НАЦИЯ
Источник: Альтернативный социологический словарь
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: Краткий словарь по социологии
- территории;
- языка;
- экономических связей;
- психологического склада характера.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Организацию Объединенных Наций, или государства-автономии в составе федеративного государства).
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
См. также: Народность, Народ
Источник: Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 282.
Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие
НАЦИЯ (от лат. natio - племя, народ), тип этноса, представляющий собой историч. общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их терр., экон. связей, языка, нек-рых особенностей культуры и характера, развития этнич. (нац.) самосознания, к-рые составляют ее признаки. Возникает в период преодоления феод. раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе капиталистич. экон. связей. В условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами, идеологиями. При социализме, ликвидирующем социальные и нац. антагонизмы, преобразуются в социалистич. Н., основа к-рых - экон., социально-политич. и идейное единство; протекает процесс расцвета и сближения Н., развития их братского сотрудничества и взаимопомощи на основе принципов интернационализма. В сов. лит-ре Н. обычно называют крупные этносы СССР, имеющие союзные или автономные республики; к заруб. Н. нередко применяется признак наличия государственности (напр., Организация Объединенных Наций).
В. И. Козлов.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча ("Национализм и социальная коммуникация", 1966) характерно функциональное определение Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, - целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции. К пониманию Н. Гелнером во многом близка позиция Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма" со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций.
П.В. Терешкович
Источник: Социология: энциклопедия
Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, Н. продолжает развиваться, культурно обособляться и интернационализироваться. Выделяют две взаимопересекающиеся тенденции в развитии национальных отношений – тенденция экономической интеграции и интернационализации всех сторон человеческой жизни и тенденция к национальному самоопределению, самовыражению, самоуправлению. Эти тенденции часто находятся в состоянии острых конфликтных ситуаций, противоречий, которые обусловлены объективными и субъективными факторами и причинами, имеющими корни в экономической, социальной, политической и особенно духовной областях. В сознании, культуре, психологии отдельной Н. заключены основной источник и причина всех возможных и реальных противоречий современной жизни. Практика показывает, что пробуждение национальной жизни, национальная суверенизация довольно часто вступают в противоречие с тенденцией интернационализации, взаимного обогащения отношений сотрудничества и единства, что ведет к перманентным национальным конфликтам. Национально-государственные образования строят свою политику на традиционной политической целесообразности, а не на учете интересов людей. В результате многих причин объективного и субъективного характера резко обострились межнациональные отношения на посткоммунистическом пространстве общественной жизни. Экономическая неразвитость, социальная рыхлость и неопределенность, политическая неустроенность и ментальная традиционность, сопряженная с односторонним, автономным пониманием своего национального сознания и самосознания, ведут к сепаратизму и конфликтным ситуациям, преодолеть которые в одночасье невозможно. Национальная проблема стала ведущей в пост-социалистических странах, но до сих пор не выработаны эффективная национальная политика и способы демократического ее решения.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
В настоящее время в составе РФ помимо русской н. находятся еще свыше 20 н. и проживают десятки народностей и национальных групп. В 2002 г. в стране были зафиксированы представители 182 национальностей, многие из которых входят в состав тех н., на территории народов которых они проживают. В связи с этим предложения некоторых этнологов об отождествлении понятий н. и государства, как это имеет место во многих странах Запада, для России не могут быть приемлемы в силу того, что многонациональный российский народ, образующий суперэтнос, состоит в своем большинстве из сформировавшихся естественноисторическим путем достаточно высокоразвитых н. Скрепляющей основой многонационального российского народа является российская н. На сегодняшний день этнонациональный вопрос в России – это не просто межэтнические связи, произвольно устанавливаемые сверху, а проблема благополучия десятков народов, веками связанных общностью исторических судеб, не говоря уже о тесном взаимодействии и сотрудничестве во всех сферах общественной жизни. Н. как носители социального начала, более высокого по сравнению с Традиционно-этническим, образуют форму этносов, воздействуют на них с позиций социальных, а не биосоциальных законов, которым подчиняются этносы. Они играют решающую роль в способах протекания этнонациональных процессов, сглаживании противоречий, вызываемых действием тенденции к глобальной универсализации общественной жизни. В условиях формирования информационно-технологической цивилизации, постоянно возрастающего взаимодействия народов меняется этно национальная структура человечества, утверждается новая этническая картина мира в рамках нескольких мировых цивилизаций, возникают супер и мегаэтносы, характеризующие постнациональный тип этносов региональные цивилизационные сообщества. Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
Термин Н. в ходе исторического развития неоднократно менял свое значение. И сегодня он многозначен: в мировой науке имеется множество дефиниций этого феномена. Первоначально термин «Н.» использовался римлянами для обозначения различных племен того времени. Народности, формировавшиеся в раннее Средневековье, переняли вместе с латинским языком и natio. В XIX в. ряд ученых, в том числе К. Маркс и Ф. Энгельс, применительно к указанным эпохам также употребляли термин «Н. имея в виду его значение в смысле «племя», «народ».
