МЕТАФОРА
Метафора
простейший художественный образ, употребление слова, относящегося к обозначению определенного класса предметов, явлений и т.п., применительно к объектам другого класса. В расширительном смысле – употребление слов в непрямом значении.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
метафора
metaphor греч. meta ‘за пределами’ + -phoros ‘носящий’. - Перенос значения с одной языковой единицы на другую по сходству понятий; скрытое сравнение. Метафоры характеризуют не только вербальный язык, но также язык кино, балета и т.п. В международном общении стараются избегать национально окрашенных (локальных) метафор и метонимий, поскольку они основаны на разных фоновых знаниях и затрудняют взаимопонимание участников коммуникации. См. метонимия.
метафора
перенесение свойств одного предмета на другой по принципу сходства или контраста. Социологи исследуют ее роль в процессе обозначен ия объектов и явлений: при интерпретации одного предмета через другой осуществляется выпячивание тех аспектов, которые могут остаться невидимыми в иных условиях. М., допускающая выход за пределы смысла предложения, а также признающая возможность разных смыслов, позволяет раскрыть игру истины, характерную для знания общества постмодерна. - Литература: Метафора // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
МЕТАФОРА
metaphora) — применение описательной фразы термина к явлению, к которому они буквально не применимы (см. также Аналогия). Роль метафоры в социологии и науках в целом значительна (например, понятие легких волн как "частиц") и, возможно, необходимость заключается в утверждении новых отношений или новых механизмов объяснения. Однако ее использование может быть проблематичным, если метафору принимать буквально, ее применимость не подтверждена независимым свидетельством. В структурализме Лакана и семиологии Барта метафора и метонимия, в которой одно signifier (значение) занимает место другого рассматривается как исполнение важнейшей роли во всем процессе обозначения. См. также Модель.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Метафора
это система, при взаимодействии основного и вспомогательного компонентов которой возникает "системный эффект" - иносказательность, появление нового значения. В появлении этого нового смысла - основное отличие метафоры от сравнения.
Метафора - средство строительства воображаемых миров. Метафоры "останавливают", определенным образом фиксируют ускользающие смыслы, способствуя некоторому сужению интерпретаций. Они предопределяют пути мышления, задавая схемы, в рамках которых моделируется мир. Таким образом, метафоризация необходима как для создания нового мира, так и для реинтерпретации старого.
Метафоры - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это - выраженные художественно стереотипы.
Метафора - средство строительства воображаемых миров. Метафоры "останавливают", определенным образом фиксируют ускользающие смыслы, способствуя некоторому сужению интерпретаций. Они предопределяют пути мышления, задавая схемы, в рамках которых моделируется мир. Таким образом, метафоризация необходима как для создания нового мира, так и для реинтерпретации старого.
Метафоры - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это - выраженные художественно стереотипы.
Метафора
(от греч. meta-phora – переносное значение слова). Метафора. Metaphora. 1. Способ описания, повышающий степень выразительности научных суждений. М. в науке, подобно как и в искусстве, применяются к тем явлениям и процессам, которые допускают аналогии, но к которым они в буквальном своем значении не применимы. Культура научного мышления, допуская в принципе употребление метафор, исключает возможность их использования в роли понятий, с целью избежать интерпретации, что значительно усложняет научные тексты и снижает степень выразительности языка науки. С другой стороны, интерпретация М. как понятий – способ создания артефактов и мифологизации научного мышления. Правильное употребление М. – один из способов синтеза научного объяснения (мышления) и художественного видения предметного мира. Это просто образ, дающий возможность наглядно представить некоторый процесс (или явление), в действительности имеющий с ним весьма отдаленное или вообще никакого сходства. Например, астрономическое представление о “черной дыре” совсем не означает, что в космосе есть дыры, подобные дырам в металле или рваной одежде. Это просто пространство, поглощающее свет. И тем не менее, весьма часто метафорические образы обретают значение понятий, особенно если аналогичные им употребляются в других науках. Например, социальная динамика или социальная статика, механическая солидарность и т. д. имеют некоторое сходство с механикой как разделом физики, хотя собственно к физике никакого отношения не имеют. А органическая солидарность, социальная гигиена и им подобные социологические понятия не имеют отношения к биологии, медицине и иным разделам естествознания. Использование такого рода понятий часто обусловливается характером развития данной науки, способом формирования определенной культуры мышления (в данном случае мышления социолога) и степенью институциализации той или иной области научного знания в самостоятельную дисциплину. При этом всегда следует различать “прямые” аналогии, в принципе отождествляющие разноуровневые явления, и косвенные, служащие подсказкой к пониманию в тех случаях, когда существующий понятийный аппарат не дает возможности для адекватных описаний. 2. Художественная метафора – средство создания художественного образа, а не только стремление, например, украсить речь. Характер использования художественной М. отличает творческую индивидуальность художника.