ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ
ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ
теории, изучающие закономерности и формы взаимодействия общества со средой обитания.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
инвайронментализм
1) социологический подход, предполагающий анализ социальных реалий через призму среды их существования; 2) социальное движение, борющееся за качество окружающей среды, ее воспроизводство в целях оптимального протекания экологических процессов для человека. - Литература: Яницкий О.Н. Экологическое мышление эпохи «великого передела». М.: Издательство РОССПЭН, 2008; Его же. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ
теории, изучающие закономерности и формы взаимодействия об-ва со средой обитания, многообразие связей социальных изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов. Инвайронментальная социология — дисциплина, использующая социально- экологический подход, ограничивая его рамками локального сообщества. Инвайронментализм в целом — общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, в центре внимания к-рой находится взаимодействие социальных образований со средой обитания. Кроме того, инвайронментализм — социальное движение за кач-во среды обитания. Наиболее полное концептуальное развитие его идеи получили в амер. социологии. Социально-экологические концепции во мн. связаны с социал-дарвинизмом, эволюционизмом, инструментализмом, натурализмом. В условиях перехода от экстенсивного к интенсивному природопользованию в середине 19 в. сформировались четыре осн. социально-реформистские ориентации в решении проблемы взаимодействия об-ва и природной среды: консерва- ционизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм. Последняя ориентация отличалась оптимизмом в отношении естеств., стихийного разрешения экологических затруднений, антиреформизмом. Природа, с этой т. зр. существует для частного интереса и индивидуальной инициативы.
Сторонники консервационизма (Б. Фернау, Дж. Пиншо и др.) представляли т. наз. «утилитаристское» крыло инвайронментализма, считающее, что реорганизация обществ, ин-тов должна быть направлена на рациональное и продуктивное природопользование, обеспечение экономического роста и эгалитарного распределения природных благ. В целом консервационизм занимался разработкой технологии управления природопользованием. В противоположность консервационизму («техноцентризму») охранительное движение («биоцентризм») выступало за сохранение дикой природы, к-рая, с его т. зр., обладает ценностью независимо от ее возможностей использования. Для биоцентризма («Сьерра Клаб», Дж. Мьюир, Дж. Катлин, Дж. Одюбон, Ф. Паркмен, Э. Эванс и др.), основывающегося на романтических представлениях о природе, заимствованных у «новоангл. трансцендентализма» (Р. У. Эмерсон, Г. Торо), характерно соотнесение об-ва с природой как с наиболее совершенным и наделенным духовными кач-вами сущим. Биоцентристы определяют инвайронментализм как способ (состояние) бытия и опред. тип поведения; по их мн., охрана и рациональное природопользование выступают лишь как внешние проявления более глубоких мотивов и ценностных ориентации. Экологисты, наиболее близкие к академическим кругам, строят свою модель взаимодействия об-ва с природой на объективных, естеств.-научных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества, они видят назначение социальной системы в том, чтобы обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов.
Представители этого направления предложили три социально-экологические идеи, к-рые до сих пор сохранили значение для инвайронментального теоретизирования: идеи экосистемного холизма(А. Леопольд), «морального сообщества» (соединяющую холизм с индивидуализмом) и биотического функционализма. Последняя заключается в том, что моральные нормы и социальные ин-ты, ими интегрируемые, рассматриваются как функциональные двойники естеств., биологических инстинктов, позволяющие сохранить целостность и гармонию экосистемы. Развитие инвайронментальных идей собственно в социологии связано прежде всего с «классической» социально-экологической концепцией чикагской школы. Основой этой концепции послужило представление об об-ве как об организме, о «глубоко биологическом феномене», обладающем помимо социального (культурного) уровня биотическим, к-рый лежит в основе всего социального развития и в конечном счете определяет тип обществ, организации (Парк).
Последователи чикагской школы предпринимали попытки переосмысления социально-экологической теории в направлении «социологизации» и преодоления биосоциального дуализма ее концепции (Вирт, Р. Маккензи). В функционалистском варианте (40—50-е гг.) «сообщество» понималось уже не как «организм» и носитель субсоциальных сил, а как функциональная единица, способная к взаимодействию со средой. Социальный атомизм «классической» концепции был заменен «организационным» функционализмом (А. Холи, «Экологического комплекса» концепция). Середину 70-х гг. можно считать началом нового этапа в развитии инвайронментальной социологии. Социально-экологические идеи были восприняты различ. социальными дисциплинами, что способствовало развитию междисциплинарных исследований по экологической проблематике; происходила заметная «экологизация» традиционных идеологических доктрин («экомарксизм», «экофеминизм», «экофашизм» и проч.). В последние десятилетия инвайронментализм перерастает узкие научные и национальные рамки, становится обоснованием глобальной переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения, новых целей и приоритетов научного творчества, новым типом рациональности. «Новая инвайронментальная парадигма» в социологии (У. Каттон, Р. Данлап и др.) отрицает т. наз. социол. «герметизм», антропоцентризм в изучении об-ва, необходимость «экспоненциального экономического роста» и возможность непрерывного социального и культурного развития. Авторы «новой парадигмы» считают несостоятельными все предшествующие социол. теории объяснения социально-экологических противоречий обществ, развития, пытаются восстановить в социол. теории принцип гармонии взаимодействия природной и социальной среды. В целом совр. инвайронментальная социология ставит следующие задачи: создать основу для синтеза предшествующих традиций в социол. теории; объяснить на этой основе «новую социальную реальность», суть к-рой заключается в экологическом кризисе; дать направление радик. преобразованию системы ценностей совр. об-ва и соотв. этой системе новые образцы экологически оправданного поведения. К особенностям инвайронментализма можно отнести тесную связь с решением практических (локальных) задач; глобальную гуманистическую направленность, сближающую инвайронментальную парадигму с др. «альтернативными» движениями; попытки преодолеть социол. «герметизм», наладить междисциплинарные контакты, не повторяя при этом редукционистских ошибок в социол. теории.
