популярная в теории организации и практике управления (на Западе в 50 — 60-е, в СССР в 70-е гг. XX в.) системно-социологическая модель организации, которая основывается на положениях обшей теории систем, кибернетики, психологии, а также на положениях, выработанных в рамках теоретической социологии (положения структурного функционализма – версия Т. Парсонса, отчасти Р. Мертона), ролевой теории (Дж. Морено, Р. Линтон и др.), социологической теории конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).
М. О. как С. С. создавалась и развивалась в рамках школы социальных систем (см. Школа социальных систем). Развитие положений этой модели связано с именами Ч. Барнарда, А. Гоулднера, Ф. Связника, Г. Саймона, А. Этциони. В отечественной науке сторонниками и пропагандистами данной модели в 70-е гг. были Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А. И. Пригожи н. Элементы М. О. как С. С. просматриваются также в работах и других западных (М. Хейр, Р. Дабин) и отечественных социологов (В. Г. Подмарков и О. И. Шкаратан). Ряд ее положений используется и сегодня представителями различных подходов и школ в теории организации, придерживающимися естественно-системной ориентации (см.: Неоинституциональная теория организации; Организационная экология; Теория жизненных циклов организации).
М. О. как С. С. описывает организацию как специфическую динамичную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, иерархически построенную, многоэлементную, высоко институционализированную и упорядоченную целевую социальную систему, имеющую культурную природу (см. Иерархия). Ее деятельность рассматривается в контексте выполнения определенных функций по отношению к более широкой социальной системе. Функции организации на микроуровне связаны с обеспечением социального порядка как условия целедостижения, воспроизводимости и предсказуемости поведения людей при их взаимодействии, а также предпосылки для кооперации и координации разнонаправленной активности людей в процессе их совместной деятельности (см.: Целеполагание в организации; Координация в организации).
Эта система определена как социальная, поскольку, во-первых, в качестве объекта координации рассматриваются люди, вовлеченные в разнонаправленную деятельность (см. Разделение труда в организации), а в качестве субъекта – люди, координирующие, программирующие, контролирующие эту деятельность и наделенные властью (см. Власть в организации), во-вторых, в качестве социального средства координации и регуляции поведения людей анализируется совокупность социокультурных средств регуляции – принятые социальные нормы и ценности (см. Образцы взаимодействия и деятельности). Совокупность социокультурных средств регуляции в этих моделях обычно обозначают как социальную организацию, которая трактуется либо как единственная, либо как базовая подсистема регуляции поведения людей (см.: Социальная организация; Организация как социотехническая система). Составляющими социальной организации как средства регуляции поведения людей являются, как правило, две подсистемы: формальная и неформальная организации, иногда к ним добавляется третья подсистема (см.: Формальная (официальная) организация; Неформальная организация; Внеформальная организация). При этом социальные нормы как ключевой элемент социальной регуляции рассматриваются либо как юридически оформ-ленные положения, закрепленные в нормативных документах и регламентирующие взаимодействия между ролевыми позициями (формальная организация), либо как неписаные поведенческие стандарты между конкретными людьми (неформальная организация) в процессе целенаправленной деятельности.
Основным принципом функционирования организации постулируется ее выживание, которое рассматривается как условие целедостижения и результат выполнения ею определенного набора системных императивов — социальных функций (см.: Выживание организации; Социальные функции организации). Организация описывается, с одной стороны, как равновесная система, состоящая из множества подсистем и разноориентированных элементов, что влечет необходимость их интеграции, а с другой — как подсистема более широкой социальной системы, что предъявляет к ней требование обеспечения баланса с внешней средой. Большое внимание уделяется проблеме обеспечения сотрудничества, природе позиционного конфликта, снятию социальных напряжений при включении работника в организацию (см.: Интеграция в организации; Баланс организации с внешней средой; Конфликт в организации; Позиционный конфликт: Принцип обеспечения согласия).
В данной модели организация — это естественная и эволюционно развивающаяся культурная система, поэтому ее развитие связывается с функциональной и структурной дифференциацией и повышением способности к выживанию и самовоспроизводству во внешней среде, а механизм развития – с освоением ее членами организационной культуры (см.: Естественная модель в теории организации; Организационное развитие; Организационная культура). При этом уровень жесткости управленческого контроля со стороны руководства зависит от уровня развития и усвоения работниками организационной культуры (см.: Идентификация работника с организацией; Организационное ядро). Рассмотрение функционирования организации через призму ее выживания также ориентирует сторонников этой модели на выявление дисфункций организации (см. Дисфункции в организации).
Наиболее сильное влияние на развитие М. О. как С. С. оказали положения структурного функционализма. Структурно-функциональная модель основана на выработанных Т. Парсонсом представлениях об универсальной социокультурной модели функционирования любых социальных систем и социальных институтов. Он рассматривал организацию как целевой саморазвивающийся и самовоспроизводящийся социальный институт, имеющий социокультурную природу. Парсоновская универсальная модель функционирования любой социальной системы (в том числе организации) построена на логике институционализации социальных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности, что обеспечивает воспроизводимость социальных отношений и относительный социальный порядок.
В основе модели социальных систем лежат и другие разработанные Т. Парсонсом положения:
тезис об ограниченном волюнтаризме активного единичного социального субъекта, предполагающий введение культурных и ситуационных ограничений на свободу выбора стратегии и типа ресурсов;
представление о коллективном характере социального действия (единичное действие рассматривается в социальном контексте с учетом статуса актора, нормативно-ролевых предписаний, принадлежности к различным социальным подсистемам, взаимосвязи действующих акторов);
социокультурная модель формирования, выработки и стандартизации социальных образцов — институционализация;
модель функционирования социального института как эволюционирующей культурной системы, трактуемой через взаимосвязанные роли, формирующие и поддерживающие социальные образцы взаимодействия и деятельности;
представление о многоуровневой системе социальной регуляции (социетальный, институциональный, межличностный н личностный уровни, уровень непосредственного руководства);
учение об универсальном наборе социальных функций (системные императивы), выполнение которых необходимо для выживания любой социальной системы;
представление о механизме поддержания и усвоения социальных образцов (со-циальный контроль и социализация личности).
С учетом коллективного характера совершаемого социального действия Т. Парсонс определил условия, при которых оно возможно: во-первых, необходимо участие достаточного количества активных мотивированных субъектов, привлеченных к деятельности; во-вторых, каждый из акторов должен обладать определенным статусом, играть определенную роль в рамках заданного социального статуса (см. Статус работника в организации); в-третьих, статусы и проигрываемые конкретным актором роли должны рассматриваться как дифференцированные и разноориентированные элементы ролевых отношений, поскольку различные социальные институты предъявляют к актору свои ролевые требования.
Развитие М. О. как С. С. в рамках структурного функционализма связано также с именем Р. Мертона, который, трансформировав представление о природе социальных функций как системных императивах, ввел такие понятия, как «функции», «нефункции», «дисфункции», «явные и латентные функции» (см.: Социальные функции организации; Дис-функции в организации). Эти понятия широко используются при организационном анализе, а выявление дисфункций организации, начиная со школы социальных систем, стало одним из направлений организационного анализа.
Важное значение имеют разработки социологов — представителей ролевой теории (Дж. Морено, Р. Линтон) и отчасти символического интеракционизма (Дж. Мид). Эта группа специалистов разработала адекватные модели функционирования социального института, описав его в терминах социального взаимодействия и социальных ожиданий; определила принципы возникновения механизма социальной организации на уровне любых социальных систем; объяснила механизмы функционирования как формальной (Р. Линтон), так и неформальной (Дж. Мид, Дж. Морено) организации.
В формировании модели социальных систем велика заслуга Р. Линтона и его последователей, которые развили «ролевую теорию театра». Они предложили модель социальной регуляции, адекватную природе формальной организации; определили ограниченный перечень переменных, описывающих логику функционирования социального института; детально проработали содержание понятий «актор», «статус», «роль» и «ролевые отношения» (см.: Неформальная организация; Формальная (официальная) организация; Статус работника в организации).
Значительное влияние на развитие М. О. как С. С. (особенно явно это представлено в работах А. Гоулднера и А. Этциони) оказала формирующаяся в те годы теория социального конфликта. В частности, ее представители Р. Дарендорф и Л. Козер показали, что конфликты в организованных социальных системах являются необходимым элементом социальной жизни и выполняют по отношению к социальным системам (в том числе н организациям) ряд позитивных функций При этом конфликт неотделим от процессов структурных изменений в социальных системах (Р. Дарендорф), а иногда выступает фактором, способствующим их интеграции и повышению адаптивной способности (см. Адаптация организационная).
Следует отметить, что опрсделенную роль в формировании М. О. как С. С. сыграли психологические модели поведения людей. В частности, в них активно использовались различные типы бихевиористских моделей человеческого поведения (Б. Скиннер, А. Маслоу и др.) исследования по групповой динамик (Л. Фестингер, К. Левин), стилю руководства (К. Левин), проблематике бессознательного поведения людей (З. Фрейд (см. Вознаграждение).
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000