Литературный язык

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

литературный язык
Literary language Высшая форма национального естественного языка, характеризующаяся обработанностью, нормированностью, широтой использования, обязательностью использования в официальной среде.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

язык литературный
literary language, standard language. - нормализованный язык, имеющий большую функциональную нагрузку и обслуживающий разнообразные культурные потребности народа (художественную литературу, науку, публицистику, бытовую речь). Реализуется посредством как формальной, так и неформальной (разговорной) речи. Включает лексическое богатство общенародного языка. Противопоставлен диалектам, просторечию, жаргонам. В отличие от языка литературы, не включает ненормированную лексику, грамматику, фонетику. Имеет устную и письменную форму. Служит моделью обучения языка как для носителей, так и для неносителей этого языка.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Литературный язык
высшая форма существования языка, т. е. образцовый, нормированный язык. Это обработанная форма любого языка, независимо от того, реализуется ли она в устной или письменной разновидности. Понятие «литературный язык» обозначает не только язык художественной литературы, но также язык публицистики и государственного управления, деловой язык, литературно-разговорную речь и т.д. Признаки литературного языка - поливалентность (обслуживание всех сфер национальной жизни); общеобязательность для всех членов коллектива и в связи с этим недопустимость диалектных вариантов; стилистическая дифференцированность (наличие разных стилей); нормированность.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Литературный язык
Основная наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации. Л.я., как правило, играют важную роль в процессе становления и консолидации наций (этносов). Функциональная нагрузка Л.я. неодинакова, определяющую роль здесь играют уровень общественного развития и общей культуры народа, а также условий формирования Л.я. Так, напр., среди языков РФ максимальное количество социальных функций выполняет русский язык, область применения даже языков титульных народов уже, поскольку некоторые сферы общения заняты русским языком. Весьма различаются Л.я. по длительности существования письменности. В российской языковедческой традиции их принято подразделять на древнеписьменные, старописьменные и младописьменные. Некоторые Л.я. имеют региональные варианты, напр., мордовский, марийский. Носителями Л.я. являются лица, для которых данный язык является родным, проживающие большую часть своей жизни в городе и имеющие образование не ниже среднего.
Против. значение: территориальный диалект
Против. значение: групповые жаргоны
Против. значение: просторечие
См. также: Кодификация языка, Стандартный (стандартизованный) язык, Этносимволические функции литературного языка, Языковая норма

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Литературный язык
основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей степенью обработанности, нормализации, полифункциональностью, стилистической дифференциацией, тенденцией к регламентации. По своему социальному и культурному статусу литературный язык противостоит территориальным диалектам, разным типам обиходно-разговорного языка, просторечию. Литературный язык – высшая форма существования языка. Литературный язык – категория историческая, его функциональная нагрузка не одинакова в разных исторических условиях, определяющую роль здесь играет уровень общественного развития и общей культуры народа, а также конкретные условия его формирования. Классический арабский литературный язык оформился в VII–VIII веках прежде всего как язык утверждавшегося в этот период ислама, а затем как язык поэзии, науки и обучения. У истоков литературных языков Западной Европы находились поэзия и проза, народные эпосы, языком религии, науки и образования достаточно долго оставалась латынь, поэтому западноевропейские языки довольно поздно начинают обслуживать науку, образование, а значит и формироваться в качестве полноценных литературных языков. Статус литературного языка, большая или меньшая его функциональная нагрузка зависят от закрепления отдельных сфер коммуникации за той или иной формой существования языка, то есть от характера языковой ситуации и числа ее компонентов. В тех случаях, когда в сфере устного общения господствуют территориальные диалекты или полудиалекты, литературный язык оказывается ограничен сферой письменности (такова, например, ситуация с немецким литературным языком в Швейцарии). Функции литературного языка могут ограничиваться и в том случае, когда в определенных сферах общения используется другой литературный язык (латынь с средневековой Европе, о чем говорилось выше, или арабский и персидский языки в средневековых тюркских государствах). Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы» не являются тождественными. Язык художественной литературы может включать в себя диалектные и просторечные компоненты, жаргонизмы, другую ненормализованную лексику. Литературный язык охватывает и язык художественной литературы, и другие нормализованные языковые реалии – язык средств массовой информации, науки, государственного управления, устных публичных выступлений и определенный тип разговорной речи, присущий образованным слоям общества (интеллигенции).