Хотя на совр. этапе развития «новой парадигмы», к-рый ее авторы считают начальным, ей не удалось осуществить задачи «синтеза» и переориентации социол. теории, выдвигаемая ею на первый план проблематика привлекает внимание все большего числа специалистов.
Сторонники консервационизма (Б. Фернау, Дж. Пиншо и др.) представляли т. наз. «утилитаристское» крыло инвайронментализма, считающее, что реорганизация обществ, ин-тов должна быть направлена на рациональное и продуктивное природопользование, обеспечение экономического роста и эгалитарного распределения природных благ. В целом консервационизм занимался разработкой технологии управления природопользованием. В противоположность консервационизму («техноцентризму») охранительное движение («биоцентризм») выступало за сохранение дикой природы, к-рая, с его т. зр., обладает ценностью независимо от ее возможностей использования. Для биоцентризма («Сьерра Клаб», Дж. Мьюир, Дж. Катлин, Дж. Одюбон, Ф. Паркмен, Э. Эванс и др.), основывающегося на романтических представлениях о природе, заимствованных у «новоангл. трансцендентализма» (Р. У. Эмерсон, Г. Торо), характерно соотнесение об-ва с природой как с наиболее совершенным и наделенным духовными кач-вами сущим. Биоцентристы определяют инвайронментализм как способ (состояние) бытия и опред. тип поведения; по их мн., охрана и рациональное природопользование выступают лишь как внешние проявления более глубоких мотивов и ценностных ориентации. Экологисты, наиболее близкие к академическим кругам, строят свою модель взаимодействия об-ва с природой на объективных, естеств.-научных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества, они видят назначение социальной системы в том, чтобы обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов.
Представители этого направления предложили три социально-экологические идеи, к-рые до сих пор сохранили значение для инвайронментального теоретизирования: идеи экосистемного холизма(А. Леопольд), «морального сообщества» (соединяющую холизм с индивидуализмом) и биотического функционализма. Последняя заключается в том, что моральные нормы и социальные ин-ты, ими интегрируемые, рассматриваются как функциональные двойники естеств., биологических инстинктов, позволяющие сохранить целостность и гармонию экосистемы. Развитие инвайронментальных идей собственно в социологии связано прежде всего с «классической» социально-экологической концепцией чикагской школы. Основой этой концепции послужило представление об об-ве как об организме, о «глубоко биологическом феномене», обладающем помимо социального (культурного) уровня биотическим, к-рый лежит в основе всего социального развития и в конечном счете определяет тип обществ, организации (Парк).
Последователи чикагской школы предпринимали попытки переосмысления социально-экологической теории в направлении «социологизации» и преодоления биосоциального дуализма ее концепции (Вирт, Р. Маккензи). В функционалистском варианте (40—50-е гг.) «сообщество» понималось уже не как «организм» и носитель субсоциальных сил, а как функциональная единица, способная к взаимодействию со средой. Социальный атомизм «классической» концепции был заменен «организационным» функционализмом (А. Холи, «Экологического комплекса» концепция). Середину 70-х гг. можно считать началом нового этапа в развитии инвайронментальной социологии. Социально-экологические идеи были восприняты различ. социальными дисциплинами, что способствовало развитию междисциплинарных исследований по экологической проблематике; происходила заметная «экологизация» традиционных идеологических доктрин («экомарксизм», «экофеминизм», «экофашизм» и проч.). В последние десятилетия инвайронментализм перерастает узкие научные и национальные рамки, становится обоснованием глобальной переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения, новых целей и приоритетов научного творчества, новым типом рациональности. «Новая инвайронментальная парадигма» в социологии (У. Каттон, Р. Данлап и др.) отрицает т. наз. социол. «герметизм», антропоцентризм в изучении об-ва, необходимость «экспоненциального экономического роста» и возможность непрерывного социального и культурного развития. Авторы «новой парадигмы» считают несостоятельными все предшествующие социол. теории объяснения социально-экологических противоречий обществ, развития, пытаются восстановить в социол. теории принцип гармонии взаимодействия природной и социальной среды. В целом совр. инвайронментальная социология ставит следующие задачи: создать основу для синтеза предшествующих традиций в социол. теории; объяснить на этой основе «новую социальную реальность», суть к-рой заключается в экологическом кризисе; дать направление радик. преобразованию системы ценностей совр. об-ва и соотв. этой системе новые образцы экологически оправданного поведения. К особенностям инвайронментализма можно отнести тесную связь с решением практических (локальных) задач; глобальную гуманистическую направленность, сближающую инвайронментальную парадигму с др. «альтернативными» движениями; попытки преодолеть социол. «герметизм», наладить междисциплинарные контакты, не повторяя при этом редукционистских ошибок в социол. теории.
Хотя на совр. этапе развития «новой парадигмы», к-рый ее авторы считают начальным, ей не удалось осуществить задачи «синтеза» и переориентации социол. теории, выдвигаемая ею на первый план проблематика привлекает внимание все большего числа специалистов.