КРИЗИС
Кризис
разрыв отношений и прямое противоборство между сторонами конфликта, часто связанное с противоправными действиями.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Кризис
от гр. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - крайнее обострение противоречий развития, нарастающая опасность банкротства, ликвидации, рассогласование в деятельности экономической, социальной и других систем; переломный момент в процессах изменений [110].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Кризис
(от греч. crisis – решение, повторный пункт, решительный исход). Криза. Crisis. 1. Согласно Эриксону (Erikson) – поворотный момент в жизни, не обязательно связанный с риском и непосредственной опасностью. 2. Состояние, когда существующие средства достижения целей становятся неадекватными. В результате возникают ситуации, требующие нестандартных подходов и действий.
КРИЗИС
от греч. krisis - решение, повторный пункт, исход) - англ. crisis; нем. Krise. 1. Резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние; острый недостаток, нехватка ч.-л. 2. Состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления к-рых нужны новые модели мышления и действия.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
кризис
crisis греч. krisis ‘решение, поворотный пункт’. - Вторая стадия культурного шока, характеризующаяся крайне напряженным физическим и психологическим состоянием носителя какой-либо культуры (иммигранта или соджорна), испытывающего депрессию, фрустрацию, чувство потери идентичности, тревогу, страх, ностальгию и т.д., что приводит к культурному шоку. Часто стадию «кризис» называют «собственно культурным шоком». См. автономия, адаптация обретенная, адаптация первоначальная, бикультуризм, дезинтеграция, медовый месяц, стадии культурного шока.
кризис
crisis 1) поворотный момент, влияющий на ход событий; 2) неизбежный переход к новому социокультурному порядку, что связано с решительным перелом в представлениях; радикальное переосмысление знания при создании новой научной парадигмы или новых моделей деятельности. Современный мировой К. - это комплекс кризисов (экономический, финансовый, экологический, демографический, но главный – К. социокультурного порядка). - Литература: Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН, 2009; Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Книжный дом «Либроком», 2009; Кравченко С.А.Кризис нашего времени – неизбежная фаза перехода к новому социокультурному порядку (по мотивам работ П.А. Сорокина) // Вестник МГИМО-Университета, 2009. № 3-4; Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Кризис
(психологический кризис, жизненный кризис) – состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определенный момент развития личности. Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные переживания, блокирование важнейших потребностей человека и его специфическая реакция на них. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического заболевания. Хронизация кризиса свойственна людям с акцентуированным характером, незрелым мировоззрением, однонаправленностью жизненных установок. Хотя некоторые ситуации могут являться стрессовыми для всех людей, все же не для всех они оборачиваются кризисом. Период кризиса рассматривается человеком не только как трудный и ответственный период, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной; при попытке овладеть стрессовым состоянием человек переживает определенные психологические и физиологические перегрузки.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Кризис
реакция на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух частей и обозначает опасность и возможность, это слово несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.
В большинстве случаев кризис является результатом процесса, совершавшегося длительное время, или одновременного действия нескольких факторов. Кризис может возникать в ответ на незначительное событие, по типу «последней капли». Он же может привести к положительным переменам и стать важным личностным опытом. В момент кризиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, с другой – в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы, хотя и являются болезненными, могут рассматриваться как поворотный пункт – к лучшему или к худшему.
