КОНТ Огюст

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Конт Огюст
(1798–1857) французский философ-позитивист и основоположник социологической науки, стремившийся построить ее методологию по образу и подобию естественно-научного знания. Он рассматривал социологию как социальную физику, выделяя в ней социальную статику и социальную динамику. Основное произведение - «Курс позитивной философии» (в 6-ти т.).

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

КОНТ ОГЮСТ
(1798-1857) - известный французский социолог и философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, родоначальник позитивистской социологии и философии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Заслуга Конта состоит в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделил предметную область социологии в качестве самостоятельной науки, дал характеристику иерархии наук, предложил сам термин "социология". Основные труды Конта Огюста: шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842) и четырёхтомная "Система позитивной политики" (1851-1854).

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

КОНТ Огюст
(1798-1857) - фр. социолог, основоположник направления позитивизма. В работах «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики» (1851-1854) ввел в употребление термин «социология», характеризующий высшую ступень научного знания и венчающий иерархическую систему основных наук: математику - астрономию - физику - химию - биологию. Социология призвана изучать законы наблюдаемых социальных явлений, как и любая другая наука, не прибегая к помощи трансцендентных начал. Социология, по мнению К., разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Конт Огюст
Comte, Auguste) (1798—1857), франц. философ, ввел в науч. оборот термин социология. Считается, что К. и его соотечественник Сен-Симон (граф Клод-Анри де Рувруа) (1760—1825) стояли у истоков социологической науки. К. утверждал, что об-во подобно организму, каждая часть к-рого выполняет особую роль, обеспечивая жизнедеят-ть целого. Эти идеи оказали влияние на Дюркгейма и способствовали развитию функционализма. В своей гл. работе Курс позитивной философии (1830—42) К. сформулировал знаменитый закон трех стадий. Он полагал, что человеческое познание и об-во проходят в своем развитии три разл. стадии: теологич., метафиз. и позитивную. На первой стадии все объясняется волей богов, на второй — абстрактными факторами (такими, как природа), на третьей — посредством науч. открытий. К. рассматривал социологию как позитивную науку, основанную на анализе непосредственно наблюдаемых явлений, а свою систему назвал позитивизмом. Его девиз Порядок и прогресс начертан на гос. флаге Бразилии.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Конт Огюст
(1798–1857) Мыслитель, предложивший термин «социология» и впервые использовавший его при публикации четвертого тома своего «Курса позитивной философии» (1838). Конт полагал, что социология является наукой которая должна использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конт а сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Общества же эволюционируют, проходя три основные стадии развития - примитивную, промежуточную и научную. Социология, представляющая собой вершину наук, должна развиваться как анализ социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании непрерывности социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили появление функционализма, в настоящее время представление Конта о роли социологии обычно считается устаревшим.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

