МАСТЕРСТВО
Мастерство
(от греч. master – искатель). Майстерність. Skill (mastership). 1. Уровень освоения индивидом профессиональных способностей. М. выражается посредством широкого круга признаков, куда входят способность выполнения определенного объема и сложности задач за определенное время, полученный уровень знаний и практический опыт. М. хотя и является показателем общего развития индивида, нонепосредственно связано с родом деятельности и поэтому для слесаря и управленца, например, существуют свои признаки определения уровня М. Кроме того, градация представителей физического труда на “квалифицированных”, “малоквалифицированных” и “неквалифицированных” предполагает определение признаков специфического М. Что касается управленцев, то здесь более слабая зависимость признаков необходимого М. от характера управленческой деятельности, поэтому их М. определяется по уровню профессиональной компетентности, умению концентрироваться, способности к логическому мышлению, типу лидерства, уровню знания особенностей межличностного общения, умению вести переговоры (с профсоюзами, например) и т. д. Все это учитывается в ходе подготовки специалистов и определяется содержанием образовательных программ в массовой и элитарной системе образования. Для социологии культуры проблема М. важна не тем, что определение его уровня связано с уровнем оплаты и статусами, а именно как показатель культурной дифференциации людей на группы общего развития. Она указывает на противоречие между индивидуальными способностями к культурному развитию каждого индивида и на их зависимость от его социального положения и роли. Данное противоречие указывает, что культура социальных отношений приходит в противоречие с ее собственными возможностями. См. также Деквалификация и Массовое высшее образование.
МАСТЕРСТВО
skill) — 1. (По отношению к работе или занятию) качества, требуемые специфической работой с определенной точки зрения: объема и технической сложности задач; уровня свободы действий; контроля над тем, как выполняется работа; времени, необходимого для ее изучения; уровня знания и опыта. 2. (По отношению к человеку) способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают один или более из перечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). 3. (Социальная конструкция) ярлык, приложенный к некоторым типам труда или занятости в связи с привычкой и практикой, переговорами профсоюзов, регулированием труда. Все это вызывает дифференциальные нормы оплаты и статуса. Обычно отражается в официальных классификациях занятий: "квалифицированные", "полуквалифицированные", "низкоквалифицированные". 4. (Более широкий социальный смысл) наиболее общие способности и компетентность, которыми обладают социальные акторы, то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением". Нижеследующее объяснение относится главным образом к "мастерству" в смыслах 1 и 3. Это — неоднозначное понятие, причем часто смешиваются разные ценности. Теоретические подходы к изменениям уровня мастерства решающим образом зависят от способа определения термина. Например, теории деквалификации часто используют "объективное" или техническое определение (значение 1). Ведь аргументы в пользу повышения мастерства определяют его с точки зрения формальных или официальных классификаций. В социологии чаще всего применяется первый смысл, то есть объективные требования к работе. Исторический пример ремесленных рабочих — эталонный тест для анализа изменяющихся уровнен мастерства. См. Процесс труда. Второй смысл — качества, которые человек привносит в работу, — происходит от индустриальной психологии, но также дает объяснение товарности и заменимости специалистов на рынке труда (см. Двойной рынок труда). Приобретенный опыт может отчасти зависеть от естественных способностей, хотя социологи в целом доказывают, что большинство видов усваивается. Обсуждение изменений в характере и уровне данного понятия включало аи повышения и снижения высокоспециализированного мастерства, а также заменяемых его видов, которые более неопределенны и менее специфичны и поэтому могут оцениваться большой оплатой и обладать высоким статусом. Понятие мастерства, "заключенного в человеке", также важно в анализе подразумеваемого мастерства. Оно часто относится к неосознанным и привычным видам знаний, усваиваемых на рабочем месте посредством высокой осведомленности и трудовой практики. Это часто специфично и не признано в формальном рабочем статусе, но, тем не менее крайне необходимо предпринимателям для повседневного функционирования производства или предоставления услуг. Определение мастерства с точки зрения социальной конструкции привлекает внимание к тому моменту, что приведенные выше определения могут не соответствовать реалиям. Некоторые типы работы предполагают высокий уровень мастерства в техническом или объективном смысле, но низко оплачиваются на рынке труда. Наиболее известный пример тому — женский труд (см. Разделение труда по половому признаку). Наоборот, работа может давать высокую оплату и статус по причине профсоюзных переговоров или стратегии "разделяй и властвуй", проводимой предпринимателями в отношении рабочей силы. Тогда котировки работ имеют мало сходства с фактическими различиями в мастерстве (см. также Внутренний рынок труда). Подобным же образом обилие "полуквалифицированных" видов труда относится к рабочим местам, которые не требуют обучения. Отсюда наблюдение о том, что "большинство рабочих демонстрирует более высокое мастерство, чтобы добиться работы, чем им необходимо для выполнения их задач". См. также Деквалификация.
Источник: Большой толковый социологический словарь