В большинстве случаев кризис является результатом процесса, совершавшегося длительное время, или одновременного действия нескольких факторов. Кризис может возникать в ответ на незначительное событие, по типу «последней капли». Он же может привести к положительным переменам и стать важным личностным опытом. В момент кризиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, с другой – в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы, хотя и являются болезненными, могут рассматриваться как поворотный пункт – к лучшему или к худшему.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
КРИЗИС
термин Гиппократа; метафорами термина могут быть «страдания», «болезнь». С другой стороны, кризис – закономерный этап развития, в основе которого лежат встреча-конфликт старого и нового. В социальной работе выделяют понятие «жизненный кризис», что касается не только личности, но и группы людей (семьи). Жизненный кризис рассматривают как переходный период жизни, когда происходит разрушение и активная замена жизненных ролей личности, качественный переход из одного состояния в другое. Этот процесс, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю, обусловленную поступательными внутренними изменениями, которые обеспечивают качественный скачок, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, жизненными событиями, трудностями в межличностных отношениях. Характерное для многих личностных кризисов стремление «убежать от себя» - это стремление человека избавиться от той роли, которая почемуто и стала причиной дисгармоничного состояния. В основе любого кризиса находятся потеря и страдание. Только через восприятие кризиса как своего страдания, личностной потери, возможно разрешение критической ситуации. Страдания или «болевые точки» (потери) человеческой жизни в этом случае выступают точками накопления жизненного опыта и требуют от человека анализа и оценки своей деятельности. В соответствии с логической матрицей кризиса, он имеет следующие этапы: шок – тяжелое нарушение жизнедеятельности человека вследствие острого расстройства его психического состояния, для которого в это время характерны эмоциональное и двигательное «выгорание», временная потеря ориентации во времени, пространстве. Шок – это одна из опаснейших общих реакций организма на действия определенных факторов, прежде всего, травматического происхождения. Хотя эта реакция была известна еще врачам античного мира, в частности Гиппократу, современное название было предложено французским врачом Ле Драну (H.F. Le Dran), опубликовавшего в 1737 г. книгу “Traite on reflectiontirces de la pratique sur les playes d’rames a fen”, в которой он назвал эту реакцию термином «секус», что означает толчок, удар, и описал ее клинику. Книга была переведена на английский язык, и термин «секус» был заменен соответствующим английским словом шок (shock). Впоследствии для этой реакции было предложено еще несколько названий, тем не менее, английское слово «шок» осталось как термин. Сразу за шоком начинается следующий этап – отказ поверить – то есть невозможность осознать определенную потерю. Третий этап – это переговоры. Для него характерна иллюзорная возможность «все исправить». С этим этапом часто связывают также чувство вины. Четвертый этап – проявление злости – осознание того, что потеря действительно произошла и вернуть все назад невозможно. На этом этапе существуют два направления развития кризиса: ориентированность злости на себя или на других. Злость на себя может привести человека к глубокому состоянию депрессии. Злость на других – может проявляться в асоциальных действиях. Преодоление эмоциональных последствий потери начинается на этапе понимания и принятия, который сопровождается сильным страданием. Когда человек достигает этапа понимания своей потери, он уже может высказать, передать, в зависимости от возраста и способностей, свои чувства, рассказать о них. Этот этап, на котором появляется чувство надежды в будущее – ступенька до следующего этапа – способности пережить потерю. В зависимости от содержания и характера психологических проблем или жизненных обстоятельств, которые спровоцировали кризис, а также личностных ролей, которые возникают, развиваются и исчезают, определяют типы жизненных кризисов. Ниже приведена классификация, предложенная П.П.Горностай, которую не всегда следует рассматривать как универсальную типологию. Кризисы становления личности. Типичные кризисы становления – это возрастные кризисы, которые считают нормативными, т.е. необходимыми для нормального процесса становления личности. Кризисы становления личности характерны не только для детства, отрочества и юности. Кризисы становления присущи и для взрослых людей. Они могут сопровождать важные жизненные события: изменение профессии, места работы, побег от семьи, переезд в другой город, потеря работы и др. Как правило, они обязательно предусматривают изменение и важных для человека социальных ролей: профессиональных, семейных, межличностных и др. Кризисы здоровья. Часто человек переживает серьезный кризис в связи с потерей здоровья, что в корне может изменить жизнь (отказ от намеченных жизненных планов, отказ от предполагаемых социальных ролей и т.д.).
