(peer-education – англ. рееr – равный и edu –образование) – средство передачи достоверной, социально значимой информации во время неформального или особенным образом организованного общения в социальной группе людей, равных по какому-то определенному признаку (возраст, интересы, ценности, потребности, проблемы и тому подобное). Метод „равный - равному” одновременно с формальным традиционным образованием и другими подходами в неформальном образовании – это стратегическое средство передачи информации в обществе с целью формирования заинтересованности людей в их собственном здоровье и развитии. Использование метода „равный - равному” предусматривает объединение людей в группы по какими-то общими признакам с целью обеспечения их точной информацией и опровержения распространенных ошибочных взглядов, стереотипов, приобретения необходимых навыков для эффективной адаптации и интеграции в социуме. Для классификации разновидностей метода „равный - равному” используют разные критерии, среди них: цель использования метода, уровень профилактики, на котором используется метод, признак равенства. Согласно такому признаку равенства, как возраст – метод „равный - равному” трактуют как способ обучения „сверстников - сверстниками”. В социальнопедагогической литературе утвердилось восприятие метода „равный - равному” преимущественно как способа передачи социально значимой информации специально подготовленными подростками своим сверстникам. Используют такой метод, как правило, в первичной профилактике. В соответствии с иными, чем возраст, признаками равенства, „равный - равному” трактуют как способ обучения „равных равными”, то есть способ предоставления информации в среде людей „равных” между собой по разнообразным признакам (ценности, проблемы, профессия, социальный уровень, хобби, интересы и тому подобное). В таком контексте одинаковый возраст не является решающим для равенства. Данный метод можно использовать во всех видах профилактики, но чаще его используют во вторичной или третичной (равенство за проблемой). Метод „равный - равному” имеет свои преимущества по сравнению с другими методами, а именно: знание ценностей и требований социальной группы, в которой осуществляется общение; высокая степень доверия; равенство во взаимоотношениях; похожий внутренний мир, опыт, похожее отношение к проблеме; одинаковый уровень (образовательный, культурный, социальный и тому подобное). Вместе с тем метод „равный - равному” имеет свои недостатки: не всегда достаточно сходства (быть похожим – не значит быть равным); недостаточность опыта, информации у подростков; сложность контроля, измерения результатов метода; возможность искажения информации. Использование метода „равный - равному” в просветительской деятельности предусматривает такие основные этапы: подготовительную работу с группами волонтеров с целью обеспечения их точной информацией и опровержения распространенных ошибочных взглядов, стереотипов, отработки навыков, необходимых для эффективного общения с равными себе по какому-то определенному признаку; организацию внесения знаний в среду равных подготовленными волонтерами на основе существующего в данной среде обмена информацией.
МЕТОД РАВНЫЙ-РАВНОМУ
МЕТОД РАВНЫЙ-РАВНОМУ
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)