КОНТ ОГЮСТ

1798-1857) - франц. философ и социолог. По мысли К., соц. мышление становится научн., т. е. социологич. в той мере, в какой проникается "позитивным духом", а этот последний заключается прежде всего в обнаружении на основе наблюдения и эксперимента "неизменных законов естественных явлений". По К., история мысли (религиозной, эстетич., научн., филос.) составляет необходимый аспект общей соц. эволюции (см. Закон трех стадий). Др. ведущая идея К. - "система", органически связанная с понятием законов. Она обладает статич. и динамич. характеристиками, поэтому и социология подразделяется на "статику социальную" (см.) и "динамику социальную" (см.). Главный интерес К. лежал в области соц. динамики, поэтому соц. статика разработана у него хуже. Здесь, однако, важно то, что об-во, по К., в свою очередь, состоит из систем, а не из отдельных индивидуумов. Посредствующее звено между индивидуумом и об-вом - семья. В рамках семьи существует "истинное единство", "семейная связь совсем иной природы, нежели соц." Соц. связь носит в известной степени внешний характер и обеспечивается правительством, к-рое действует посредством материальной силы, хотя вместе с тем оно порождено органич. потребностью в поддержании порядка, т. е. соц. иерархии. Считая биологию фундаментом социологии, К. механизм индивидуальной мотивации объяснял "инстинктивными импульсами", сочетания к-рых образуют "чувства". Он постулирует столько "инстинктов", сколько ему нужно для объяснения многообразия соц. активности: есть инстинкт "военный", "производительный", "альтруистич." (симпатич.), "эгоистич." и т. п. (см. Инстинктивизм). В середине 40-х гг. во взглядах К. происходит перелом. Он решает "расширить" социологию за счет "субъективного метода" и превратить ее в "практич. науку" преобразования об-ва на основе "социолатрии" - культа человечества как единого "Великого существа". Соч.: Дух позитивной философии. СПб, 1910; Systcmede politique positive. P., 1851; Course de philosophie positive. P., 1908. M.A. Кисель.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КОНТ Огюст
COMTE, Auguste) (1798-1857) Автор термина «социология», который впервые был употреблен в рамках публикации в 1838 г. — в четвертом томе «Курса позитивной философии» (Comte, 1838). Конт был секретарем К. Сен-Симона, и впоследствии вопрос о соотношении их вклада в теорию социализма и социологию стал предметом продолжительной научной полемики. Конт считал, что социология — наука, которая основывается на использовании наблюдения, эксперимента и сравнения, — точно соответствует новому социальному порядку индустриальной Европы. Научный позитивизм Конта сочетался с эволюционистским взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Эволюция человеческих обществ также включает в себя три основные стадии — примитивную, промежуточную и научную. Человеческая мысль прогрессирует в процессе снижения степени обобщенности (generality) и возрастания степени сложности. Используя органическую аналогию, Конт утверждал, что благодаря разделению труда общество также становится более сложным, дифференцированным и специализированным. Наряду с языком и религией разделение труда обеспечивает социальную солидарность, порождая вместе с тем новые социальные деления между классами, а также между частной и публичной сферами. Социология, находящаяся на вершине наук, должна была развиваться как анализ, осуществляемый с точки зрения социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика была призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна была сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили функционализм, в настоящее время рассуждения Конта о социологии в целом считаются надуманными (arcane). См. также: Дюркгейм; Социология; Эволюции теория. Лит.: Coser (1971)

Источник: Социологический словарь

КОНТ ОГЮСТ

1798-1857) - французский социальный мыслитель. Конт - один из основоположников новой позитивной социальной науки об обществе, давший ей имя - социология. Получив математическое и естественное образование, Конт стал приверженцем естественнонаучно ориентированного знания. Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы. Основные работы Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Конт вошел в историю социальной мысли как синтезатор идей французского традиционализма и позитивизма. Свои задачи как ученого он определил так: главное - моральная реконструкция общества, восстановление гармонического порядка, нарушенного Великой Французской буржуазной революцией; эквивалентом религии должна стать научная социология, но прежде нужно подготовить умы для ее восприятия. Общество - это надындивидуальная сущность, тождественная государству (А.Сен-Симон), тоталитарная иерархическая структура, в которой каждый исполняет свою роль, как на хорошо отлаженной фабрике (де Местр); это тоже организм, как в биологии, только коллективный, где индивиды получают содержательный смысл, только как часть общественного целого. Преобразовывать общество Конт предполагал на основе открытого им "Великого Закона 3-х стадий" или закона интеллектуальной эволюции человечества. Высшей стадией истории человечества, по Конту, является позитивная, научная стадия. Конт выделил в социологии два раздела. Социальная статика содержит ответ на вопрос о природе социальной связи. По Конту - это глобальная структура общества: строение, составные части, принципы связи между ними. Социальная динамика - это социологическая трактовка Закона 3-х стадий, содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества. Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

КОНТ ОГЮСТ
(1798–1857) Известный французский социолог и философ, основоположник позитивистской социологии как самостоятельной науки, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Заслуга К. состоит в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделил предметную область социологии в качестве самостоятельной науки, дал характеристику иерархии наук, предложил сам термин “социология”. Первым открыл общие контуры новой науки, обозначил предмет и методы исследования, с помощью которых нужно изучать общество: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический или генетический метод. Основная мысль К. состояла в том, что необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Социологию как позитивистскую науку К. противопоставил теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке.
В созданной им классификации наук, иерархия которых строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности, социология поставлена на первое место, выше математики, физики и биологии, поскольку социология должна произвести революцию в умах людей. Социологию К. определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия. Общество рассматривается им как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Он рассматривает прежде всего основные социальные институты — семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в социальной интеграции. К. первым пытался дать характеристику предмету общей социологии. Задачей социологии он считал открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Заметный след в истории общественной мысли оставила идея К. о необходимости разграничения социальной динамики и социальной статики. Социальная статика олицетворяет порядок и строение общества, описывает законы существования, а социальная динамика олицетворяет прогресс, описывает законы и этапы изменения общества. Основным принципом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Социальная динамика наряду с общенаучными методами использует наиболее важный метод социологии — исторический. Идейной основой социологической концепции К. явился основной закон эволюции — “закон о трех последовательных стадиях”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит 3 этапа. На первом — теологическом — в обществе господствуют религиозные представления, человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть научные (позитивные) знания, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Стадиям в историческом развитии общества соответствуют формы социально-политической организации: теологическая стадия — военное господство; метафизическая стадия — феодальное господство; позитивная стадия — промышленная цивилизация. Как ученый он придерживался объективного метода, с помощью которого рассматривал общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общего блага. Этот организм действует в соответствии с жесткими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике.
В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения.
В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития. Социология должна изучать универсальные законы развития и функционирования общества. Она призвана устанавливать солидарность и согласие. Основные труды К.: 6-томный “Курс позитивной философии” (1830– 1842) и 4-томная “Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества” (1851–1854). После смерти мыслителя было издано 4-томное “Завещание Огюста Конта”.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

КОНТ ОГЮСТ
Comte, Auguste) (1798-1857) - французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологическими, хотя они и не использовали данный термин. Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промышленной революции в стране. Связанный с основанием современного позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить его собственным девизом: Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот левиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мыслящей части общества и делу его радикального реформирования. Всегда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся подчас безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным. Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нанимавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция общества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся европейские страны, была актуальна в период французского Просвещения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и наследником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Конта этой идеи стал закон трех стадий социального и интеллектуального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и единственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем достичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, нового рационального правительства и "религии гуманизма". Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "негативной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафизической" эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступающей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой научной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией. В своей общей социологической теории Конт проводил различие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже, получила развитие в Дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — Домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее настающее значение разделения труда в современных обществах, не оказало сильное влияние на Дюркгейма. Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive" (1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systemede politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентричные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974). В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по причине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользовался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трезвомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социология", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осторожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в которой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показывает, что он был далек от рабского применения общей модели "научного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооценил различие между социальными и естественными науками. Поэтому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Огюст Конт
(1798–1857) французский мыслитель, основоположник социологии как самостоятельной науки, родоначальник позитивной науки (позитивизма, позитивной философии), суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Именно Конт стал автором термина «социология» (социальная физика) в своей работе «Курс позитивной философии» (1839). Социология для Конта — это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые рассматривала социология. Подлинные знания, по его мнению, — те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из представленного им закона о трех стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Первая, теологическая (фиктивная) стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. И наконец, на третьей, позитивной (научной) стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, Конт противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе.
С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, — он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума. Иными словами, научное знание — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика — наоборот — неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, Конт пришел к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Задачей позитивной философии Конт считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом, почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма. Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделении и кооперации труда. Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества — чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология. Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.
Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Общество, согласно взглядам Конта, есть органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединенных идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порожденную необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем.
Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила. В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами. Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии. (Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. / Ин-т философии РАН. — М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 295–296.)