Терминальные кризисы. Кризисы, связанные с терминальными ценностями человека, в частности, вероятным и неминуемым близким концом жизни. Примеры: известие о неизлечимой болезни, СПИД, смертный приговор суда. Кризисы значимых отношений. Сфера отношений человека с другими является одной из важнейших, именно поэтому значительные изменения в структуре этих взаимоотношений часто сопровождаются кризисами и изменениями межличностных ролей. Типичными причинами подобных кризисов могут быть: смерть близкого человека, вынужденное расставание, измена других людей, развод – все то, что ведет к потере межличностных ролей. К кризисным явлениям может привести и появление новых межличностных ролей. Например, рождение ребенка для семьи может стать причиной кризиса. Как отдельную категорию кризиса значимых отношений можно рассматривать кризис любви (любовь без взаимности, потеря любви, разочарование в любви). Кризис личной автономии. Причиной кризиса могут стать обстоятельства, связанные с потерей или ограничением личной автономии или свободы: фатальная зависимость от людей или обстоятельств, лишение свободы. Если кризис значимых отношений состоит в потере значимых межличностных ролей, то кризис личной автономии (что является разновидностью предыдущего) связан с новой нежелательной межличностной ролью. Кризис самореализации. Жизненный кризис может наступить вследствие обстоятельств, связанных с невозможностью нормальной, обычной или запланированной самореализации человека: потеря работы, важной социальной роли, выход на пенсию, банкротство, крах жизненных планов, осознание ошибочности жизненного пути, вынужденное изгнание (например, вследствие социальных конфликтов). Кризис жизненных ошибок. Часто кризисные явления развиваются вследствие каких-либо осуществленных фатальных поступков (измена, преступление – даже не связанное с заключением), потерей ценной вещи (автомобиль, дом, квартира), совершенного греха (кризис греха). Кризисы жизненных ошибок могут быть следствием и неосуществленных поступков, если они имели фатальные последствия. Кризисы переживает каждый человек, каждая семья, общество. Так, существуют определенные классификации кризисов семьи: по источнику заботы: события, происходящие вне семьи (катастрофы, землетрясения, наводнения); события, которые происходят в семье (химическая зависимость одного или нескольких членов семьи; длительная болезнь члена семьи; межличностных конфликты; психические заболевания или деформация личности; отсутствие знаний и опыта для адаптации; недостаток материальных ресурсов, отсутствие социальных связей и пр.); по наличию проблемы: появление нового члена семьи (брак); беременность (желательная или нежелательная) и последующее родительство; возвращение одного из членов семьи из мест исполнения наказания или после длительного лечения (например, алкоголизма); устройство в семью ребенка-сироты; усыновление; потеря члена семьи (госпитализация, миграция на работу за границу; смерть одного из членов семьи; выход повзрослевшего ребенка из семьи); деморализация (потеря работы или источников проживания; нервозность; алкоголизм или наркомания, преступление); деморализация плюс появление или потеря члена семьи (развод, самоубийство и др.); изменение статуса (неожиданный «переход» от бедности к богатству и наоборот; переезд на новое место проживания). Определение кризиса может базироваться на характеристике общих проблем семей, что положено в основу определения их состояний: социальнодемографический проблемы (неполные, многодетные, разведенные родители, молодые родители); материально-бытовые (малообеспеченные, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, долгое время не получают зарплату); медико-социальные (родители являются инвалидами, алкоголиками, наркоманами, психически больными, с хроническими соматическими заболеваниями); психологические и социально-педагогические (эмоционально-конфликтные взаимоотношения, неблагополучные психологический климат, педагогическая безграмотность родителей); социальноправовые проблемы (родители ведут аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни; в семье живут вернувшиеся из мест исполнения наказания). Очевидной является ранняя профилактика кризисных ситуаций. Это дает возможность подготовиться, проанализировать ситуацию и разработать план реагирования, а в случае непосредственного вмешательства – значительно увеличить вероятность успешного разрешения проблемы. Учитывая важность ранней профилактики, во всех мероприятиях, направленных на регулирование кризиса, большое внимание на ранних этапах уделяется получению, оценке и анализу информации.
