ОПРОС ПРЕССОВЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОПРОС ПРЕССОВЫЙ
англ. survey, press; нем. Befragung, konzentrierte. Вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Опрос прессовый
разновидность опроса анкетного. При О. п. анкета публикуется на страницах газет, журналов и возможность ее заполнения и возврата исследователям ограничена только совокупностью читателей соответствующего периодического издания, причем той ее частью, которая имеет право распоряжаться по своему усмотрению (генеральная совокупность). Следовательно, респонденты О. п. представляют собой совокупность лиц, добровольно откликнувшихся на призыв исследователей выразить свое мнение по поводу некоторой проблемы (выборочная совокупность). Практически невозможно оценивать репрезентативность данных О. п., так как априори неизвестны распределения изучаемых признаков (даже минимально требуемого их количества типа пол, возраст и т. п.), а случай (решение суверенного читателя вернуть заполненную анкету) не соответствует статистическим распределениям случайных событий, на основании которых можно делать достоверные выводы о характеристиках генеральной совокупности (математический закон больших чисел). В свою очередь, указанная выше генеральная совокупность представляет собой лишь относительно небольшую (даже при миллионных тиражах издания) и потому специфическую часть населения, в связи с чем О. п. может быть использован лишь для изучения общественного мнения по тому кругу проблем, в котором читатели издания достаточно ориентируются. Достоинствами О. п. являются возможность оперативного зондажа общественного мнения определенной части населения по конкретной проблеме, событию; экономичность исследования (затраты материально-технические, финансовые, кадровые) относительно невелика; несомненная добровольность участия в О. п. ведет к добросовестному, искреннему заполнению анкеты, ведь анонимность ответа определяется волей респондента. Недостатки О. п. являются продолжением указанных его достоинств: невысокий уровень возврата (обычно менее 5 %) ведет к нерепрезентативности данных; ограниченность размера анкеты; высказывание в ответах вместо индивидуального мнения точку зрения ближайшего окружения.

Источник: Социологический справочник

ОПРОС ПРЕССОВЫЙ
метод сбора социологической информации посредством публикации анкет в периодической печати: журналах, газетах. Различают два вида О.П.: 1) когда редакция какого-либо издания обращается к анкетному опросу с целью изучения своей читательской аудитории и получения мнения о работе конкретного печатного органа; 2) когда через периодическую печать изучается общественное мнение по какой-либо проблеме.
Особенность О.П. заключается в опосредованном контакте социолога и респондента в процессе исследования, а сам процесс опроса с момента представления анкеты в прессе и до ее возврата мало поддается контролю. В силу отмеченной особенности, процедура вовлечения потенциальных респондентов в опрос носит пассивный характер. Результат этого - невысокий возврат анкет (не превышает 3-5%).
Кроме этого, О.П. не гарантирует получения репрезентативной информации и не только по социально-демографическим характеристикам принявших участие в опросе, но еще и потому, что отвечающие на вопросы прессовой анкеты, как правило, отличаются от остальной "пассивной" аудитории определенным отношением к конкретному печатному органу, своим пониманием изучаемой проблемы, личной заинтересованностью в результатах ее решения. Все это требует последующего "ремонта" выборки (по контролируемым параметрам в структуре генеральной совокупности), хотя даже это не всегда повышает уровень репрезентативности проведенного исследования.
В О.П. сложны для интерпретации суммарные статистические распределения ответов. Однако вполне возможно выделить однородные совокупности респондентов, представителей различных социально-демографических групп, что позволяет изучить дифференциацию общественного мнения, присущую различным группам респондентов.
При организации и проведении О.П. необходимо учитывать ряд факторов, определяющих в конечном итоге уровень репрезентативности исследования и степень активности потенциальных респондентов по участию в опросе. Решающими факторами при этом выступают: оформление прессовой анкеты; конструкция прессовой анкеты; тема исследования; время публикации анкеты.
Оформление прессовой анкеты должно быть тщательно продумано. Лучше выделить текст анкеты каким-либо видом шрифта, сделать броский заголовок, выигрышно расположить анкету на страницах газеты или журнала. Если анкета предлагается респонденту через газету, наиболее оптимально расположить ее на первой полосе. Если же анкета печатается на других страницах газеты, необходимо сообщить об этом на первой полосе. В журналах анкета может размещаться с двух сторон листа (в этом случае, вырезав анкету, не нарушается содержание материалов, представленных в журнале).
Текст анкеты всегда должен сопровождаться вступлением от редакции, где четко оговариваются цели исследования, представляется исследовательская организация с указанием ее адреса и контактных телефонов, указывается адрес и срок отправки анкеты. Если издательством планируется серия О.П., то целесообразно информировать читателей о результатах опроса (статья, очерк, информация), что можно сопровождать сведениями о том, какие изменения произошли в практической действительности на основе изучения общественного мнения, что планируется осуществить в перспективе, какие мероприятия являются наиболее целесообразными, а какие нет и почему. Такая информация обеспечивает обратную связь с читательской аудиторией, повышает интерес и ответственность за решение обсуждаемой проблемы со стороны потенциальных респондентов, позволяет привлечь к участию в О.П. большое количество людей.
Требования к конструкции прессовой анкеты вытекают из специфики самого О.П. Лимитированность печатной площади, отводимой на анкету, требует ее лаконичности. Так, количество вопросов прессовой анкеты обусловлено пространством, отведенным для ее публикации (как правило до 15 вопросов). Поставленные вопросы должны быть несложными, четко сформулированными. Чаще в прессовых анкетах используют закрытые вопросы. Если же возникает необходимость в получении дополнительной информации, выходящей за рамки закрытых вопросов, то можно предложить респондентам представить свой ответ на отдельном листе бумаги, который должен быть вложен в конверт вместе с анкетой и отправлен по указанному адресу. Можно поставить свободный вопрос и в самой анкете, тогда следует продумать расстояние между строками, куда будет вписываться ответ и количество строк, чтобы информация была читаема и достаточно ясно отражала мнение респондента.
Сама же прессовая анкета традиционно содержит введение, основную часть и паспортичку ( Анкета).
Для О.П. весьма важна тема. Ее значимость, актуальность, привлекательность выступают самостоятельными факторами, повышающими возврат анкет.
При планировании О.П. важен временной момент публикации анкеты. Речь идет о том, что нужно учитывать сезон, время года, способ проведения досуга. Так, замечено, что активность респондентов, равно как и возврат анкет снижается во время летних отпусков, пиков сельскохозяйственных кампаний. Кроме того, прессовую анкету лучше публиковать накануне выходных дней, что дает время на заполнение и отправку анкет респондентами.
Достоинством О.П. является возможность одновременного охвата значительной территории, регионов; добровольность участия в опросе, обеспечивающая искреннее заполнение анкеты; финансовая выгодность использования метода. Однако низкая оперативность, нерепрезентативность и малый возврат анкет делает этот вид опроса редко используемым в социологической практике. О.П. наиболее оптимально использовать в сочетании с другими видами опроса, что повышает качество искомой информации.
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия