Наблюдение
метод сбора первичной информации об изучаемом объекте, основанный на целенаправленном восприятии и регистрации социальных фактов.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Наблюдение
один из основных методов исследования, состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии чего-либо и кого-либо.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Наблюдение
метод эмпирического социологического исследования, состоящий в непосредственном восприятии ирегистрации социальных объектов и явлений.
Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.
Наблюдение
метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Наблюдение
метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями, ситуациями
Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований
наблюдение
Источник имеющихся данных.
Практически во всех статистических пакетах задается строкой значений
переменных.
Синоним: case.
См. тж. статистическая
единица.
Источник: Словарь социологической статистики
НАБЛЮДЕНИЕ
преднамеренное непосредственное восприятие предметов и объектов действительности в отличие от обыденного, непроизвольного наблюдения, с помощью которого каждый человек получает информацию об окружающем мире.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
НАБЛЮДЕНИЕ
метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
НАБЛЮДЕНИЕ
англ. observation; нем. Beobachtung. 1. Непосредственное восприятие предметов и явлений. 2. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
наблюдение
Наблюдение состоит из значений
переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной
единицы. Скажем, возраст, температура и
давление
пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением.
Синоним: observation.
Источник: Словарь социологической статистики
Наблюдение
метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Наблюдение
в широком смысле слова это способ познания мира. Н. обыденное непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. Н. научное характеризуется в первую очередь тем, что оно направлено на достижение определенной науч. Цели преднамеренное получение специфич. информации, необходимой для решения задач науч. иcследования, - а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля.
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
Наблюдение
под наблюдением в науке принято понимать целенаправленное восприятие объекта (явления), сбор сведений о нем. Условие наблюдения - максимальная объективность, то есть возможность либо повтора наблюдения, либо использования другого независимого метода проверки данных (например, эксперимента). Многократно сделанное наблюдение, не изменившее наше восприятие объекта, свидетельствует об объективности, достоверности полученных данных.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленное и систематическое непосредственное восприятие и регистрация исследователем действий и поведения объекта или особенностей протекания изучаемого процесса и их специфических изменений. В социальной диагностике Н. - методологический подход изучения социального явления в его естественных условиях или условиях, максимально приближенных к естественным. Преимущества Н. - прямое восприятие процессов, позитивность и объективность.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Наблюдение
описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном визуальном восприятии, фиксации и регистрации происходящих социальных явлений, процессов и событий. Наблюдение бывает научным и обыденным, включенным и невключенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы или события «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения о проводимом социологическом исследовании.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Наблюдение
метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (на неструктурализованные и структурализованные), по положению наблюдателя (на включенные и невключенные), по месту и условиям организации (на полевые и лабораторные), по регулярности проведения (на систематические и случайные) [21.– С.459]. –метод сбора социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов об изучаемом объекте [9.– С.583].
Источник: Социология. Словарь.
Наблюдение
основной способ получения материала при изучении процессов, происходящих на наших глазах. Наблюдение может быть следующих видов: а) скрытое, при котором исследователь фиксирует особенности речевого поведения изучаемых им людей без их ведома. При этом он получает более объективные данные, чем когда он объявляет о своих исследовательских намерениях; б) включенное, при котором исследователь становится членом наблюдаемой им группы (например, социолингвисты становятся членами производственных бригад, геологических партий и т. д.); в) внешнее, когда исследователь наблюдает за речевым поведением индивидов, не пытаясь влиять на него и даже стараясь внешне не обнаруживать свою позицию наблюдателя.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Наблюдение
метод получения социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов, касающихся изучаемого объекта и значимых для целей исследования. Обычно наблюдение осуществляется в комплексе с другими методами сбора социологической информации (опросом и пр.). Наблюдения подразделяются на стандартизированные (когда заранее определено, на какие элементы социальной ситуации нужно обратить внимание) и нестандартизированные, включенные (исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности) и невключенные (наблюдатель находится вне изучаемого объекта и не задает вопросов, а лишь фиксирует происходящее), полевые (в естественной, реальной обстановке) и лабораторные (в искусственно созданных и контролируемых условиях), систематические и случайные [106, 141].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Наблюдение
целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации — возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте. Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное. Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение. Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Наблюдение
общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы наблюдения. В отличие от естественных наук, где Н. считается простейшим видом исследования, в социологии научное Н.один из наиболее сложных и трудоемких методов. Сложность его обусловлена спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором и субъектом и объектом выступает человек. Это отношение является фактически субъект-субъектным социальным отношением, что предопределяет неизбежность их взаимовлияния в процессе исследования, а следовательно возможность получения артефактов, «деформированной» информации. Поэтому применение этого метода обычно связано с разработкой сложных технических приемов, обеспечивающих надежность исходных данных. Надежность Н. обеспечивается прежде всего адекватностью его условий типу взаимодействия субъекта и объекта, степенью формализации процедуры, репрезентативностью информации. Для всякого социологического Н., в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: 1. Включенное (участвующее) Н., когда наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе. Субъект в силу самого факта включения ощущает влияние объекта, в известной мере сам становится объектом. Объект реагирует на присутствие субъекта. В этом случае необходим;) сложная коррекция данных Н, получающих деформацию из-за «возмущающего» их взаимовлияния субъекта и объекта. 2. Включенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Субъект также ощущает влияние объекта, однако объект не реагирует на присутствие субъекта. Надежность информации в данном случае повышается, однако возникают проблемы этики исследования, регистрации и полноты информации. 3. Невключенное Н., когда наблюдаемые знают о нем. Объект существенно не влияет на субъект, но сам реагирует на его присутствие. Эта реакция (изменение поведения)-основная причина деформации первичных данных и должна быть учтена субъектом. 4. Невключенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Во взаимодействии субъекта и объекта фактически не возникает «возмущающего» влияния. Однако увеличивается возможность деформации и потери информации за счет более ограниченного поля наблюдения. В данном случае, как и в предыдущем (3), большая вероятность организационно-технических ошибок. В названных типах взаимодействия субъекта и объекта Н. проблема исключения «возмущающих» факторов решается как проблема учета конкретных условий, научной организации и проведения исследования, а также достаточного контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность. Для обеспечения этого объект Н. прежде всего должен быть определен в конкретной эмпирической ситуации. В зависимости от того, является она естественной или создана искусственно, определяют и тип взаимодействия. Эмпирическая ситуация далее должна быть кодифицирована в категориях гипотезы и программы исследования. Соответственно им разрабатываются рубрики индикаторов И. Единая система индикации эмпирических ситуаций позволяет унифицировать данные, осуществить их сопоставимость и количественную обработку на ЭВМ или вручную. В итоге социологические Н., вопреки распространенному скептицизму, дают возможность при хорошей подготовке наблюдателей получать данные, корреляция которых достигает 0,75-0,95. Основным преимуществом Н. является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения. Вместе с тем на основе таких обобщении труднее устанавливать закономерности явлений, выявлять их детерминанты, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое Н. должно применяться в сочетании с другими методами исследования, обеспечивать комплексное рассмотрение объекта.
Источник: Социологический справочник
НАБЛЮДЕНИЕ
в широком смысле слова это способ познания мира. Н. обыденное - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. Н. научн. характеризуется в первую очередь тем, что оно направлено на достижение определенной научн. цели - преднамеренное получение специфич. информации, необходимой для решения задач научн. исследования, - а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля. В нек-рых соц. науках (экономич. статистика, демография) под Н. часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос, сбор документальных данных, визуальное наблюдение), противопоставляя ее косвенному получению данных из литературных источников. В социологич. исследованиях под Н. понимается метод сбора первичных эмпирич. данных, к-рый заключается в направленном, систематич., непосредственном визуальном и слуховом воеприятии (прослеживании) и регистрации значимых с т. зр. целей и задач исследования соц. процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного Н. является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеч. поведения в момент их совершения, появления, в то время как др. методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Непосредственное Н. дает более достоверные данные о действиях людей в определенных соц. ситуациях, т. е. о соц. фактах. Используя метод Н., исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы говорить. Главной особенностью Н. в социологии является неразрывная связь наблюдателя с объектом, к-рая накладывает отпечаток и на его восприятие соц. действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию мировоззрения. Др. особенность Н. в социологии заключается в том, что восприятие соц. явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом Н. Эту особенность следует иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных. Еще одна особенность Н. в социологии - это сложность (а порой и невозможность) проведения повторного Н., поскольку соц. процессы подвергаются воздействию очень большого числа различн. факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на рез-ты Н. является тщательная подготовка наблюдателя и неоднократное Н. изучаемого соц. объекта. Метод Н. чаще применяется в монографич. социологич. исследованиях, значительно реже - в статистич. обследованиях, к-рые требуют репрезентативности данных. Н. редко носит массовый характер вследствие трудности подбора большого числа квалифицированных наблюдателей. Кроме того, массовое наблюдение, особенно с применением кино- и фотоаппаратуры, зву-ко- и видеозаписи, является одним из самых дорогостоящих методов сбора эмпирич. данных. Н. успешно применяется как в исследованиях разведывательного и аналитич. плана, так и в экспериментальных исследованиях. Оно может служить достижению различн. целей: быть источником информации для построения рабочих гипотез и их проверки, с помощью Н. могут быть проверены данные, полученные др. методами, и получены дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 19С9; Социальные исследования. Вып. 5, 7. М., 1970; Лекции по методике конкретных социологических исследований. М., 1972; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972; Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1976; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987; Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании//Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990; Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М, 1996. Э.П. Петров.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
НАБЛЮДЕНИЕ
метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности).
Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований.
Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации.
В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение "наблюдатель - объект" здесь переосмысливается как отношение "наблюдатель - наблюдаемый", который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное или участвующее Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия