communicative competence) — средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей. Он отражает ограничения в лингвистике, связанные с концентрацией главным образом на синтаксической способности (ср. Чомский). В формулировке акронима S.P.E.A.K.I.N.G. (говорящий) Гаймс показывает элементы социальных ситуаций, имеющих отношение к слову: декорации и сцена, цели участников, последовательность действий, "ключ", средства, нормы и жанры. Чтобы вообразить их взаимодействие в интегрированной совокупности правил, можно было бы, по-видимому, указать на невозможную цель, и многие критики стали бы сомневаться в том, является ли формулировка "правила" соответствующей. Однако концепция Гаймса выявляет важную сферу жизни и делает попытку смоделировать "коммуникативную способность". Не обращаясь ни к "психологизму", ник "социологизму", Хабермас, например, подразумевает под ней "идеальную речевую ситуацию", из которой можно получить дискурсивные понятия истины и справедливости.
КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Коммуникативная способность
Средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей. Он отражает ограничения в лингвистике, связанные с концентрацией внимания главным образом на синтаксической способности. В формулировке акронима S.P.E.A.K.I.N.G. (говорящий) Гаймс показывает элементы социальных ситуаций, имеющих отношение к слову: декорации, сцена, цели участников, последовательность действий, «ключ», средства, нормы и жанры. Чтобы вообразить их взаимодействие в интегрированной совокупности правил, можно было, по-видимому, указать на недостижимую цель, и многие критики стали бы сомневаться в том, является ли формулировка «правила» соответствующей. Однако в своей концепции Гаймс выявляет важную сферу жизни и делает попытку смоделировать «коммуникативную способность». Хабермас, например, подразумевает под ней «идеальную речевую ситуацию», из которой можно получить дискурсивные понятия истины и справедливости, не обращаясь ни к «психологизму», ни к «социологизму». Интерес представляет «ситуативный набор» обстоятельств, условий, участников коммуникации специфических видов (типов). В то же время необходимо разделять собственно способности (например, личностные, в том числе по освоению и использованию коммуникативного пространства) и возможности, связанные с состоянием коммуникативной среды. У Гаймса элементы относятся, скорее, ко второму. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.