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Литературный язык
(стандартный язык, стандарт) - высшая, обработанная, нормированная, кодифицированная форма языка этноса, обладающая системой стилистических разновидностей, обеспечивающих коммуникативные потребности общества. По культурным и социальным функциям противостоит территориальным диалектам, городскому просторечию, жаргонам, арго, сленгу, общему сленгу. ЛЯ складывается исторически, его характер и время появления зависит от культурно-исторических условий. Общим для всех литературных (стандартных) языков является то, что они возникают вслед за появлением письменности. В донациональный период истории этносов функцию литературно-письменного языка может выполнять неродной для этноса язык. Так, литературным языком Европы вплоть до Возрождения была латынь, в Древней Руси было два литературных языка - на родной восточнославянской (иначе - древнерусской) основе и на близкой, но все же чужой церковнославянской (иначе - старославянской), древнеболгарской по происхождению, основе. Процессы образования литературного языка на национальной основе протекают параллельно со становлением нации, при этом основой литературного языка становится либо койне, либо один из престижных диалектов. (нзпр., русский литературный язык сформировался на основе московского койне).
Характеристиками литературных языков нового времени являются: кодифицированиость норм (закрепление в словарях, справочниках, грамматиках); их осознанное культивирование (обучение литературному языку в воспитательных и учебных заведениях, использование в СМИ, театре, кино и т.п.); единство для всех территорий распространения общенародного языка, высшей формой существования которого является данный литературный; полифункциональность, способность обслуживать все сферы человеческого общения; социальная престижность. ЛЯ является компонентом культуры народа, носители языка вне зависимости от того, владеют ли они литературной нормой, осознают его престижность; именно это свойство ЛЯ отражается в одном из его определений: «литературный язык это язык образованных людей». Понятие ЛЯ не тождественно понятию язык художественной литературы (ЯХЛ): ЛЯ и ЯХЯ различаются: а) по охвату функций - ЛЯ полифункционален, в зависимости от коммуникативных ситуаций он выполняет разные функции; основная функция ЯХЛ - эстетическая, она всегда является ведущей; б) по внутриязыковым свойствам - ЯХЛ может включать ненормативные элементы (диалектные, просторечные, жаргонные, сленговые, арготические и др.) на всех уровнях системы - фонетическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. Ср.: арго, городское просторечие, жагрон, общий сленг, сленг, социолект, территориальный диалект. Standard language.

Источник: Учебный социолингвистический словарь-справочник 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.94 кб

Литературное чтение на бурятском языке

Содномов Сономбал Цыденович
В статье описана система обучения литературному чтению на бурятском языке
Читать PDF
260.17 кб

ИСКУССТВЕННЫЙ, НО ЕДИНСТВЕННЫЙ: (О БУРЯТСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ)

Трегубова Д.Д.
Читать PDF
8.82 мб

Проблемы литературной нормы и язык средств массовой коммуникации

Голованова Елена Иосифовна
В статье рассматриваются проблемы норм современного русского литературного языка в общекоммуникативном аспекте и с позиций языка средств массовой коммуникации.
Читать PDF
1.52 мб

Работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения

Забусова Елена Ивановна, Лазарева Анастасия Юрьевна, Марченко Светлана Владимировна
Русский зык имеет огромный словарный запас. Соответственно работа над словом должна проявляться в ходе учебного процесса.
Читать PDF
76.13 кб

Вопросы экологии языка в контексте литературного развития студентов

Соловьева Галина Валентиновна
В статье рассматриваются способы оптимизации уроков русского языка и литературы. Раскрываются возможности развития ключевой компетенции самосовершенствования студентов.
Читать PDF
910.41 кб

Научная деятельность кафедры языкового и литературного образования ребенка

Цейтлин Стелла Наумовна, Астафьева Ольга Васильевна, Белоруссова Светлана Антоновна, Доброва Галина Радмировна, Еливанова Мария Анатольевна, Елисеева Марина Борисовна, Костюхина Марина Сергеевна, Савельева Лариса Владимировна, Щеголева Галина Сергеевна
В статье рассматривается развитие научной деятельности кафедры языкового и литературного образования ребенка, созданной в 2011 году из трех самостоятельных подразделений, имевших собственные научные традиции: кафедры начального об
Читать PDF
323.87 кб

Основные методы обучения литературному бурятскому языку в диалектных условиях

Замбулаева Наталья Гомбоевна
Автор предлагает классификацию упражнений для использования на уроках бурятского языка в начальной школе.
Читать PDF
1.31 мб

Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан

А. И. Садов
Читать PDF
12.87 мб

Формы оценочного контроля на занятиях по истории русского литературного языка в вузе

Глухих Наталья Владимировна, Миронова Александра Анатольевна
В статье представлены примеры средств оценочного контроля по предмету «История русского литературного языка».
Читать PDF
1.31 мб

Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка

Плотникова Светлана Владимировна
В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о нормах русского литературного языка.
Читать PDF
135.04 кб

Лабораторная работа: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка»

Бураева Наталья Николаевна
Читать PDF
204.37 кб

Модель обучения младших школьников литературному бурятскому языку в диалектных условиях

Замбулаева Наталья Гомбоевна
В статье представлена модель обучения младших школьников литературному бурятскому языку в диалектных условиях. Раскрыты основные содержательные компоненты модели
Читать PDF
138.20 кб

Особенности преподавания арабского литературного языка в высших учебных заведениях Египта

Фатхуллова Эмма Шамилевна
Эволюция египетского диалекта арабского языка и активное возрождение национальной культуры АРЕ оказывают огромное влияние на преподавание литературного арабского языка в учебных заведениях Египта.
Читать PDF
296.24 кб

Литературно-художественный компонент в системе обучения иностранных студентов русскому языку

Семар Валентина Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы включения национального литературно-художественного компонента в общую систему обучения иностранных студентов, в частности, медико-биологического профиля на предвузовском этапе.
Читать PDF
124.47 кб

Формирование коммуникативной личности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению

Гасанова Сапият Хайбулаевна
Определены условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.