понимание законов общества по аналогии с законами природы.
Натурализм
Натурализм
НАТУРАЛИЗМ
NATURALISM) Натуралистическое течение в социологии представлено теми, кто утверждает, что социология должна использовать для решения всех практических задач те же методы, что и естественные науки. Многие исследователи, в частности те, кто выступает против использования позитивистских методов в социологии, говорят о тождестве натурализма и позитивизма. Этот взгляд является ошибочным, поскольку объединение методов естественных и социальных наук характерно и для других, противоположных позитивизму, доктрин, например, для реализма.
Источник: Социологический словарь
НАТУРАЛИЗМ
англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии - направление, согласно к-рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии - тенденция в объяснении соц. явлений и процессов развития общества природными, биол. факторами, ориентирующаяся на методы естественных наук. См. МЕХАНИЗМ, НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ, СОЦИОБИОЛОГИЯ. 3. В педагогике - направление, согласно к-рому определяющую роль в воспитании играет следование псих, складу ребенка, его свободное развитие. 4. В литературе и искусстве - направление, сложившееся во второй половине XIX в., характеризующееся стремлением к документальной точности, абсолютизации физиол. стороны жизни.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Натурализм
в философии) (naturalism), взгляд на мир, подчеркивающий роль врожденных и обусловленных средой факторов в развитии человека и, в более общем плане, отношение к человеку как неотъемлемой части естественного мирового порядка. Н. полностью противоположен религ. и метафиз. взглядам, поэтому его часто (и не всегда обоснованно) ассоциируют с материализмом и естественно-науч. подходом. В теориях Н. выделяют разъяснительный и оправдательный аспекты. Оба они прежде всего стремятся дать логическое объяснение мыслям и поступкам человека, опираясь на св-ва человеческой природы; руководствуясь этим, можно оправдать наш образ мышления настолько, насколько это представляется разумно необходимым. В филос. теориях Юма и Витгенштейна присутствуют важные элементы Н. Этич. Н. выводит принципы морали из природного начала (космоса, органич. мира, биологии, психологии).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Натурализм
теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, тесно связанный с позитивистской доктриной единства метода социальных наук. Среди ключевых идей натуралистского подхода особенно существенны: 1) тезисономологическом характере научных объяснений социального мира (основная особенность научных объяснений, отличающая их от описаний и семантических объяснений, заключается в том, что основу научных объяснений составляют общие законы); 2) тезис о причинно-следственном характере детерминации социальных явлений, что определяет принципиальное единство природного и социального мира (философский материализм); 3) ориентация на накопление эмпирически проверяемого содержания научного знания в форме теоретических высказываний, открытых для проверки и опровержения. В социологии к натуралистским моделям объяснения относят неоутилитаристскую модель рационального деятеля и бихевиоризм.
НАТУРАЛИЗМ
социол. концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естеств. наук. Большинству натуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектики обществ, развития, вульгарно-материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности. Позитивной стороной Н. выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естеств. наук. История европ. обществ, мысли, начиная с Нового времени, во мн. развивалась под определяющим воздействием естественнонаучной методологии, складывающейся в рез-те выдающихся открытий в механике, астрономии и др.
В бурж. социологии 19 — нач. 20 в. существовали две гл. формы Н.— социалбиологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма (Спенсер, Шеффле, Вормс и др.) и дарвинизма социального (У. Беджгот, Гумплович, Самнер и др.). Представители этого направления стремились познать законы фукционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. Сторонники механицизма (Кегле, Г. Кэри, Л. Винярский, Парето и др.) пытались объяснить обществ, жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках. Присущий натуралистическим концепциям антиисторизм, спекулятивный и умозрительный характер теоретических построений, а также консервативная политическая направленность предопределили кризис этих концепций на рубеже 20 в. В совр. зап. социологии можно вычленить две осн. ветви Н.— методологический Н. и онтологический Н. Обе эти версии Н. принимают позитивистский тезис «единства науки», но интерпретируют его различ. образом. Сторонники методологического Н. исходят из признания единого для естеств. и социальных наук «научного метода», распространяют на сферу социального познания наиболее общие принципы и понятия естеств. наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие социальной действительности.
Методологический Н. занимает господствующие позиции в гносеологии совр. зап. социологии, он лежит в основе мн. известных концепций — таких, как структурный функционализм (Функциональный подход), неоэволюционизм, системные теории, обмена социального концепции и др. Приверженцы онтологического Н. настаивают на содержательном, предметном единстве социальных и естеств. наук, пытаются редуцировать обществ, закономерности к природным. Большинство совр. редукционистских концепций — таких, как бихевиористская социология (Бихевиоризм), биосоциология, возникают под влиянием достижений в новейших областях естествознания — экспериментальной психологии, этологии, генетики и др.
Для всех них характерно игнорирование кач. своеобразия социальных закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. В то же время развиваясь в рамках междисциплинарных исследований, натуралистические подходы способны выявить подлинную роль естеств.-биологических предпосылок социального поведения человека. Обращение к редукционизму и возрождение социал-биологизаторских идей в совр. зап. социологии в значит, мере обусловлено кризисной ситуацией в ней, в частности неспособностью ведущих концепций, опирающихся на познавательные принципы методологического Н., удовлетворительно объяснить противоречия совр. обществ, развития. М. С. Комаров
В бурж. социологии 19 — нач. 20 в. существовали две гл. формы Н.— социалбиологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма (Спенсер, Шеффле, Вормс и др.) и дарвинизма социального (У. Беджгот, Гумплович, Самнер и др.). Представители этого направления стремились познать законы фукционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. Сторонники механицизма (Кегле, Г. Кэри, Л. Винярский, Парето и др.) пытались объяснить обществ, жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках. Присущий натуралистическим концепциям антиисторизм, спекулятивный и умозрительный характер теоретических построений, а также консервативная политическая направленность предопределили кризис этих концепций на рубеже 20 в. В совр. зап. социологии можно вычленить две осн. ветви Н.— методологический Н. и онтологический Н. Обе эти версии Н. принимают позитивистский тезис «единства науки», но интерпретируют его различ. образом. Сторонники методологического Н. исходят из признания единого для естеств. и социальных наук «научного метода», распространяют на сферу социального познания наиболее общие принципы и понятия естеств. наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие социальной действительности.
Методологический Н. занимает господствующие позиции в гносеологии совр. зап. социологии, он лежит в основе мн. известных концепций — таких, как структурный функционализм (Функциональный подход), неоэволюционизм, системные теории, обмена социального концепции и др. Приверженцы онтологического Н. настаивают на содержательном, предметном единстве социальных и естеств. наук, пытаются редуцировать обществ, закономерности к природным. Большинство совр. редукционистских концепций — таких, как бихевиористская социология (Бихевиоризм), биосоциология, возникают под влиянием достижений в новейших областях естествознания — экспериментальной психологии, этологии, генетики и др.
Для всех них характерно игнорирование кач. своеобразия социальных закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. В то же время развиваясь в рамках междисциплинарных исследований, натуралистические подходы способны выявить подлинную роль естеств.-биологических предпосылок социального поведения человека. Обращение к редукционизму и возрождение социал-биологизаторских идей в совр. зап. социологии в значит, мере обусловлено кризисной ситуацией в ней, в частности неспособностью ведущих концепций, опирающихся на познавательные принципы методологического Н., удовлетворительно объяснить противоречия совр. обществ, развития. М. С. Комаров