всего исследования за счет увеличения числа самих И. Это позволяет также свести до минимума искажения получаемой информации, обусловленные систематич. воздействием И.: "избирательным слушанием" (когда И. слышит в ответ лишь то, что он настроен услышать); "профессионализацией" И., выработкой у него после определенного количества интервью вероятностных и типологич. ожиданий, приводящих к стереоти-пизации записи ответов респондентов. Воздействие ценностных ориентации, целевых установок и соц.-демографич. характеристик И. в определенной степени поддается контролю и учету на этапе обобщения и теоретич. анализа данных. Лит.: Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978; Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван. 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987; Hyman H.H. Interviewing in social research. Chicago, 1954. Г.А. Погосян.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
710.52 кб

Социологическая идентичность. Интервью с профессором К. Пламмером

В марте 2004 г в рамках проекта «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в Томском государственном университете», поддержанного НФПК РФ, состоялась стажировка ряда преподавателей философского факультета То
Читать PDF
186.01 кб

Влияние объективных характеристик интервьюеров на результаты телефонного опроса

Журавлева Светлана Львовна
Рассматривается проблема смещений, возникающих в телефонном интервью под влиянием объективных характеристик интервьюера. Анализируются результаты специального методического эксперимента.
Читать PDF
55.82 кб

Mediated action: между разумом и культурой: интервью с профессором Джеймсом вёрчем) (запись беседы,

Чикишева Анна Сергеевна, Трушкина Екатерина Юрьевна
Вопросы, адресованные профессору Джеймсу Вёрчу, посвящены понятиям «культура», «опосредованное действие», «культурные инструменты», влиянию представителей отечественной школы на развитие междисциплинарных исследований в гуманитарн
Читать PDF
171.05 кб

Эффекты возраста интервьюера

Журавлева Ирина Валерьевна
Рассматриваются основные теоретические модели эффекта интервьюера, в рамках которых анализируется влияние возраста интервьюера на полноту и качество ответов респондентов.
Читать PDF
499.10 кб

Триангуляция в контент-анализе: пример углубленных интервью с представителями российской элиты

Олейник Антон
The article offers a new approach toward triangulating results of qualitative and quantitative content analysis, instrumental and representational interpretation of the data.
Читать PDF
175.66 кб

Эффект ожиданий интервьюера: проблемы и перспективы экспериментальных исследований

Проскурина Дарья Андреевна
Анализируются основные исследовательские трудности при моделировании экспериментов, направленных на изучение эффектов ожиданий интервьюеров; приводятся результаты конкретных эмпирических исследований.
Читать PDF
439.96 кб

Переписывая себя: репрезентации советского опыта в автобиографиях и интервью мигрантов из России в Ф

Савкина Ирина Леонардовна
В статье анализируются репрезентации «советского» как идеологического концепта и как части персонального опыта в автобиографиях (1997 г.) и интервью (2007 г.) эмигрантов в Финляндию из республик бывшего СССР.
Читать PDF
171.96 кб

«в обществе должен быть культ науки». Интервью директора Санкт-Петербургского филиала института исто

Читать PDF
163.88 кб

«Люди идут в науку, потому что они фанатики». Интервью

Тамаш Пал , Ащеулова Н. А., Душина С. А., Ломовицкая В. М.
Читать PDF
268.49 кб

Интервью со мной в блоге Анатолия мильнера «Социальные сети на работе и для работы»

Ладыжец Наталья Сергеевна
Приводятся материалы экспертного интервью Н.С.Ладыжец по поводу конфликтного противостояния членов сообществ социальной сети «Профессионалы.ру».
Читать PDF
123.17 кб

Доступ в поле в уличных интервью

Рочева А. Л.
Автор статьи обращается к проблеме физического и социального доступа в поле социологического исследования при изучении темы рождения детей в сообществе мигрантов.
Читать PDF
325.19 кб

Теория и практика интервьюирования как ключевого этапа в процессе подбора персонала на малом предпри

Уфимцев Виктор Владимирович, Мезенцев Евгений Михайлович
В данной статье рассматриваются цели, задачи, современные подходы к проведению собеседования (интервью), технологические особенности и приемы, которые необходимы для эффективной и максимально объективной оценки соискателя, а также
Читать PDF
150.41 кб

Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска

Чеховский Иван Викторович
В статье предпринимается попытка описания одного из трех универсальных методов сбора эмпирической социологической информации метода интервью.
Читать PDF
0.00 байт

Ключевые проблемы современного российского науковедения (по материалам Интервью с ведущими российски

Гиндилис Наталья Львовна
Бурное развитие науки в середине XX столетия обусловило необходимость разнообразных исследований самой науки. В СССР во второй половине 1960-х годов происходила институционализация новой дисциплины — науковедения.
Читать PDF
119.60 кб

Особенности исследования наркотизма методом формализованного интервью

Комлев Юрий Юрьевич
Yury Yu.

Похожие термины:

  • Интервью биографическое

    метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизо
  • Бланк интервью

    вопросник, используемый в очных интервью.
  • Интервью с целью расследования

    investigative interviewing) – проводится с ребенком в рамках других мероприятий при подозрении на насильственные по отношению к нему действия. Сам термин предполагает, что к данной ситуации следует отнестись
  • Диалоговое интервью

    форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относител
  • Инструкция для интервьюера

    письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирования, а также определяющей права и обязанности интервьюера в данном исследовании.
  • ИНТЕРВЬЮЕРА ЭФФЕКТ

    interviewer effect — Искажения в ответах респондентов, обусловленные влиянием со стороны интервьюера. См. интервью.
  • ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    интервью только для конкретного СМИ.
  • ИНТЕРВЬЮ ЭКСПЕРТОВ

    интервью с компетентными лицами, не являющимися объектами исследования, но предоставляющими важную информацию.
  • ФОКУС-ГРУППА, групповые фокусированные интервью

    социологическое интервью , основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной групп
  • ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАННОЕ

    интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом.
  • Интервью формализованное

    вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета-интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов [11.– С.
  • ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ

    англ. interview, in depth/depth; нем. Tiefeninterview. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения неизвестных переменных глубоких пластов более широкого соц.-психол. контекста, недоступных при с
  • ИНТЕРВЬЮ ГРУППОВОЕ

    интервью, в котором одновременно участвуют несколько кандидатов.
  • Интервью индивидуальное

    это такой способ получения эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.
  • ИНТЕРВЬЮ

    метод сбора социальных данных на индивидуальном уровне.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

    выделение по определенному основанию различи. видов интервью. Существует множество К.и. Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выд
  • ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ

    вид глубинного интервью, предназначенный для выяснения причин поведения, установок и мотивации, зачастую вытекающих из биографии опрашиваемого.
  • Интервью лейтмотивное

    позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии [34.– С.418].
  • ИНТЕРВЬЮ ЛИЧНОЕ

    англ. interview, personal; нем. Interview, personliches. Интервью, проводимое в условиях непосредственного соц. взаимодействия.
  • ИНТЕРВЬЮ МЯГКОЕ - ЖЕСТКОЕ

    англ. interview, soft - hard; нем. Interview, weiches - hartes. Форма интервью, характеризующаяся поведением интервьюера по отношению к опрашиваемому. При "мягком" интервью интервьюер стремится достичь доверия опрашива