Широкое распространение термин «Н.» получает в позднее Средневековье, в период расцвета феодального общества. Однако неверно полагать, что данный термин уже тогда обозначал общественный организм, подобный более поздней нации, в тот период этот термин имел преимущественно организующее значение. Например, в университетах под нациями подразумевали студенческие корпорации, церковные соборы; группы знати и купечества также разделяли на нации. Позднее нацией стали называть народ, народность данной территории или даже данного государства. Современное представление о нации было выработано в период Французской революции, которая понятие «Н.» увязала с политическими идеями, в том числе с идеями буржуазной демократии и народного суверенитета. Постепенно термин «Н.» стал наполняться новым содержанием, он обрел взаимосвязь с языком и этническими особенностями народа. В дальнейшем термин «Н.» приобретает государственно-политический смысл (совокупность граждан). Вначале такое значение становится преобладающим во французском, а затем и в английском языке. В немецком же и в русском, как и в большинстве языков других восточноевропейских народов, преобладающим долгое время оставалось этническое значение этого понятия.
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса разработаны основные элементы историко-материалистического понимания И. Они определили закономерный характер возникновения национальной формы общественного развития в связи с зарождением и утверждением капитализма, решающую роль при этом экономических факторов, особенно общности экономической жизни.
По их мнению, важное значение для формирования наций имели общность языка и общность территории. Термины «Н.» и «общество» ими употребляются альтернативно в смысле общества сограждан В. И. Ленин, занимаясь проблемой Н., сосредоточил свое внимание на экономической основе и социальной сущности Н., а также на этнических признаках; языке, территории, особенности национальной культуры. И. В. Сталин в 1914 г. сформулировал следующее определение Н.: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». И далее: «...достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией... только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию».
В начале XX в. появились и другие определения Н. Они сводились к культурной или психологической трактовке понятия «Н.». Их авторами были О. Бауэр, К. Реннер, К. Каутский и др. В современной научной и политической литературе термин «Н.» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, согласно которому Н. — это совокупность граждан одного государства, согражданство, т.е. территориально-политическая общность. Согласно этой точке зрения культура, происхождение и язык являются вторичными факторами или совсем не играют никакой роли. В таком понимании Н. являются все граждане данной страны независимо от этнической принадлежности. К примеру, все граждане Франции — этнические французы, выходцы из Восточной Европы, африканских и азиатских стран — составляют французскую нацию. Хотя в Испании проживает множество народов и национальностей, испанская Конституция в ст. 2 провозглашает «нерушимое единство испанской нации, являющейся единой и неделимой для всех испанцев». В таком случае можно сказать, что национальная идентичность является гражданской идентичностью.