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

КОНТ Огюст
(1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма как направления научной мысли, создатель учения о социологии. Родился в католической семье, сын казначейского чиновника. Окончил лицей в г. Монпелье; в 1814-1816 гг. учился в парижской Политехнической школе, занимался самообразованием. В 1817-1824 гг. был секретарем теоретика утопического социализма К. А. Сен-Симона, идеи которого повлияли на взгляды К., хотя их сотрудничество закончилось разрывом. В этот период он опубликовал несколько программных сочинений, содержащих теоретические положения, развивавшиеся им в дальнейшем; среди них труды «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820) и «План научных работ, необходимых для реорганизации общества» (1821). В 1820-1840-е годы (с перерывами) читал платные лекции по философии и астрономии, давал частные уроки. Одновременно К. работал над написанием и изданием фундаментального «Курса позитивной философии», вышедшего в свет в шести томах с 1830 но 1842 г. С 1832 по 1851 г. занимался репетиторством (до 1844 г. - и приемом экзаменов) в Политехнической школе, несколько лет получал пособие от своих последователей. В 1848 г. учредил Позитивистское общество. Годом ранее К. провозгласил создание «Религии Человечества», став ее проповедником и первосвященником. Суть этого учения, сочетающего научные, моральные, политические и религиозные воззрения, К. изложил в «Позитивистском катехизисе» (1852) и в четырехтомном обобщающем труде «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854). В своем учении К. выступил как приверженец трактовки всего мироустройства и отдельных его составляющих с позиций принципа всеобщей эволюции. Общество рассматривалось им как целостный организм, подверженный естественным прогрессивным эволюционным изменениям. Динамику этих изменений К. объяснял с помощью выведенного им «закона трех стадий» - теологической, метафизической, позитивной. По этому закону и у отдельных индивидов, и у конкретных обществ, и у человечества в целом происходит поступательная смена трех эволюционных стадий умственной и социальной жизни. На каждой из этих стадий людьми вырабатываются принципиальные идеи, которые соответствуют их жизненным задачам и становятся господствующими, определяющими характер социального устройства. Переход от одной стадии к другой обусловлен развитием совокупных знаний людей о себе и окружающем мире. Эволюция совершается по мере нарастания уровня достоверности и пользы этих знаний. Отражением эволюции является, согласно К., иерархическая система наук, высшее положение в которой занимает социология. Из этой теории следует трактовка К. религии. Он анализирует религию прежде всего в контексте теологической стадии эволюции общества. Истоки веры религиозной усматриваются К. в импульсивных спонтанных стремлениях людей к постижению конечных причин своего бытия. По аналогии с самими собой, люди наделяют собственными жизненными свойствами окружающий мир, который в подобном виде становится доступным для объяснения и освоения. Теологической эта стадия именуется в силу обожествления людьми сначала внешних предметов (период фетишизма), затем природных и социальных явлений (период политеизма), а в наиболее развитом виде - моральных качеств (период монотеизма). В каждый из периодов этой стадии религия воздействует на отношения в обществе, обычаи и нравы, политику и пр. Главными социальными группами становятся носители господствующих идей, причастные к божественным сущностям - жрецы, духовенство, правители. Наиболее гармоничным состоянием теологической стадии в христианском мире К. полагал католическое средневековое феодальное общество. Теологическую стадию проходят все общества. Это свидетельствует о неотъемлемом характере религии - при определенном уровне человеческого развития именно она обеспечивает единство общества, способствует установлению необходимых социальных институтов. Однако предельная абстрактность монотеистических идей и образов делает их недоступными человеческому пониманию и отдаляет от эволюционирующих жизненных потребностей. Тогда и возникают критические теории, ниспровергающие авторитет социальных институтов, основанных на вере в сверхъестественный источник бытия. Это есть основное содержание метафизической стадии. С критикой приходят скептицизм, моральная испорченность, политический беспорядок. Утрата религии побуждает искать новую интегрирующую идеологию. Но умозрительность и противоречие метафизических теорий законам истории обнаруживают их несостоятельность. В то же время распространение естественных и социальных наук и рост их общественного значения открывают перспективы преодоления противоречий во всех областях и перехода к позитивной стадии жизни общества. Под позитивным К. понимает знание - реальное, полезное, достоверное, точное, организующее. Носители позитивного знания - ученые призваны осуществлять и функции социального управления. В этом их роль отчасти аналогична обладателям духовной и мирской власти теологической стадии, но отличается демистифицированным пониманием своего назначения. К. был убежден, что естественным состоянием человека является социальность, принадлежность к обществу. Тем не менее людям свойственны и эгоизм, невосприимчивость к социальному. В преодолении этих свойств важнейшую роль К. отводил воспитанию социальных чувств. Развивая свои взгляды, он ограничил упования на исключительную роль науки в общественной эволюции. В сфере моральной регуляции, для культивирования гуманистических качеств куда более эффективной может оказаться религия с ее богатейшим историческим опытом. Однако востребованной должна быть только религия, которая свободна от веры в Откровение, в трансцендентные первоистоки бытия, в церковные догмы, в божественных существ и т. п. Такой религией К. считал разработанное им учение о «Великом Существе » с культом Человечества. В основе этой религии - присущее людям, по убеждению К., стремление к соединению с превосходящим их духовным началом, которое помогает обуздать несовершенство мирских порядков. Во втором томе «Системы позитивной политики» К. объясняет необходимость религии из присутствия в ней общеразделяемых смыслов, благодаря чему она объединяет людей, способствует согласию между различными группами, составляющими единый общественный организм. В составе религии К. выделяет три взаимосвязанных компонента: 1) интеллектуальный (учения, догмы и т. п.); 2) аффективный (чувство любви к предмету религиозной веры и упорядочивающий чувственное отношение культ религиозный); 3) практический (устойчивый уклад личного и общественного поведения верующих). Все эти компоненты вполне совместимы с почитанием рационально выработанного предмета веры - «Великого Существа», трактуемого К. как «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые свободно способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». Каждый человек, оставивший по себе память своими творениями и являющий пример для подражания, в освобожденном от частных свойств образе есть персонификация «Великого Существа». Вряд ли можно назвать К. создателем социологии религии, да и по отношению к социологии в целом его чаще именуют не родоначальником, а «крестным отцом». В то же время взгляды К. на связь религии и социальной эволюции, функции религии в обществе, его характеристика институтов религиозных на разных стадиях общественного развития, многие наблюдения и оценки конкретных явлений религиозной жизни общества оказали существенное влияние на формирование социологического подхода к исследованию религии.

Источник: Социология религии. Словарь.

КОНТ (Comte) Огюст
до 1818 имя К. - Исидор) (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли К., позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.
Определяя суть "позитивного", К. отмечал, что оно выступает как: 1) реальное в противоположность химерическому, посвящающее "себя исследованиям, истинно доступным нашему уму"; 2) полезное в противовес негодному, когда "необходимое назначение всех наших здоровых умозрений - беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства"; 3) достоверное в противоположность сомнительному, будучи способным "самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления"; 4) точное в противовес смутному, желающее "добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным авторитетом"; 5) положительное в противоположность отрицательному, стремящееся - в отличие от теологической и метафизической (критической) форм философствования - "не разрушать, но организовывать".
Согласно учению К, человеческий дух в своем развитии ("каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний") проходит три стадии: теологическую (фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и научную (позитивную). На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй стадии - при господстве философов и юристов - явления природы объясняются абстрактными причинами, "идеями" и "силами", гипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы. (Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по К., является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы.) Основной же характер позитивной философии, по К., выражается "в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий" По мысли К., "мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин как первичных, так и конечных". (Как неоднократно подчеркивалось впоследствии, в своих гносеологических исследованиях оснований универсальной методологии К. избыточно оценил статус описаний, считая совершенно необходимыми элементами любой научной дисциплины знак и историю. Формирование различных знаковых систем, представлявших "позитивные науки", традиционно было определенным образом связано с социальной историей. Эти элементы лежали в основе ряда позитивных научных дисциплин начиная с математики. "Переоткрыв" общую теорию гомогенности, К. распространил ее принципы на все уровни позитивной антропологии, в которой действует принцип гомологии.) С точки зрения К., "...теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику".
Отстраивая эту новую общественную дисциплину, К. провозгласил создание науки "социологии". К. поставил ее в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория К. сняла противоречие между "социальным прогрессом" и "социальным порядком": отказ К. от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.
Эволюционная теория К. опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа: 1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) Принцип консенсуса, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями; 4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства. Социология, по К., должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По К., эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи. Физикализм - что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение. В качестве предмета социологии К. определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, К. считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По К., именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.
Социология К. состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики. Под социальной статикой К. понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество. В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором - на классовые интересы, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе. Социальная динамика, по К., должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - законы существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая - теорию порядка. Для классификации наук он использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и историзма (переход от одного этапа развития к другому). Поэтому социология оказалась последней в этом ряду: "математика, астрономия, физика, химия, биология, социология".
Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, К. к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По К., стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. К. создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у К. религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество К. именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" К. "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".
Энциклопедические труды К. были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. К. решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества. В народном образовании К. усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. К. продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством). К. считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. К. имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма К. были даже написаны конституции). Идеи К., согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма ( Модернизм). также: "Рассуждение о позитивном духе" (Конт).
Г.П. Давидюк, А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
260.61 кб

Был ли Огюст Конт сциентистом? (о взглядах на общество и историю)

Петренко Елена Леонидовна
Читать PDF
356.21 кб

Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: огюст Конт и его тео

Подвойский Денис Глебович
Настоящая статья представляет собой часть учебно-методического комплекса, разрабатываемого автором совместно с профессором Г.С.
Читать PDF
1.07 мб

96. 02. 029. Ален. Огюст конт. Alain. Auguste compte // idees. - P. : Hartmann, 1939. - P. 313-347.

Мордвинцевой Л. П.

Похожие термины:

  • КОНТ ОГЮСТ (1798–1857)

    франц. социолог, предложивший проект позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах в их связи (2). В работе «Курс позитивной фи