Терминальные кризисы. Кризисы, связанные с терминальными ценностями человека, в частности, вероятным и неминуемым близким концом жизни. Примеры: известие о неизлечимой болезни, СПИД, смертный приговор суда. Кризисы значимых отношений. Сфера отношений человека с другими является одной из важнейших, именно поэтому значительные изменения в структуре этих взаимоотношений часто сопровождаются кризисами и изменениями межличностных ролей. Типичными причинами подобных кризисов могут быть: смерть близкого человека, вынужденное расставание, измена других людей, развод – все то, что ведет к потере межличностных ролей. К кризисным явлениям может привести и появление новых межличностных ролей. Например, рождение ребенка для семьи может стать причиной кризиса. Как отдельную категорию кризиса значимых отношений можно рассматривать кризис любви (любовь без взаимности, потеря любви, разочарование в любви). Кризис личной автономии. Причиной кризиса могут стать обстоятельства, связанные с потерей или ограничением личной автономии или свободы: фатальная зависимость от людей или обстоятельств, лишение свободы. Если кризис значимых отношений состоит в потере значимых межличностных ролей, то кризис личной автономии (что является разновидностью предыдущего) связан с новой нежелательной межличностной ролью. Кризис самореализации. Жизненный кризис может наступить вследствие обстоятельств, связанных с невозможностью нормальной, обычной или запланированной самореализации человека: потеря работы, важной социальной роли, выход на пенсию, банкротство, крах жизненных планов, осознание ошибочности жизненного пути, вынужденное изгнание (например, вследствие социальных конфликтов). Кризис жизненных ошибок. Часто кризисные явления развиваются вследствие каких-либо осуществленных фатальных поступков (измена, преступление – даже не связанное с заключением), потерей ценной вещи (автомобиль, дом, квартира), совершенного греха (кризис греха). Кризисы жизненных ошибок могут быть следствием и неосуществленных поступков, если они имели фатальные последствия. Кризисы переживает каждый человек, каждая семья, общество. Так, существуют определенные классификации кризисов семьи: по источнику заботы: события, происходящие вне семьи (катастрофы, землетрясения, наводнения); события, которые происходят в семье (химическая зависимость одного или нескольких членов семьи; длительная болезнь члена семьи; межличностных конфликты; психические заболевания или деформация личности; отсутствие знаний и опыта для адаптации; недостаток материальных ресурсов, отсутствие социальных связей и пр.); по наличию проблемы: появление нового члена семьи (брак); беременность (желательная или нежелательная) и последующее родительство; возвращение одного из членов семьи из мест исполнения наказания или после длительного лечения (например, алкоголизма); устройство в семью ребенка-сироты; усыновление; потеря члена семьи (госпитализация, миграция на работу за границу; смерть одного из членов семьи; выход повзрослевшего ребенка из семьи); деморализация (потеря работы или источников проживания; нервозность; алкоголизм или наркомания, преступление); деморализация плюс появление или потеря члена семьи (развод, самоубийство и др.); изменение статуса (неожиданный «переход» от бедности к богатству и наоборот; переезд на новое место проживания). Определение кризиса может базироваться на характеристике общих проблем семей, что положено в основу определения их состояний: социальнодемографический проблемы (неполные, многодетные, разведенные родители, молодые родители); материально-бытовые (малообеспеченные, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, долгое время не получают зарплату); медико-социальные (родители являются инвалидами, алкоголиками, наркоманами, психически больными, с хроническими соматическими заболеваниями); психологические и социально-педагогические (эмоционально-конфликтные взаимоотношения, неблагополучные психологический климат, педагогическая безграмотность родителей); социальноправовые проблемы (родители ведут аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни; в семье живут вернувшиеся из мест исполнения наказания). Очевидной является ранняя профилактика кризисных ситуаций. Это дает возможность подготовиться, проанализировать ситуацию и разработать план реагирования, а в случае непосредственного вмешательства – значительно увеличить вероятность успешного разрешения проблемы. Учитывая важность ранней профилактики, во всех мероприятиях, направленных на регулирование кризиса, большое внимание на ранних этапах уделяется получению, оценке и анализу информации.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)