Наряду с этим термин «И.» употребляется в политико-этатистском смысле и по существу совпадает с понятием государства (Организация Объединенных Наций, национальный доход, национальная безопасность, национальный совет и т. п.). В этих словосочетаниях слова «нации», «национальный» употребляются как синонимы терминов «государство», «государственный». Следует отметить, что ни одна из разработанных в западной науке концепций Н. не стала общепринятой. В Центральной и Восточной Европе и бывшем СССР Н. называют тип этноса, характерный для Нового времени. Возникновение Н. исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности и образованием централизованного государства, усилением хозяйственных связей, унификацией языка и культуры. Среди признаков Н., отличающих ее от предшествовавшего ей типа народности, подчеркивается наличие государственности или сильно развитого движения за ее достижение, экономической общности (национального рынка), сложение и распространение литературного языка. Н., представляя собой этносоциальные организмы, скреплены связями территориально-политического характера, при этом особенно большую роль играют экономические связи.
Некоторые Н. возникли в результате трансформации одной народности (русские, шведы, англичане и ряд др. европейских народов), другие — путем сплочения в Н, ряда народностей (французы, сложившиеся путем слияния северофранцузской и провансальской народностей), в большинстве случаев близких по языку и культуре. Для европейских Н. характерно формирование в рамках централизованных («национальных») государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-востоке Европы формирование Н. происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).
Таким образом, согласно восточноевропейской традиции, Н. складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания. Это устойчивая общность людей, представляющая собой закономерный продукт и неизбежную форму общественного прогресса. И. — не раса, не антропологическая общность с присущими ей изначально естественно-биологическими чертами и элементами. Н. — общность социально-этническая, этнокультурная, в ней социокультурное является нациообразующей основой.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
В этатическом значении термин «Н.» обозначает всю совокупность граждан одного государства, для которых характерно: общегражданское самосознание (т.е. чувство принадлежности к одному государству), чувство общности исторической судьбы и культурного наследия, наличие многих общих элементов материальной и духовной культуры, в ряде случаев – общности языка, – т.е. территориально-политическую общность.
В таком понимании термина, Н. являются все граждане данного государства независимо от их этнической принадлежности. Например, все граждане Франции – этнические французы, выходцы из африканских, азиатских стран и Восточной Европы составляют единую французскую Н.
Впервые в этом значении термин «Н.» начал употребляться в 18 в. во Франции в период Великой Французской революции, а затем и в регионах европейских переселенческих колоний в Америке, Австралии, Новой Зеландии. В них Н. стали считать суверенное гражданское сообщество, согражданство, противостоящее феодальным, религиозным и т.п. образованиям. Например, американская Н., канадская Н. и др. Отсюда сформировались понятия «национальные интересы», «национальная экономика», «межнациональные взаимоотношения» и др., в которых слова «национальный», «межнациональный» употреблялись как синонимы терминов «государственный» «межгосударственный», а понятие «Н.» стало отождествляться с понятием «государство». В Азии и Африке данное значение термина Н. было заимствовано из Европы и получило широкое распространение, особенно в ходе деколонизации и образования современных государств в 20 в. Например, индийская Н. нигерийская Н. и т.д.
По сути, гражданские нации были и остаются полиэтническими образованиями (за исключением небольших островных государств) с разной степенью политической и культурной консолидации. Некоторые из них включают в себя десятки и сотни этнических общностей, отличающихся друг от друга расовым типом, языком, культурой, религией и т.п. (например, индийская, китайская, американская, испанская Н. и др.). В последние годы за счёт иммиграции увеличилось этническое многообразие европейских наций (французской, германской, итальянской и ряда др.). Этнические, религиозные и региональные различия внутри гражданской Н. могут вызывать кризисы и конфликты вплоть до её раскола на новые национальные образования.
Этатическая (гражданско-политическая) трактовка термина «Н.» распространена главным образом в западной научной и политической литературе и практике.
В научной и общественно-политической литературе и практике государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, ряда стран Африки и Азии утвердилось этническое или социально-культурное понимание термина «Н.». Н. – это высший на сегодняшний день исторически сформировавшийся тип этноса, который складывается и воспроизводится на основе общности экономической жизни, территории, языка и психического склада своих членов, проявляющегося в общности культуры и самосознания этнического (национального). Это устойчивая общность людей, для существования которой важны диахронные связи – т.е. память и традиция, и синхронные связи – т.е. повседневное действие и общение, решение постоянно возникающих общих задач и координация совместных действий. Н. – не раса, с присущими ей изначально особыми физическими признаками. Н. – общность этническая, социально-культурная, в которой социальное вляется консолидирующей основой. В таком понимании данного термина, Н. являются только люди одной этнической принадлежности. Например, русская Н., украинская Н., польская Н. и т.д., а понятие «национальность» означает принадлежность к определённому этносу (Н. или народности). В процессе этнической эволюции Н. является следующей закономерной стадией развития после народности.
Такое понимание термина «Н.» сформировалось в конце 19-нач. 20 вв. на базе идеологии австро-марксизма и восточно-европейской социал-демократии и достаточно широко распространилось в нач. 20 в. в процессе распада таких полиэтнических империй как АвстроВенгерская, Российская, Османская. Поскольку для Н. как этнической, социально-культурной общности характерно стремление к политическому обособлению (что составляет основу этнонационализма, см. национализм), то данное понимание термина легло в основу доктрины о праве любой Н. на самоопределение вплоть до отделения от государства, в рамках которого она существует.
После 1-й мировой войны на основе доктрины национального самоопределения были образованы полиэтнические государства Восточной Европы, а также СССР, включавший национальнополитические образования разного уровня, а в отечественной науке, особенно советского периода, утвердилось и распространилось этническое понимание термина «Н.».
За время существования СССР произошло формирование советских наций (туркменской, молдавской, таджикской и др.) в результате «национально-государственного» строительства и за счёт упразднения или ослабления прежних локальных, языковых, религиозных и др. различий. Одновременно существовала и общесоветская идентичность. Таким образом, этнические нации назывались «нациями», а фактически существовавшая гражданская Н. получила название «советский народ». Этнонационализм стал одной из важных причин распада СССР. Он же представляет угрозу гражданскому строительству почти во всех постсоветских государствах, включая и Российскую Федерацию. Поэтому в настоящее время многие полиэтнические государства осознают необходимость перехода к понятию «гражданская Н.».
Возникновение Н., независимо от смысла, который вкладывается в это понятие, исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности и образованием централизованных государств с единым управлением, усилением хозяйственных связей и складыванием общего рынка, унификацией языка, культуры и распространением массового образования, в результате чего формировались культурно-языковое единообразие, общие гражданские нормы и общегражданское самосознание на базе слияния ранних форм родственных и неродственных этнических общностей (племён, народностей). Кроме того, для наций характерно формирование в рамках централизованных («национальных») государств на базе развития одной народности, чьё название они обычно сохраняют, (например, в Японии и Корее) или нескольких этнически близких народностей (например, французская Н. сложилась из средневековых северофранцузской и провансальской народностей). Однако некоторые из европейских наций сложились в условиях политической раздробленности (немцы, итальянцы, поляки). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование Н. происходило внутри полиэтнических империй: Австро-Венгерской, Российской. Аналогично формировались нации в Османской империи.
В настоящее время во многих странах имеет место одновременное существование двух значений термина «Н.». Государство предпочитает использовать понятие «гражданская Н.» как мощное средство консолидации всех сограждан, в то время как лидеры и активисты этнических общностей используют понятие «этническая Н.» как средство защиты интересов только своего этноса. Многозначное использование термина «Н.» становится нормой в современной науке и политике.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
В советской науке долгое время господствовала так называемая марксистско-ленинская теория Н. Однако К.Маркс и Ф.Энгельс не дали определение понятия Н. В марксистской (социал-демократической) литературе конца XIX - начала XX вв. были изложены две основные теории нации: австрийца О.Бауэра, считавшего Н. “Общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы”, и немецкого деятеля К.Каутского, считавшего основными признаками Н. язык и территорию. В.И.Ленин критиковал “психологическую” теорию Н.О.Бауэра и признавал “историко-экономическую” теорию К.Каутского; он разработал марксистскую теорию национального вопроса (см.), но не дал полного определения Н. В 1930-х гг. в качестве такового утвердилось определение И.В.Сталина как “исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющейся в общности культуры”; именно оно и легло в основу концепции Н. в советской науке. С середины 60-х гг. это определение Н. стало критиковаться и уточняться, напр., указанием на условность признака общности экономической жизни и признака общности психического склада (национального характера); кроме того, определение Н. стало дополняться, прежде всего - признаком национального (этнического) самосознания. По мере разработки теории этноса определение Н. стало связываться с общим понятием этноса; ученые, определяя Н., стали делать упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные или этно-социальные, отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности (см.). К таким признакам относится унификация языка, главным образом путем распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации, развитие профессиональной культуры и искусства, формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-научного развития (наличие рабочего класса и интеллигенции), наличие определенной формы государственности или сильно развитого движения за ее достижение (см. “Национальное движение”), а также определенная экономическая общность в рамках своей национальной государственности.
