КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ
communicative competence) — средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей. Он отражает ограничения в лингвистике, связанные с концентрацией главным образом на синтаксической способности (ср. Чомский). В формулировке акронима S.P.E.A.K.I.N.G. (говорящий) Гаймс показывает элементы социальных ситуаций, имеющих отношение к слову: декорации и сцена, цели участников, последовательность действий, "ключ", средства, нормы и жанры. Чтобы вообразить их взаимодействие в интегрированной совокупности правил, можно было бы, по-видимому, указать на невозможную цель, и многие критики стали бы сомневаться в том, является ли формулировка "правила" соответствующей. Однако концепция Гаймса выявляет важную сферу жизни и делает попытку смоделировать "коммуникативную способность". Не обращаясь ни к "психологизму", ник "социологизму", Хабермас, например, подразумевает под ней "идеальную речевую ситуацию", из которой можно получить дискурсивные понятия истины и справедливости.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Коммуникативная способность
Средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей. Он отражает ограничения в лингвистике, связанные с концентрацией внимания главным образом на синтаксической способности. В формулировке акронима S.P.E.A.K.I.N.G. (говорящий) Гаймс показывает элементы социальных ситуаций, имеющих отношение к слову: декорации, сцена, цели участников, последовательность действий, «ключ», средства, нормы и жанры. Чтобы вообразить их взаимодействие в интегрированной совокупности правил, можно было, по-видимому, указать на недостижимую цель, и многие критики стали бы сомневаться в том, является ли формулировка «правила» соответствующей. Однако в своей концепции Гаймс выявляет важную сферу жизни и делает попытку смоделировать «коммуникативную способность». Хабермас, например, подразумевает под ней «идеальную речевую ситуацию», из которой можно получить дискурсивные понятия истины и справедливости, не обращаясь ни к «психологизму», ни к «социологизму». Интерес представляет «ситуативный набор» обстоятельств, условий, участников коммуникации специфических видов (типов). В то же время необходимо разделять собственно способности (например, личностные, в том числе по освоению и использованию коммуникативного пространства) и возможности, связанные с состоянием коммуникативной среды. У Гаймса элементы относятся, скорее, ко второму. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
233.29 кб

О формировании коммуникативной способности

Шилков В. Ю., Шилков Ю. М.
В статье осуществляется спецификация философско-антропологического подхода к проблемам формирования коммуникативной компетентности и коммуникативного поведения.
Читать PDF
165.03 кб

Коммуникативно-речевые способности учащихся

Козырова А. А.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями коммуникативных способностей учащихся.
Читать PDF
264.29 кб

Понятие коммуникативно-творческих способностей

Громенко Л.Н.
В данной статье говорится о коммуникативно-творческих способностях личности, о важности и способах их развития.
Читать PDF
120.72 кб

Развитие коммуникативных способностей студентов

Дулевич Александр Федорович, Осоко Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью развития коммуникативных способностей студентов. Анализируются причины слабой адаптации выпускников университета на предприятиях.
Читать PDF
1.19 мб

Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников

Блохина Е. А.
Читать PDF
116.40 кб

Изучение коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе

Весельева Ирина Петровна
Представлены основные результаты исследования показателей коммуникативных способностей будущих дефектологов. Выделены особенности коммуникативных способностей студентов-дефектологов.
Читать PDF
314.35 кб

Коммуникативная компетенция как синтез речевой и языковой способности

Щербакова Виктория Викторовна
Читать PDF
213.73 кб

Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков

Медникова Анастасия Александровна
Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях.
Читать PDF
1.47 мб

К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности»

Кукуев Евгений Анатольевич
Читать PDF
280.94 кб

Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей

Мовсесян Лина Сергеевна
Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа.
Читать PDF
364.24 кб

Невербальное общение в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов

Сапегина Т. А.
Показано, что невербальное общение является составной частью педагогического общения и способствует оптимальной организации общеобразовательного процесса по физической культуре
Читать PDF
325.90 кб

Психологические особенности эмоционально-коммуникативных способностей педагога

Голубева М.В., Рыжов В.В.
изучается новая область проявления творческих способностей личности эмоциональная креативность.
Читать PDF
137.38 кб

Формирование коммуникативных способностей подростков с отклоняющимся поведением

Новик Н. Н.
В статье представлен анализ ситуации, складывающийся при решении проблемы формирования коммуникативных способностей подростков с отклоняющимся поведением в условиях регионального полиязычия.
Читать PDF
301.96 кб

Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии

Бабудоржиева Эржена Дулзыновна
В статье представлен краткий теоретический обзор основных современных психологических исследований по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, рассмотрены их содержательные характеристики и структурные компоненты.
Читать PDF
1.76 мб

Коммуникативная способность подростка как фактор профессионального самоопределения

Николаева Наталья Викентьевна