Согласно распространенной среди советских ученых теории Н.,она считалась типом этноса, характерного для развитого классового общества. Возникновение Н. исторически связывалось со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания, движением за создание национальной государственности. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей, напр., французская Н. - из северо-французов и провансальцев. “Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупное, в сущности основанное на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации” (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.345). В.И.Ленин считал образование национальных государств “тенденцией (стремлением) всякого национального движения” (В.И.Ленин. ПСС, т.25, с.259). Термин Н. и производные от него (“Национальность” и др.) в западно-европейских языках сохраняют политико-этатический смысл “общности граждан одного государства”.
На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнических государств (Австро-Венгрия, Турция, Россия и др.) или более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (напр., союзные и автономные республики в СССР, республики в Югославии); все же за термином Н. сохранился этнический смысл. В странах Америки Н. формировались из групп разноэтнических европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в различной степени - с иноэтническими и инорасовыми группами - местными и привезенными из Африки (неграми). Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополий (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших государств, нередко проводившиеся по слабообжитым районам. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся гл.обр. после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено, и идет через трудный процесс этно-политической интеграции. Здесь термину Н., как и в странах Америки, придается политико-этатический смысл, преобладающий в международном обиходе (напр., Организация Объединенных Наций).Однако проступающая во многих регионах мира и развернувшаяся экономическая и политическая интеграция наций в Западной Европе пока не нарушает их этнические параметры.
В советской науке двумя основными видами Н. (см. Классификация этническая ) считались “буржуазные” и “социалистические”, отличающиеся классовой структурой, политическим строем и духовным обликом (идеологией). В связи с этим некоторые авторы (особенно философы 1970-х гг. стали придавать Н. более социальный, нежели этнический смысл. Считалось, что в развитом социалистическом обществе Н. достигнут полного расцвета; вместе с тем усилится их сближение между собой (см. Межэтническая интеграция), что явится шагом к предсказанному классиками марксизма-ленинизма слиянию Н. в будущем, после победы коммунизма. Однако с середины 1980-х гг. такие взгляды стали пересматриваться как из-за обнаружившейся неопределенности путей достижения коммунизма, так и из-за обострения национальных отношений в Советском Союзе и подъема национал-сепаратизма, приведшего в конце 1991 г. к развалу СССР. Дальнейшая разработка теории Н. не дала общепринятых результатов.
ЛИТ.:Бауэр. Национальный вопрос и социал-демократия. Спб, 1909.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей. МГУ, 1978.
Каутский К. Национализм и интернационализм. Петербург, 1918.
Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2.
Козинг А. Нации в истории современности. М., 1978.
Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации// Вопросы истории, 1987, N 2.
Коммунизм и нации. М., 1985.
Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС, изд. 5, т. 24; он же. О праве наций на самоопределение, т. 25; он же. Материалы по национальному вопросу. “Ленинский сборник XXX”. М., 1937.
Ренан Э. Что такое нация? Спб., 1888.
Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21.
Gellner E. Nations and nationalism, Oxford, 1983.
Gross B.M. The state of the nation. L., 1966.
Muller H.A. Races, nations and classes, L., 1924.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов